Cаслонг-самый красивый спуск

Немного на свете гор, красивее, чем Доломиты. Невероятнейшие скальные формы, строгая феерия красок, великолепие граней. Многие из моих соотечественников (и я в том числе) стали жертвами их необычной суровой красоты и ежегодно сюда возвращаются. Особенно любимы горнолыжниками склоны, окружающие прекрасную огромную группу Селла.

Трудно представить, чтобы в таких «благоприятных природных условиях» не развивался и горнолыжный спорт. Первые упоминания о проведении горнолыжных соревнований в самом сердце этих великолепных гор, районе Валь Гардена Гроден (следуя специфике региона будем использовать оба варианта названий – итальянское и немецкое) относятся к 1908 году. Тогда появился и первый местный лыжный клуб Доломитен Альпен Ски Клуб Ладиния, а вскоре после него – Ски Клуб Селла. С 1932 года проводимые здесь соревнования становились все более профессиональными, главным образом, благодаря строительству новых трасс и установке первых подъемников. Но ускорило спортивное развитие этой части Доломитов в большей степени воображение президента очередного местного клуба Ски Клуб Гардена – господина Чуки Кершбаумера. Кершбаумер мечтал провести в Валь Гардене соревнования по скоростному спуску наравне с теми, что проходили в Китцбюеле или Венгене. Мешало отсутствие соответствующей трассы. С 1960 года в течение девяти лет на разных склонах и с разным результатом предпринимались попытки организации соревнований по слалому. И только решение FIS о проведении чемпионата мира в 1970 году (которого добился именно Кершбаумер) заставило проложить трассы спусков на самом высоком мировом уровне. В 1969 году на новой трассе на склонах Чиампинои (2254 м над уровнем моря) прошел первый спуск мужчин. Причем, скоростной асс того времени Карл Шранц отказался принимать в нем участие, объяснив свое решение чрезмерной легкостью трассы.

На самом же деле Саслонг был проложен и сооружен в прямом соответствии с регламентом FIS, который тогда запрещал проведение спусков на слишком рискованных трассах. Во время очередного летнего сезона под действие этих стандартов попали и Китцбюель с Венгеном. А по сравнению с ними Саслонг выглядит совсем неплохо. Средняя скорость в Валь Гардене чуть выше 100 км/час, а в Китц и Венгене – 90 и 85 км/час. Но Шранц, слывший лыжником необычайной смелости, любил соревноваться на трассах безумно рискованных. Справедливо или нет, но мнение о Саслонге, как трассе легкой, бытует в горнолыжном мире и по сей день. Попробуем присмотреться к ней поближе. На этот раз наш гид – трехкратный победитель этапов Кубка мира в Валь Гардена (1996, 1997, 1999 г.) – итальянский спусковик-рекордсмен Кристиан Гедина. Старт: На Саслонге старт необычайно важен. Из стартовых ворот нужно мощно вытолкнуться, сделать несколько очень сильных толчков, принять стойку спуска и быстро набрать скорость. Тот, кто на этих первых метрах ловит встречный поток ветра, либо стартует на смазке, предназначенной для другого участка трассы, шансов на хороший результат уже не имеет. Looping: Looping – первый отрезок, где проверяются способности к быстрой езде в стойке скоростного спуска. Трасса на этом участке плоская и во времени выигрывает тот, кто лучше сумеет «дать лыжам ехать». Самый важный – левый вираж перед въездом в эту секцию спуска. Его надо проехать идеально на кантах – без малейшего соскальзывания – тогда спортсмен «забирает» с собой много энергии, так необходимой на последующем плоском участке.

Sochers: Два серьезных виража на безумно крутой и обледеневшей стенке. Здесь основная задача – удержать идеальную траекторию. Если ее сорвать, сильно теряется скорость на следующем плоском участке и при выходе на Горбы верблюда, а это очень неприятно. Горбы верблюда: Самое эффектное место этой трассы, где рельеф представляет собой серию поперечных волн. При этом два последних можно преодолеть двумя способами: попробовать их придавить и амортизировать ногами, либо использовать предпоследний в качестве трамплина, пролететь пространство между ними и приземлиться после заключительного. Наверное, не стоит напоминать, что второй метод – намного более рискован, но… зато самый быстрый. Ciaslat: Самое широкое место трассы, что, впрочем, не означает, что здесь легко. На Ciaslat очень круто, а трасса проходит по трем технически сложным дугам. Естественно, все время следует ехать на кантах, да еще удерживать аэродинамическую стойку. Самый важный момент – вход в первый поворот, где спортсмен должен выдержать идеальную траекторию. Только в этом случае можно избежать проблем с последующими виражами и выездом на финишную прямую. Zielschuss: Вроде неожиданностей уже нет. Но на уставших ногах надо сохранить оптимальную аэродинамическую стойку, при этом давая лыжам скользить, и не потеряться на последнем прыжке перед финишем… Учитывая, что Саслонг – одна из пяти трасс в мире, где время спуска превышает две минуты, задача перед спортсменами не из легких.

Еще одно замечание по поводу ключевого участка трассы – горбов верблюда. В 1980 году австриец Ули Шпис предположил, что полет с одного горба на другой может оказаться значительно быстрее, чем спуск по снегу. На глазах у изумленных болельщиков и телезрителей он пролетел в воздухе более 90 метров на скорости 100 км/час и на высоте четвертого этажа (что на это скажут мастера фристайла, везде и всем вещающие о скучности горнолыжного спорта?). В последующие годы многие спортсмены испытывали этот метод с различными результатами. Здесь разбились швейцарец Петер Мюллер и австриец Антон Штайнер (не долетев до нужной точки, они приземлились прямо на последнюю волну).

После этих случаев FIS приняла решение о сокращении прыжка до 60 метров. Лучший горнолыжник всех времен Марк Жирарделли так и не решился на полет по Горбам Верблюда. Вместо этого он вычислил для себя наиболее скоростную наземную траекторию, которую некоторые спортсмены используют и сегодня, так и величая «траекторией Жирарделли». Так что решайте сами – действительно ли трасса Саслонг такая уж «булка с маслом»?