БЕЗОПАСНОСТЬ И ФРИРАЙД

Уже неделю в Австрии без остановки идёт снег. Ездим по лесам, видимость отвратительная, снег мокрый, тяжелый. Пока без сенсаций. Все поклонники фрирайда в Mayrhofen ждут конца осадков и появления солнца. Вверху около 2 метров нетронутого пуха. Наконец, снег перестает идти, выходит солнце, но угроза схода лавины велика, местами, до 5 по пятибалльной шкале.Нет возможности идти вверх. 

Следующий день. Стабильный антициклон, температура –15°С. Лавиноопасность падает. Утром –4 °С, после обеда прогнозируют 3°С. Всё ещё опасно, зато какие условия!

Утром чудесная передача от спонсора: новая модель Majesty Ace. Надо только прикрутить крепления и можно ехать. Все имеющиеся крепления уже прикреплены к лыжам, поэтому я направляюсь в знакомый фрирайд-магазин Greenroom и отдаю 300 евро за новенькие Duk Marker.

Собираю снаряжение, сажусь в автобус и еду на ледник Hintertux. На улице солнечно, –15°С, безветренно, а в горах — тонны пуха. На паркинге встречаю коллегу, спасателя и супер-специалиста по фрирайду. На минуту задумываемся, проверяем уровень лавиноопасности — 3, т.е. много.

Принимаем решение: едем под Hoher Riera и съезжаем на паркинг под Tuxem. Это один из красивейших фрирайд-спусков в окрестностях. Надо подниматься из Ferner Haus около 1,5 часа, одев камуса на лыжи, но спуск вознаградит усилия. Съезжаем с 3200 м до 1500 м по очень разнообразной местности.

Сначала крутая стена около 55 градусов, потом просторная долина с огромными валунами, которые при таком количестве снега создают естественный сноупарк. Потом достаточно плоская километровая поляна с наклоном около 30 градусов и в конце лес с достаточно крутым уклоном.

Условия лучшие из возможных. Снег позволяет ехать очень быстро даже по крутому, чем мы и пользу- емся, делая длинные дуги с максимальной скоростью. От радости я кричу. На полной скорости въезжаем на поляну метров 500 шириной. Я еду первым. В этот момент слышу крик: ЛАВИНА!!! Вокруг меня всё начинает бурлить. Я осознаю, что теперь не до шуток. Впереди вижу несколько скал и двигаюсь к ним. Поднимаюсь повыше, хватаюсь руками в надежде, что лавина пройдет понизу. К сожалению, это не помогло. Чувствую, как мои руки отрывает от скалы, и я падаю вниз. Несколько сильных ударов и темнота.

Меня переворачивает, я в глубине снега, ничего не видно, во рту снег, нечем дышать. Не могу найти ручку от ABS, так меня крутит. Только одна

мысль: если не доберусь до баллонов, то мне конец. Наконец прижимаю локоть к телу и дёргаю ручку.

Ситуация меняется, как по мановению волшебной палочки меня выбрасывает на поверхность, я выплёвываю снег и срываю маску. Наконец могу видеть и дышать.

Это половина успеха и… я уже лежу сверху на лавине и двигаюсь вместе с ней вниз. Приближаемся к лесу. Ударяю в первое попавшееся дерево ногами, стараясь амортизировать. Я остановился, но снег меня засыпает. Мне удаётся сделать руками небольшую нишу перед лицом и поднять одну руку вверх. Вскоре появляется мой коллега и откапывает меня.

Его первые слова:

— Какой самый красивый цвет? — Оранжевый (баллоны ABS) …

Всё закончилось сильными ушибами и двумя неделями перерыва в катании. К сожалению, я потерял новенькие Acy Duk, которые мне было так жалко.

Через несколько недель я вернулся туда с металлоискателем, но это как поиск иголки в стогу сена. Лавина накрыла поверхность более километра в длину и метров 500 в ширину.

Минуло несколько дней, шок сгладился, и пришло время проанализировать ситуацию.

ВОЗНИКШИЕ ВОПРОСЫ:

  • была ли наша вина в сложившейся ситуации?
  • почему именно в этом месте?
  • можно ли было этого избежать и что делать в будущем чтобы такое не повторилось?

У меня нет однозначных ответов:

  • разумеется, это наша вина. Если бы мы сидели в баре и пили пиво, такого бы не случилось.
  • был третий уровень лавиноопасности, который считается высоким. Но в Zillertal после выпадения снега в 95 процентах третий уровень.
  • размышляя таким образом, лучше вообще отказаться от фрирайда. В горах всегда есть риск.

И чем чаще ты поднимаешься в горы, тем этот риск больше,— говорит статистика. В моём случае — более 100 дней в году.

Надо проанализировать этот случай и сделать выводы на будущее. Если вспомнить наш спуск, то именно поляна, где сошла лавина, казалась самой безопасной.

Наклон всего 30%, широко. Только одно «но» — поляна заканчивалась лесом, круто (под углом 50 градусов) уходившим вниз, т. е. у неё не было опоры. В предыдущие дни шел снег и дул сильный ветер. И только в последний день выпало около 80 см снега при безветренной погоде, закрывая все знаки опасности.

ВЫВОД: создалась огромная подушка, на которую мы и въехали, и в один момент вся поляна поехала вниз. Несмотря на небольшой наклон и небольшую дополнительную нагрузку (мы ехали очень быстро), лавина таки сошла.

Самый сложный вопрос: что делать, чтобы такое не повторилось?

  • В 100% избежать опасности не удастся.
  • В лесу мы всегда можем встретить медведя, потому, что он тут живет.
  • А в горах, когда есть снег, возможны и лавины.

Без сомнений, ABS спасло мне жизнь. Также важно увеличивать свои знания на тему безопасности в горах, т. е. иметь правильное спасательное оборудование и компетентных, способных действовать сообща, друзей (ещё раз спасибо моему коллеге). Многих опасностей можно избежать. Но, к сожалению, не всех.

До встречи в горах на широких лыжах!