FREERIDE — В ПОГОНЕ ЗА ПУХОМ

Может ли катание на лыжах быть похожим на серфинг или виндсерфинг? В определенном смысле, да. И та и другая деятельность нуждаются в определенных условиях, чтобы получить полное удовольствие. Уже много лет я гнался за ветром (и многократно догонял). Сейчас меня «повело» на теме пуха. Ниже приводятся некоторые наблюдения из предыдущего сезона после «сессий» фрирайда в Европе.

С ветром все просто. Или слушаем прогноз и рискуем, если он не сбудется, или едем туда, где ветер есть всегда. Такие места – это, прежде всего, регионы возникновения пассатов – ветров, зависящих от вращательного движения земли, а не от какого-то эфемерного перепада температур. Единственная проблема – большая уделенность нашей холодной и дождливой родины от мест появления пассатов, и связанные с этим затраты на путешествие. Со свежим пухом все сложнее.

Для начала представим себе идеальный день для фрирайда: метр свежего снега, ясное солнце, крутые и длинные спуски, мало людей на склонах.

Подобные условии бывают крайне редко. К сожалению, обязательным условием возникновения пуха являются интенсивные атмосферные осадки, а им сопутствует пасмурная погода. Конечно, в идеальном варианте, снег мог бы идти по ночам, а днем бы светило яркое солнце. Но, насколько мне известно, так бывает только в Andermatt весной, да и то не всегда (мы говорим о занятии лыжным спортом в Европе). За последние несколько сезонов я приобрел разнообразный опыт катания в различных уголках Европы и думаю, что знаю, как обеспечить себе несколько незабываемых дней в году.

   Способ первый: Don’t live home without it…

   Этот способ самый простой, но и приносит самые мизерные, зависящие от удачи результаты. Просто на каждый лыжный выезд (даже на катание между вешками) берем с собой полное фрирайдовое снаряжение и терпеливо ждем оказии. В прошлом сезоне мне удалось таким образом провести три лучшие дни фрирайда за сезон. Теоретически пресстур в Sulden am Ortler должен был быть дружеским, и мы с журналистами из Польши должны были прокатиться на лыжах по окрестностям и немного потренироваться между вешками. Участники поездки смотрели на меня с сочувствием, когда я доставал из автомобиля лыжи длиной 188 см и шириной под ботинком почти 100 мм. Шуткам не было конца, пока… На следующий день – хотя прогноз был совсем иным – неожиданно повалил снег. Осадки были такими обильными, что к обеду на трассах было около 40 см свежего снега. Перерыв на ланч стал для большинства участников предлогом для окончания катания на лыжах. И это не удивительно – катание на слаломных лыжах в таких условиях – это настоящее мучение. Но для меня и еще нескольких человек этот перерыв стал возможностью сменить снаряжение. И до конца дня мы гоняли по огромным пространствам Sulden среди густо падающего снега. Но самое хорошее было впереди. Снег шел весь день и всю ночь при температуре -10С, поэтому можете себе представить, как выглядели склоны. Рано утром с тремя товарищами мы встали в первую очередь на подъемник. И в тот момент, когда мы садились на подъемник, из-за туч вышло солнце. А в это время коллеги – журналисты только вставали с кроватей, жалуясь, что не будет обещанного тренинга на трассе между вешками. И в течение двух следующих дней горстка тех, кто был готов кататься по глубокому снегу переживала незабываемые впечатления. Мы катались по всем участкам огромного ущелья, каждый раз находя нетронутый участок склона. С ума сойти! Несмотря на небольшое количество подъемников Sulden является идеальным местом для фрирайда.

   Способ второй: по-прогнозу.

Очень простой и в меру эффективный, но подходит только тем людям, у кого ненормированное рабочее время и мало домашних обязанностей. Также надо пользоваться тем сервисом погоды, который дает большую вероятность «попадания». Я лично пользуюсь норвежским сайтом www.yr.no, который по-моему мнению дает лучший долгосрочный прогноз. Обычно при поездке «по-прогнозу» мы попадаем в оптимальные условия. Проблема только в том, что прогнозы смотрят и другие лыжники, поэтому на склонах может быть слишком людно. Это особенно касается таких популярных мест для фрирайда как: Sölden, St. Moritz (Corvatch), St. Anton, Andermatt, Tignes и т.д. Разумеется, можно поехать в менее известные места и там накататься до отвала, но необходимо знать, где там находятся лучшие съезды. А это подводит нас к третьему способу.

   Способ третий: возьми местного проводника.

Катание фрирайд в незнакомом месте ограничено катанием поблизости трас и подъемников. Можно назвать такое катание не вне трасс, а возле трасс. Только некоторые очень известные центры (напр. Val d’isere) издают прекрасные путеводители, которые подробно описывают съезды и все возможные варианты, давая определение степени сложности и опасности. Но в большинстве случаев лучше и безопаснее нанять местного проводника, который прекрасно знает местность.

Так мы и сделали, когда вместе с Зосей и Марком решились в прошлом сезоне на «быстрый выстрел» — два дня в Sölden при благоприятном прогнозе погоды. К сожалению, как это часто случается, самый сильный снег повалил, когда мы были на автостраде под Вроцлавом, замедляя наше передвижение. Дальше снега было меньше. А в самом Sölden была прекрасная погода и… никаких осадков. И тогда на арене появился местный проводник Thomas Grünner, человек гор, альпийский проводник, лыжник. Томаса мы знаем лет десять по тестам SkiMagazine, где он работал в сервисе фирмы Nodica. А сейчас он показывает нам свой любимый Sölden с той стороны, которая абсолютно не известна туристам. Сначала короткий разогрев, объединенный с проверкой Pieps на склонах Gaislachkogl со средним наклоном, немного выше промежуточной станции. Позже поднимаемся на самую вершину (3058 м над у.м.), чтобы оттуда съехать по красивым расщелинам восточной стороны Gaislachkogl. Наконец Томас переводит нас через гребень (надо немного пройти) на западные склоны. Пейзаж великолепен – куча эмоций. И хотя снег не шел в Sölden уже две недели, нам удается съехать по желобам, где оставалось сантиметров 40 нетронутого снега. Уставшие, в отеле мы сразу попадали на кровати. На следующий день мы исследуем регион Giggijoch. Чтобы попасть туда спускаемся по отвесной стене. Проводник говорит нам, чтобы мы спускались по одному, так как существует опасность схода лавины. Несколько позже изучаем прекрасную волнообразную местность за северной линией трас и подъемников, несколько раз съехав до Hochsölden. А в конце Томас ведет Марка на очень длинный спуск аж до деревни Langen. Мы провели два, очень насыщенных дня на лыжах, а впечатлений было столько, как после двухнедельного пребывания. Несмотря на не слишком благоприятные снежные условия мы накатались до упада, даже страшно представить, чтобы было бы после интенсивного падения снега. Проводник – особенно такой дружелюбный – это действительно здорово.