Анфас и в профиль. Фотопортрет на фоне гор

Об искусстве создания фотопортрета написано немало литературы. Коснемся специфики этого жанра в условиях горных курортов.

foto1

Классический пример неграмотного, формально сделанного снимка: горизонтальное построение кадра, посередине — фигура человека анфас, в полный рост, на фоне горной гряды, взгляд человека направлен в объектив, все резко, мелко, невнятно, статично и абсолютно невыразительно. Что нужно сделать, дабы избежать подобных «шедевров»? Начнем с оптики. Для съемки портретов обычно применяются объективы с фокусным расстоянием от 50 до 135 мм. «Широкоугольники» искажают пропорции и могут быть использованы только для достижения определенных эффектов. «Телевики» же, наоборот, «спрессовывают» пространство и делают фигуру или лицо портретируемого человека неестественно плоскими. Наводить на резкость лучше всего по глазам модели. Не следует чрезмерно диафрагмировать объектив. Глубина резкости должна быть такой, чтобы фон был слегка размыт (степень размытости выбирается фотографом в зависимости от замысла сюжета), это отделит основной объект (портретируемого) от окружающего пространства, правильно расставит акценты в кадре и позволит зрителю сконцентрироваться на портрете. Положение камеры по отношению к модели определяется так называемой «нормальной точкой съемки», при которой пропорции лица и тела человека не искажаются. При съемке головного портрета объектив фотоаппарата должен находиться на уровне глаз модели, при поясном портрете — на уровне подбородка, при поколенном — на высоте груди, при портрете во весь рост — на уровне пояса портретируемого, а съемку группы товарищей производят с колена. Ось объектива во всех случаях должна располагаться горизонтально.

foto2

Конечно же, у любого правила есть исключения. Можно, например, сфотографировать своих приятелей (семью) с любой высокой точки (из окна или с балкона резиденции) или снять человека на лыжах с очень низкой точки на фоне голубого неба. Пропорции при этом исказятся, но кадры могут получиться забавными. Все зависит от задуманного сюжета и вкуса фотографа. Нужно только стремиться к тому, чтобы люди на снимках выглядели естественно, а точка съемки была сюжетно оправдана. Экспозиция, как правило, определяется по лицу модели (на камере включен точечный режим замера экспозиции). Солнце должно быть расположено сзади и сбоку от фотографа и лучше за тучкой, что исключит жесткие тени на лице. Хорошо получается портрет при рассеянном освещении, правда, окружающий пейзаж получится несколько сероватым. Почти во всех случаях следует пользоваться вспышкой, она подсветит тени на лице, придаст блеск глазам, отделит фигуру портретируемого от окружающего пространства, сделает снимок более контрастным. При съемке против солнца вокруг головы модели появляется красивый светлый ореол, но лицо становится плоским, лишенным деталей. В этом случае к вспышке на фотоаппарате нужно добавить светлый однородный отражающий предмет (например, большой лист бумаги, картона, белый целлофановый пакет, натянутый на плоскую поверхность) и подсветить им лицо модели сбоку и чуть снизу. Чтобы не мучиться с выбором экспозиции, лучше сделать несколько дублей с разной выдержкой (экспозиционную «вилку»).

foto3

Индивидуальный портрет получается в большинстве случаев удачно, если модель размещена в положении «три четверти» по отношению к фотоаппарату. Фигура человека должна занимать значительную часть кадра, поэтому снимая в полный рост, следует компоновать вертикальный кадр, а погрудный или поясной «портрет на фоне» делайте горизонтальным. Лучше, чтобы человек был смещен относительно центра кадра, что поможет избежать статичности. Взгляд портретируемого может быть направлен в фотоаппарат, на какой-либо объект, или вообще уходить за границы кадра — все зависит от сюжета.

Фотографируя группу людей (например, компанию, с которой вы находитесь в горах), не следует банально выстраивать их в ряд перед камерой. Лучше снимать приятелей в обстановке непосредственного общения, в естественных позах. И лучше крупным планом, выбирая при этом наиболее однородный фон (отдаленные горы, снег, небо). Вот лишь несколько примеров возможных сюжетов, хорошо передающих атмосферу горнолыжного бытия. Семья (компания) поднимается на кресельном подъемнике. Фотограф снизу снимает их на фоне неба и отдаленных вершин. Остается только ручкой ему помахать. Ваши друзья, опять же, едут на кресельном подъемнике, а вы (фотограф) сзади, на следующем за ними кресле. Пусть обернутся по вашей команде, а вы, выбрав подходящий фон и наведя фокус на снимаемых, нажимайте на спуск. Годится как для группового, так и для индивидуального портрета. Кладете камеру на снег (подложите что-нибудь: куртку или рюкзак) объективом вверх, выставляете по шкале расстояние 1,3–1,5 м. Отключаете автофокус, включаете автоспуск с задержкой в несколько секунд. Лучше включить вспышку. Компанию располагаете вокруг камеры, всем смотреть в объектив. Нажимаете кнопку затвора и присоединяетесь к приятелям. Всем улыбаться!

foto4 Остальные возможные сюжеты зависят только от вашей фантазии. Удачных фотографий!