БЕГОМ ПО РАЮ

Год назад мы с Михалом Шиплиньским ездили на Кубок мира по горнолыжному спорту в Валь Гардену, расположенную в Южном Тироле. Там мы провели несколько дней, работая с утра до вечера над видеоматериалами и текстовыми отчетами. Жаль, что у нас не было свободного времени, иначе мы посвятили бы его только одному — беговым лыжам в Alpe di Siusi.


Этот вид спорта весьма притягателен. Не надо быть мастером спорта, чтобы получать от него удовольствие. Каждая вылазка/занятие требует от спортсмена победы над своими слабостями, есть возможность полюбоваться новыми местами. Снаряжение значительно дешевле, чем горнолыжное, и не так быстро устаревает. Не надо платить за скипассы и не нужны подготовленные склоны — заниматься можно практически везде. Единственное условие — наличие снега.

Из Santa Cristina (1428м н. у.м.) туда просто рукой подать. Надо только подъехать до Monte Pana (1636м н. у.м.), где создан новый центр для беговых лыж. Там проложено пять трасс разных степеней сложности. Две более лёгкие — голубые: Mont Dessot (No 1) — 2,5км с перепадом высот в 93м и Palusc (No 2) — несколько длиннее — 5,2км, 155м перепада высот. Красная La Buja (No 3) более сложная, на отрезке в 6,7км надо подняться на двести метров. Vedi Verzon (No 4) насчитывает только 3,3км, но при таком малом расстоянии перепад высот в 118м производит впечатление. На десерт остаётся чёрная трасса Val Scura (No 5), которую отлично характеризуют параметры: 7,5км длины и 270м перепада высот. И всё это находится в нескольких десятках минут езды на автомобиле от Groden.

КАК ПОПАСТЬ В ЮЖНЫЙ ТИРОЛЬ?

На автомобиле в Италию лучше въезжать через перевал Brennero. Ближайшие аэропорты в Bolzano (единственный в Южном Тироле), а также в Инсбруке и Вероне. На расстоянии около 200км (четыре часа поездом) расположены аэропорты Бергамо, Тревизо, Венеции и Мюнхена. Из столицы Баварии в Южный Тироль курсирует специальный поезд.

На Alpe di Siusi можно подъехать транспортом или воспользоваться трассой для беговых лыж. На это альпийское плато ведёт чёрная трасса No11. Её длина около четырёх километров. По ней попадаем в Saltria, 1665м. Там расположены рестораны, где можно перекусить. От Saltria есть два маршрута: или делаем крутую петлю по красной No12–5,9км (159м перепада высот, на полпути тоже есть ресторанчик), или по чёрной десятке (4,2км) попадаем на большое горное пастбище Alpe di Siusi. А там — рай для тех, кто на беговых лыжах. 80км трасс разной сложности. От самых простых, для начинающих—обозначенных зелёным цветом, до трасс любой сложности: голубых, красных и чёрных. Все они имеют две колеи—для классической техники и для конькового шага. Добравшись по десятке до Ritsch Schwaige/Malga Ritsch (1875м) мы снова оказываемся перед выбором.

Alpe di Siusi представляет собой пространство равное восьми тысячам футбольных полей, где расположено множество плато, долин и горных пастбищ.

Опытных бегунов искушает восьмёрка—красивая, но сложная Panorama ведёт аж до Spitzbul. Трасса длиной почти одиннадцать километров порадует великолепными пейзажами и утомит даже самых завзятых — 256м перепада высот. На этой петле есть несколько пунктов, где можно немного сократить маршрут. Вспомним и о зелёной двойке (Ritsch — 1,4км) — идеальна для прогулки с детьми или голубая тройка, длиной около двух километров. Есть ещё и единичка, которая вдоль дороги ведет к Compatsch/Compaccio (1825м). Тройка соединяется с четвёркой (голубая, 3,2км) — ведёт к отелю (Sonne) и пятеркой (Moser, 5,5км, 96м перепада высот). Последняя ведёт к большому кольцу No 6 (8,9км, для начинающих). Эту петлю можно закончить, сделав ещё одну окружность Hartl (1835м, 290м перепада), пробежав по двенадцатикилометровой трассе номер семь. Сами видите, есть из чего выбрать. А если кому-то мало побегать на лыжах днём…

Раз в году, в январе, на Alpe di Siusi проводится ночное соревнование на беговых лыжах под сложным на званием South Tyrol Moonlight Classic Alpe di Siusi. Только представьте: ночь, луна, Доломиты и трассы. И мы бежим вместе с такими же энтузиастами. Старт и финиш находятся в Compatsch/Compaccio. Для профессионалов предназначены две трассы 20 и 36км. Обе для классической техники. Впервые ночной марафон был проведён в 2007 году. В последний раз его выиграл Giovanni Gullo. Итальянец преодолел двадцатикилометровую трассу (снежные осадки ограничивали видимость и соревнования проводились на более коротком отрезке) за 43 минуты и 13,4 секунд. Он только на две секунды опередил чеха Peterа Novakа. Среди женщин лучшей стала Barbara Antonelli. Итальянка пришла к финишу за 46 минут и 20 секунд.

Alpe di Siusi кажется бесконечным. На этом плоскогорье находится ещё одна пятнадцатикилометровая трасса Giogo. Это черная трасса с перепадом высот в 354м. Но тот, кто основное время проводит на горнолыжных спусках, а беговые лыжи для него только дополнение, может вообще никуда не двигаться с Val Gargena. Ведь здесь, в Selvi, у подножия Vallungi расположены три трассы—красная, голубая и самая длинная и сложная—чёрная. Старт проходит на высоте 1625м, а подняться можно до 1800м.

ФРАЗА DOLOMITI SUPER-SKI ИЗВЕСТНА МНОГИМ ЛЫЖНИКАМ…

Интересно, станет ли популярной одна из самых длинных трасс для беговых лыж Dolomiti NordicSki. Прекрасное впечатление производит 1300км подготовленных трасс, которые ведут через: Alta Badia, Valle Anterselva/Antholzertal, Val Casies-Monguelfo- Tesido/Gsieser Tal- Welsberg-Taisten, Alta Pusteria/Hoch-pustertal, Osttirol, Comelico Sappada, Cortina d’Ampezzo, Auronzo- Misurina-Lorenzago, Valli di Tures e Aurina, Alpe di Siusi/Seiser Alm, Val Gardena /Groden, PelmoSkiCivetta, Forni di Sopra. Многие из этих мест известны в связи с соревнованиями на Кубок мира по горным и беговым лыжам, а также биатлону… Дневной билет стоит 5 евро, недельный — 25, а годовой — 70.