15 лет в подвале или история людей, которых почти не видно, но в чьих руках находится успех лучших спортсменов.

Все знают о том, что во время соревнований на World Cup идет борьба не только между спортсменами, но и между производителями, которые хотят обеспечить первых самым лучшим снаряжением. Еще полбеды в слаломе, но в скоростных спусках быстрые лыжи — это основа. Благодаря любезности фирмы PM SPORT у нас появилась возможность посетить хорошо охраняемые помещения, где скрываются сервисмены команды ROSSIGNOL. Сюда очень сложно попасть, журналистов пускают редко и крайне неохотно. Мы же, как потенциально неопасные, смогли везде заглянуть и все потрогать.

Первое впечатление не самое приятное. Гараж. Много искусственного света. Тепло. Неожиданным и приятным сюрпризом стало открытое и доброжелательное отношение этих людей, сосредоточенно работающих под негромко играющую музыку. Они отложили свою работу, им хотелось поговорить. Может, они уже сделали всю свою работу? Но не думаю, мы пришли в сервис-центр за день до начала старта. Просто они хорошие ребята. А работа у них специфическая. Им не часто приходится сталкиваться с экзотической группой любителей, задающих странные вопросы. Наши герои это: Augusto Gillo — ответственный за Defago и Zurbrigena, Philippe Petitjean (Janyk, Spence), Grasser Gernot (Osborn-P, Dixon, Hudec). Оставшиеся члены обслуживающей команды, в том числе Loic Brun, обслуживающий J-B Grange, были уже в Alta Badia, подготавливая все к следующим соревнованиям для технических дисциплин. Знаете ли вы, сколько людей работает в каждой фирме на подготовке снаряжения к WC? Невероятно, но только в одной Grupe Rossignol (включая также Lange и Dynastar) большим спортом занимается более 50 человек! Это они ответственны за результаты, а значит, опосредованно и за маркетинговый успех марки. Ступают по хрупкому льду…

Уже во время тренировок начинаются состязания снаряжения. И группа обслуживания постоянно рядом. Работает с раннего утра иногда до позднего вечера. Надо все настроить под определенного лыжника. Техники, ответственные за снаряжение, почти не выходят из своих боксов — только на соревнования, для приема пищи и сна — хотя сон перед соревнованиями никто не гарантирует. Если кто-то придет на склон в 6—7 утра, то увидит там несколько тестирующих лыжников, одетых в облегающие комбинезоны (т. н. резину). Для подобного тестирования понадобится отрезок трассы метров в 200, по характеристикам похожий на самую медленную часть трассы, т. е. с малым наклоном. Разумеется, мы смазываем лыжи на самые медленные участки, на быстрой и технической части большую роль играют усилия лыжника. На знаменитой трассе DH Saslong такой участок находится в верхней части, это 30 секундный спуск на умеренно плоской и солнечной трассе. Поэтому надо найти подобный участок и подготовить снежные скутеры. Нет речи об экономии. Надо четко провести тест, чтобы знать, какие лыжи лучше набирают скорость, какие развивают большую конечную скорость. В тесте перед соревнованиями нужно, чтобы человек, отвечающий за сервисное обслуживание, выбрал и был на 100 % уверен в смазке и виде скользящих поверхностей лыж, подходящих для данных условий. Получив результаты теста, работник подготавливает 3—4 пары лыж для старта одного спортсмена. Ведь атмосферные условия могут измениться. И только в момент старта будут выбраны нужные лыжи. Спортсмен не думает о снаряжении. Он просто пристегивает лыжи и едет. Полное доверие. Меняются тренеры, но человек, отвечающий за снаряжение всегда рядом со своим подопечным. У самых лучших спортсменов свой личный сервисмен, иногда один обслуживает двоих спортсменов. Вместе они проводят больше времени, чем с кем-либо другим, часто даже не разговаривая. Каждый исполняет свою роль. Я всегда думал, что отдельные лыжники имеют контракты, связывающие их с определенным производителем смазочных средств. Но это не так. Профессионалы знают, что у каждого производителя есть более сильные и более слабые стороны при определенных снежных и погодных условиях. Сервисмены знают об этом и всегда имеют все доступные на рынке мази. Покупают. Работают одновременно с разными поставщиками, выслушивают советы, но выбор делают сами. На столько объективно, на сколько только возможно. Окончательный выбор происходит на старте.

Во время тренировок спортсмены не только знакомятся с трассой, но и тестируют лыжи. Если все в порядке, они применяют всякие фокусы, чтобы запутать конкурентов, например, тормозят перед финишем. Те, кто чувствуют себя на трассе уверенно, иногда пропускают тренировку или проезжают половину трассы максимально быстро, а вторую очень медленно. И все это делается для того, чтобы конкуренты не рассмотрели, как проезжаются конкретные участки трассы. На всех тренировках и соревнованиях очень точно замеряют время, включая 14 предварительных измерений плюс несколько замеров скорости. Вечером штаб тренеров и спортс­мены анализируют прохождение каждого участка, просматривая видео. Удалось ли нам заметить какие-то особенные моменты в работе техников? Скорее, нет. Удивило то, что они работают с классическими утюгами. Разумеется с самыми современными моделями с электронным регулятором температур. Не применяют никакие современные бесконтактные формы нанесения смазки. Заточка? Стандартные ручные машинки с дисками. Секрет успеха — в сборе наибольшего количества информации, и ее обработке. Везде висят метеограммы и анализы погоды, собранные и подготовленные производителями смазок. Пробы и еще раз пробы. Мне понравилась история Филиппа — канадского техника. Он рассказал, что углы заточки кантов он тестирует на своих спортсменах. Не спрашивает их, а смотрит на результаты пробных заездов. Часто спортсмены даже не знают, что идет проверка нового варианта заточки.

На фото Augusto Gillo готовит лыжи для Sylviana Zurbriggena. Тогда еще никто не знал, что на следующий день Sylvian выиграет свое первое золото в WC в скоростном спуске. Ведь Zurbriggen слаломист! Одно из важнейших достижений Augusto — это подготовка самых быстрых лыж для Didier Defago — тех, на которых швейцарец выиграл олимпийское золото. Итальянский техник работает с двумя профессионалами: Defago и Zurbriggen. И что интересно, он отвечает только за лыжи для скоростных спусков. Лыжи для слалома для Zurbriggene обслуживает другой сервисмен — Matjaz Naglić. Знаете ли вы, что для лучших лыжников World Cup снаряжением и подготовкой к соревнованиям занимаются лучшие профессионалы. Отличные лыжи получают спортсмены, находящиеся где-то до 50‑го места в мировом рейтине… Эти лучшие могут протестировать перед сезоном около 1000 пар лыж, сделанных под их метрические данные. Такие лыжи выполняются из лучших пород дерева и имеют различные патентованные новинки этого производителя. Например, титановые пластинки. Канты в таких моделях очень жесткие, а скользящая поверхность разделена на определенные диапазоны температур, влажности снега и льда. Тип специализированных лыж и ботинок можно распознать по специальным кодам, размещенным на поверхности. Подготовка такого снаряжения к тренировкам или соревнованиям требует много времени из-за жестких кантов. Поэтому более слабым спортсменам приходится в борьбе за вершину использовать лыжи более сильных конкурентов или искать счастья, обращаясь к производителям за хорошими лыжами.