Я часто говорю о горнолыжном спорте. И по работе, и в обычных беседах. Это не удивительно, ведь уже более тридцати лет этот вид спорта в разных его формах является одной из самых важных сторон моей жизни. Почти также часто сталкиваюсь с тем, что мои собеседники (нередко люди с изрядным опытом катания) неважно ориентируются в том, как проводятся соревнования по основным дисциплинам. Более того, наблюдая, как проходят соревнования любительские, студенческие и даже более высокого уровня, нельзя не заметить, что и так называемые постановщики тоже немного об этом знают. В этой статье мы предлагаем Вам краткую характеристику всех дисциплин горнолыжного спорта (принципы проведения, оборудование и некоторые характерные особенности), а также недавно удостоенной статуса олимпийской, дисциплины фристайла – скикросс.
Начнем с нескольких основополагающих принципов. В большинстве горнолыжных дисциплин соревнования разыгрываются на время. Это означает, что спортсмены соревнуются сами с собой (исключение – скикросс, но об этом ниже). Участники стараются спуститься по заранее установленной трассе по наиболее оптимальной траектории и допустить как можно меньше ошибок. Тот, кто сделает это лучше остальных и покажет самый быстрый результат, выигрывает. Все просто. Спортсмены мчатся к финишу через размеченные вешками ворота трассы (исключения – карвинг и скикросс). Ворота могут быть обозначены двумя вешками (в слаломе) одинакового цвета или двумя парами вешек с полотнищем между ними (в гиганте, супер-гиганте, скоростном спуске). (Рис. 1) На соревнованиях более высокого, чем кубок Единички (польского телеканала), уровня обе вешки (или пары с полотнищами), обозначающие ворота, должны быть помечены одинаковым, хорошо заметным (различимым) номером. Для спортсменов этот номер важен только во время обязательного перед соревнованиями просмотра трассы, цель которого – точно уяснить ее направление. В случае неправильного прохождения ворот участником во время соревнований их номер указывается в протоколе судьи-контроллера. Правильным считается прохождение ворот, когда оба носка лыж и обе стопы участника пересекут линию, соединяющую две вешки, помеченные одинаковым номером. (Рис. 2) На трассе ворота размещаются по-разному, в зависимости от дисциплины, конфигурации и рельефа склона, а также творческого вдохновения постановщика. На трассах можно увидеть ворота открытые, просвет которых перпендикулярен линии падения склона, и закрытые, с просветом, параллельным линии падения склона. Все остальные ворота, расположенные под различными углами к линии падения склона называются полузакрытыми. (Рис. 3) Обычно спортсмен выполняет поворот у одной из вешек (либо пары с полотнищами). Однако в некоторых слаломных фигурах (например, вертикальные ворота – «шпилька») обязательны повороты у обеих вешек одних ворот. Если конфигурация ворот вообще не требует выполнения поворота, они называются пролетными или популярно «пролетом». Такая постановка применяется, прежде всего, для изменения ритма прохождения трассы (путем увеличения радиуса одного из поворотов). (Рис. 4) Итак, вооружившись порцией знаний по основным принципам, мы можем перейти к знакомству с отдельными горнолыжными дисциплинами.
Скоростной спуск
Или – в спортивном быту – спуск. Когда-то его называли скоростным бегом. В незапамятные времена прошлого столетия на некоторых участках классических трасс скоростного спуска (как Штрайф, Саслонг, Лауберхорн и пр.) спортсменам часто приходилось добегать на лыжах до следующего, более крутого отрезка. Прошли годы, изменились снаряжение и подготовка трасс, мази изготавливаются по космическим технологиям. И теперь там, где когда-то толкались палками, сегодняшние мастера достигают скорости более 100 км в час. Скоростной спуск – самый стремительный из всех дисциплин, где спортсмены часто превышают стокилометровый рубеж быстроты. Рекорд принадлежит Михаелю Вальхоферу, который в 2006 году в Венгене показал скорость 154 км в час. Неплохо! Не мешает это, так называемым знатокам и далее употреблять ошибочное название – скоростной бег. Соревнования по скоростному спуску проводятся на трассе, обязательно сертифицированной Международной федерацией лыжного спорта (FIS), с перепадом высот (разницей между высотой старта и финиша) в 800-1100 м для мужчин и 500-800 м для женщин. Число ворот на трассе не лимитируется. Главная задача ворот – направлять участника дальше от опасных мест и замедлять скорость спуска (при помощи нескольких поворотов) на особенно скоростных отрезках. Все ворота имеют одинаковую расцветку (обычно красные или оранжевые) и все открытые. Края трассы обязательно помечаются небольшими флажками или веточками сосны. (Рис. 5) Безопасная постановка трассы скоростного спуска требует значительной практики и воображения. Несмотря на то, что большая часть стартов из года в год проходит на тех же самых склонах, снежные и погодные условия