Формула 1 через Атлантику

Когда в ноябре 2010 года я получил приглашение на круиз под парусами через Атлантику, то сразу понял, что это именно та возможность, которую нельзя упустить, потому что второй такой наверняка не будет. Путешествие через Атлантику под парусами? Кто-то может сказать, что это ничего особенного. 500 лет тому назад его совершил Христофор Колумб, а за ним и многие другие. Да это все так, но… Но это мое первое путешествие через Атлантику. Как я буду переносить качку, «сложную» пищу, сознание того, что мы в 2000 километров от ближайшего берега, и если что-то случится, то вертолет не долетит, самолету не на что приземлиться, а корабля придется ждать около трех дней? И что будет, если, двигаясь ночью со скоростью более 30 узлов, мы врежемся в дрейфующий контейнер, который выпал во время шторма с какого-нибудь корабля? А если я выпаду за борт? Разумеется, такие мысли проносились в моем мозгу, но желание пережить необыкновенное приключение было сильнее. Это путешествие обещало быть исключительным по нескольким причинам. Наша цель — это установление рекорда скорости на отрезке Las Palmas — Gwadelupa, капитаном будет Roman Paszke тот, который командовал катамараном „WARTА POLFARMА” в регате вокруг света RACE2000, среди членов экипажа будет Bogusław Linda, а поплывем мы на катамаране Renault ECO2 — одном из самых современных и быстрых в мире. Это 14 тонное судно насчитывает 27,5 метров длины, 14,06 метра ширины, а мачта высотой 34 метра!!! Два основных паруса, которые мы будем использовать — это грот, площадью 215 м2 и генакер, площадью 300 м2. А значит, мы поплывем на катамаране, поверхность которого может сравниться со спортивной площадкой для баскетбола, высота мачты — это десятиэтажный дом, а все это будет двигаться с помощью 515 м2 паруса. Мы стартуем 7 января 2011 в 18:04:50 UTC (универсальное координированное время, Universal Time Clock), ветер слабый — 2 балла по Бофорту. Но мы не можем ждать дольше. Первоначально старт был запланирован на 2 января, мы уже итак опаздываем из-за возникшей необходимости исправить двигатели. Мы должны преодолеть 2670 морских миль по прямой, что равняется 4945 километрам. На практике, трасса окажется длиннее, ведь нам придется идти галсами, а старт произойдет в направлении обратном цели, потому что мы должны обогнуть с востока Teneryfę, отойти на каких-то 600 миль на юг от Канарских островов, чтобы уйти от их «тени», поймать Пассат, и с его помощью пересечь Атлантику. Сменяемся на вахте каждые два часа. С отдалением от островов наша скорость растет и утром 8 января она достигает более 20 узлов. Температура воды равняется температуре воздуха — 31 градус. Мы попадаем в область пассатов, плывем бакштагом 150—160 градусов по отношению к направлению ветра. Во время ночной вахты я обнаруживаю, что небо надо мной совсем другое, чем обычно. Оно чистое, без городской засветки, полное звезд. Одновременно с правой стороны видно Полярную звезду, а слева Южный крест. На третьи сутки мы идем уже очень быстро. Дует сильный ветер — 6 балов по шкале Бофорта, скорость не падает ниже 30 узлов. Максимально она достигала 34,8 узла. Море все более неспокойное, поплавки катамарана разбрызгивают волны. После окончания вахты я укладываюсь в койку. Все вокруг влажное и соленое. Ночь. Меня немилосердно качает, а в уши бьет сильный звук, каждый раз, когда вытолкнутый на волну катамаран, пролетев в воздухе несколько десятков метров, ударяется о воду. Когда я ненадолго засыпаю, мне снится, что я лежу в пластиковой байдарке и лечу вниз с Kasprowego Wierchu по впадинам обледеневшего склона. Когда я выхожу на очередную вахту, дух спирает от открывшегося вида. Катамаран летит по «лунной автостраде», которую создает отражающийся в воде лунный свет. Я надеваю наушники и включаю Helter Skalter The Beatles. Нам очень повезло. Пассат очень сильный. Если так пойдет дальше, есть шанс пройти трассу меньше чем за 8 дней. Когда под командованием моих опытных коллег, я стою за рулем, то понимаю, что это не совсем то, что я знал до сих пор. Надо правильно использовать океанскую волну и скорость судна. Есть две возможности. Или мы сотрудничаем и тогда 14 тонный катамаран съезжает с нее, ускоряется как серфер на гавайской волне, или нет. И тогда волна нас обгоняет и вырастает впереди как гора и мы теряем скорость. На следующие сутки у нас лопается мачта. Мы ставим солент, но это означает потерю 200 кв.м паруса. Мы вынуждены идти сильнее к ветру — 140—150 градусов, а значит, больше галсов — путь удлиняется, а скорость падает до 25 узлов. К финишу мы приходим 15 января 2011 в 20:43:01 UTC, а значит, мы преодолели трассу за 8 дней 2 часа 38 минут и 11 секунд. Для сравнения, Христофору Колумбу понадобилось почти 6 недель, чтобы пересечь Атлантику. Но Колумб преодолел эту трассу несколько раз. Может и мне еще когда-нибудь улыбнется такая удача!