Флюоресценция

Март 2007 года, Гаренда, Закопане. Финальные соревнования кубка Польши среди студентов по слалому. Врываюсь на финиш, оборачиваюсь и нервно смотрю на табло. Рядом с моим временем проезда появляется магическое «01». Лидер в общем зачете Кшиштоф Чаински на финише. Еще десять секунд и он узнает, что сегодня он не выиграет. Только победа в финальных соревнованиях может дать мне первое место в кубке. На финише появляются очередные грозные спортсмены, но они ничего не могут сделать с моим временем. После проезда Яцека Роевского я понемногу начинаю верить, что мне удалось. На финиш приходит Анджей Ольчак, не блиставший в этом сезоне, но теперь он показал класс! Разница между моим и его временем составляет 0,01 секунды! Одна сотая, которая стала решающей для итога всего длинного сезона. Кубок Польши завоевывает Кшисек, Анджей выигрывает финал, а я на втором месте. Второй в кубке, второй в финале. Изменил ли бы эту историю в более радостную для меня фтористый порошок, насыпанный на мои слаломки перед самым стартом? Может быть. Этого я не узнаю никогда, однако это очень правдоподобно. Самые лучшие смазки не помогут, если проигрываешь несколько десятых секунд. Лучше тогда взяться за работу над собой и тренироваться. Однако, если не достает сотых секунды, а упустил хотя бы один этап смазки перед стартом, то можешь пенять только подготовку своего снаряжения. Год назад в статье «Рукой или Машиной» мы призывали регулярно заботиться о снаряжении. Надеюсь, что многие из вас воспользовались нашими советами и сделали выводы из приведенных там историй. В этом сезоне мы попытаемся убедить всех, кто участвует в соревнованиях, о преимуществах применения фтористых смазок. Не станем никого обманывать, что стоит тратить деньги на «фторы», если выезжаете на две недели в году и катаетесь для чистого удовольствия. Однако ныне даже на любительских либо детских соревнованиях можно встретить много людей, применяющих самые лучшие из доступных на рынке смазок. Нашим экспертом в этой области является Яцек Никлинский, представитель фирмы Holmenkol в Польше, являющийся настоящим авторитетом в деле подготовки лыж. Первое, что бросается в глаза, это значительно большее количество на рынке смазок фтористых по сравнению с гидрокарбонатными. Происходит это потому, что фтористые смазки предназначены для меньшего диапазона температур. Это дает возможность точно приспособить лыжи к преобладающими условиям склона и получить лучшее скольжение, чем в случае с базовыми смазками. Следует, однако, быть осторожными – легче попасть впросак с подбором, чем в случае более дешевых смазок, диапазон действия которых достигает около 20 градусов. К счастью, большинство фтористых смазок приспособлены к температуре снега, а не воздуха. Это ценная информация. Представим себе такую ситуацию. Уже несколько дней стоит мороз -15ºС. Температура снега и воздуха одинаковая. Внезапно наступает потепление, появляется солнце и температура воздуха за несколько часов поднимается до -3ºС. А температура снега за это время, возрастает лишь  на несколько градусов, поэтому есть большая вероятность, что с диапазоном действия смазки мы попали в точку. Также не следует забывать о применении в повседневном пользовании базовых смазок. Наложение  «фторов» за день перед соревнованиями – это лишь пресловутая точка над «и».  Самое важное – это забота о скольжении с момента покупки лыж. Гидрокарбонатные смазки отлично впитываются и промасливают материал, из которого сделана скользящая поверхность лыж. После наложения фтористой смазки, не следует сразу по горячему циклевать лыжи, нужно минимум 40 минут подождать, чтобы фтористые соединения впитались в тефлон. Лишь после этого приступаем к обработке, то есть циклевке, чистке щеткой и полировке. Если тефлон хорошо пропитан, то при попадании на него света, он должен быть матово стеклянный. Очередной темой, непосредственно связанной с «фтором», являются финишные смазки. В лыжном жаргоне они известны как порошки, мыльца, пасты и спреи. В зависимости от вида смазок, применяются разные методы смазывания. Порошок можно втереть либо прижать утюгом. Втапливание (прижигание) применяется в классическом лыжном спорте, когда спортсмен должен пробежать 10, 15 или даже 50 километров. В горнолыжном спорте чаще всего порошок втирают щеткой, пробкой или войлоком. Пасту втирают губкой, с мыльцами поступают так же, как и с порошками. Если же мы используем спрей – распыляем его на скользящую поверхность и ждем, пока он просохнет, а потом полируем. Некоторые «специалисты» утверждают, что финишных смазок хватает едва ли на несколько первых метров после старта. Это неправда! При слаломе средней длины, порошка или мыльца, втертых в «скользяк» хорошо подготовленных лыж, спокойно хватает на два проезда. Конечно, большинство спортсменов перед второй попыткой снова накладывает смазку, но влияет это, прежде всего, на психологическое состояние лыжника. Речь об это зашла на одном из учебных занятий фирмы Holmenkol. Сервисмен намазал лыжи мыльцем, дал пять видов щеток, сделал перерыв, во время которого участники курсов терли лыжи щетками. Когда под щетками уже не было видно никакого порошка и все думали, что от мыльца не осталось и следа, ведущий курсов поскреб «скользяк» ногтем. На черной поверхности появилась белая «мучка», что свидетельствовало о том, что финишная смазка там еще была. Поэтому не следует беспокоится о слабой стойкости таких смазок. Беговые мыльца имеют гарантию на 10 километров. Можете быть уверены в том, что на более коротких скоростных трассах у вас не будет недостатка в финишном «фторе». Применение такой смазки на соревнованиях, даже любительских, является обязательным, если мы боремся за более высокие места.

Как я упоминал в начале статьи, трудно ошибиться в применении соответствующего вида смазки, поскольку подбираем ее к температуре снега. Кроме самого выбора, есть еще несколько нюансов, связанными со фтористыми смазками и их обработкой. Эти детали относятся, прежде всего, к профессиональному лыжному спорту: поскольку из-за неумелого применения смазки и последующей обработки, можно потерять несколько процентов на скольжении. Во-первых, использование температуры утюга, не той, что рекомендует производитель, приведет к потере особенностей смазки. Использование щетки, несоответствующей данной смазке и ее структуре, может замедлить лыжи на 0,2-0,5%. Несколько менее вредным фактором, но также влияющим на скольжение является применение несоответствующих скоростей оборотных роторных щеток или пробок. (Рекомендуется диапазон 800-1200 оборотов в минуту и не слишком сильное давление). Это все мелкие детали, но они часто решают споры о сотых долях секунды