часто требуют определенных поправок. Перед соревнованиями проходят официальные тренировки (как правило, их две или три), где участвуют все заявленные в них спортсмены и таким образом «пробуют» поставленную трассу. Без участия хотя бы в одной из них спортсмен к старту не допускается. Поэтому, несмотря на то, что эта дисциплина разыгрывается только в одной попытке, соревнования по скоростному спуску растягиваются на три, а то и больше дней. На стартах Кубка мира спортсмены могут использовать лыжи не короче 215 см, с радиусом поворота не менее 45 м и шириной талии (области лыжи под серединой ботинка) 67 мм (для женщин соответственно 210 см, 45 м и 67 мм). В обычных рейтинговых соревнованиях FIS длина лыж может быть короче на 5 см, а ширина лыжи под стопой минимум 60 мм. Супер-гигант
Или супер-джи. Самая молодая из горнолыжных дисциплин была введена в практику в восьмидесятые года прошлого столетия и сразу же встретила бурную критику большинства спортсменов. Супер-джи был нелюбим до такой степени, что Ингенмар Стенмарк, братья Маре и некоторые другие лидеры какое-то время его просто бойкотировали. По концепции супер-гигант, совмещающий черты скоростного спуска и гиганта, должен был увеличить шансы спортсменов, специализирующихся в скоростных видах, на победу в общем зачете Кубка мира. На самом же деле сначала супер-гиганты были слегка уменьшенной и облегченной копией спусков, где, прежде всего учитывается отвага и умение спускаться быстро на грани риска. Изюминка и характерная сложность этой дисциплины – близкая к спусковой скорость и отсутствие возможности тренировки на трассе перед соревнованиями (как в спуске). Участники могут лишь тщательно исследовать трассу во время просмотра, спускаясь по ней боковым соскальзыванием. Со временем создалась группа специалистов (обычно опытных горнолыжников), которые прекрасно умеют оценить оптимальную траекторию только на основании просмотра трассы. Супер-джи – наиболее травматическая по сравнению с остальными дисциплина и не удивительно, что все чаще доносятся слухи о возможности его отмены FIS, что очевидно вызовет протесты специалистов. Постановка интересного и безопасного супер-гиганта – задание не из легких. Не всегда удается предвидеть все возможные на склоне ситуации. Перепад высот на трассах для мужчин составляет 500-700 м, для женщин – 400-600 м. Судьи должны установить минимум 35 (30 для женщин) чередующихся голубых и красных, закрытых и открытых ворот, на расстоянии не менее 25 м друг от друга. Супер-гигант также разыгрывается только в одной попытке. (Рис. 6) На Кубках мира в супер-джи спортсмены стартуют на лыжах с ростовкой минимум 205 см, радиусом минимум 35 м и шириной талии не меньше 65 мм (для женщин соответственно: d=200 см, r=33 м, s=65 мм). На обычных рейтинговых соревнованиях FIS длина лыж может быть короче на 5 см, а ширина под стопой минимум 60 мм. Гигант
Еще недавно эту дисциплину называли слалом-гигант. В истории горнолыжного спорта она считается самой старой, а многие теоретики и практики называют ее самой трудной с технической точки зрения. Гигант требует от спортсменов образцовой техники выполнения поворотов, совершенного чувства лыж, умения дозировать скорость (в некоторых местах она достигает 80 км/час) и выбирать оптимальную траекторию между довольно часто установленными воротами. Это нелегкая задача и поэтому разрывы во временных результатах здесь достаточно значительны. Парадоксально, но именно гиганты быстрее и легче всего осваивают любители. Они не такие скоростные, как спуски, и не столь техничны, как слалом. Хотя в этом случае о хорошем результате речь, конечно, не идет. Для постановки настоящего гиганта – ничем не похожего на трагичных и аритмичных «калек» с многих любительских соревнований – нужна солидная трасса. Перепад высот для мужских трасс составляет 300-450 м, женских 300-400 м. Количество ворот (открытых и закрытых) должно составлять 11-15% перепада высот, а минимальное расстояние между ними 10 м. (Рис. 7) Гигант – не полоса препятствий и постановщики трассы должны помнить о том, чтобы ее прохождение было плавным. А также иметь определенный темп и ритм. Лишь тогда соревнования будут доставлять удовольствие зрителям и участникам. Гигант разыгрывается в двух попытках, которые проводятся в один день по разным трассам (на одном склоне). Учитывается суммарное время двух попыток. До старта спортсмены могут только просмотреть трассу боковым соскальзыванием. За последние несколько лет гигант заметно «ускорился». Бессмысленные, с моей точки зрения, правила FIS по параметрам лыж и увеличению расстояния между воротами привели к тому, что современные гиганты стали очень быстрыми и менее техничными, нежели когда-то. А жаль! На гигантских трассах Кубка мира спортсмены пользуются лыжами минимум 185 см длиной, минимальным радиусом 27 м, с шириной талии не менее 65 мм (для женщин: d=180 см, r=23 м, s=65 мм). На обычных соревнованиях FIS длина лыж может быть короче на 5 см, радиус для женщин и мужчин = 21 м, а ширина под стопой минимум 60 мм. Слалом
Слалом родился в Швейцарии „по вине” английского джентльмена Арнольда Лунна. Многие годы давешние чиновники FIS не хотели признавать эту дисциплину, аргументируя отказ тем, что передвижение короткими поворотами недостойно настоящего горнолыжника. Однако, у Лунна было достаточно сил для убеждения и, в конце концов, слалом был принят FIS. По-моему, это самая эмоциональная из всех дисциплин. По сравнению со спуском или супер-джи спортсмены движутся не очень быстро (около 50 км/час), но всегда должны – на грани риска. Ведь только в этом случае они могут рассчитывать на успех. Многие не доезжают до финиша – падают или не вписываются (проезжают мимо) в какие-то ворота. Слалом – дисциплина для молодых. Именно тут большинство новичков Кубка мира получает свою первую огранку. Немногие знают, что знаменитые ныне скоростники, как Михаель Вальхофер или Боде Миллер в свое время были очень неплохими слаломистами. Для проведения слалома нужен хорошо подготовленный твердый и крутой склон. Перепад высот варьируется в диапазоне 180-220 м для мужчин и 140-200 м для женщин. На трассе с такими параметрами устанавливается 55-75 ворот для мужчин и 40-60 для женщин. Расстояние между воротами не может быть меньше 0.75 м (в фигурах) и больше 15 м. (Рис. 8) Обратите внимание – длинный мужской слалом длится чуть более одной минуты. Это значит, что спортсмены делают поворот чаще, чем один раз в секунду. Соревнования по слалому, как и гигант, проводятся в две попытки в один день по разным трассам (на том же склоне). Победитель определяется по сумме временных результатов обеих попыток. Перед стартом спортсмены могут просмотреть трассу. Регламентированные параметры лыж для Кубка мира: длина минимум 165 см, ширина талии минимум 63 мм (женщины: d=155 см, s=63 мм). Радиус не фиксирован. Впрочем, никто из спортсменов, как правило, не использует лыжи длиннее. Carving
Карвинговый слалом – дисциплина тоже горнолыжная, хотя и несколько отличная от привычных нам по своей концепции. А еще – самая молодая. Под эгидой FIS соревнования по карвингу проводятся с 2000 года. Правда ощущение такое, что FIS, хоть и приняла к сведению его существование, специальной помощи организаторам соревнований не оказывает и не собирается. Ситуация несколько похожа на ту, когда FIS считал недостойным горнолыжников слалом. Соревнования по карвингу не требуют установки ворот из вешек. Траекторию движения по трассе определяют (задают) ряды цветных буйков – мягких высоких знаков высотой около 30 см и диаметром 50 см. Всего на трассе «выкладывается» минимум 12 и максимум 20 рядов буйков – от 1 до 3 в каждом ряду. Прохождение поворота вокруг буйка, находящегося ближе всего к линии падения склона (голубого), оценивается 3 очками, среднего (желтого) – 4мя, а внешнего (красного) – 5ю очками. В зачет идет и время попытки. Результат рассчитывается путем деления показанного времени на число полученных очков. Чем коэффициент меньше, тем лучше. Расстояние близлежащих буйков в следующих друг за другом рядах составляет минимум 5 метров, в одном ряду – 1,5 м. Карвинговый слалом – единственная дисциплина, где спортсмен может сам решать, где и как будет пролегать траектория его спуска. (Рис. 9) Кроме хорошей физической подготовки от спортсмена требуется хорошая тактика, которая зависит от уклона склона и его собственных возможностей. Дисциплина очень зрелищна. Трасса карвингового слалома по меньшей мере должна соответствовать требованиям стандартных слаломных трасс для женщин. Но, в целом, чем круче, тем интересней. Сначала спортсмены проходят два квалификационных заезда (во втором стартуют в обратном порядке), из которых учитывается лучший результат. Тридцать первых по результатам квалификации мужчин (и десять женщин) соревнуются в полуфинальной попытке, откуда в финал выходит лучшая десятка мужчин (и пятерка женщин). В единственной финальной попытке и определяется победитель. Единственное ограничение по екипировке – так называемая высота подошвы ботинка над снегом, которая составляет 10см. Участники имеют полную свободу выбора лыж, однако, учитывая расстояние между рядами, мужчины чаще всего пользуются лыжами длиной 165-175 см, а женщины 155-165 см. Радиус таких лыж составляет соответственно 12-16 м и 10-14 м. Скикросс
Сразу отмечу: по положению FIS, скикросс – дисциплина не горнолыжного спорта, а фристайла. Однако, в связи с недавно полученным олимпийским статусом мы освещаем нашим материалом. Скикросс возник из желания создать конкуренцию для стремительно набирающего оборота сноубордбордкросса. Считается, что это была инициатива самих лыжников, желающих посоревноваться друг с другом на одной трассе. Нет ничего более ошибочного! Скикросс был частью очень хорошо продуманной рекламной кампании, а фирма Salomon вкачала в его развитие немалые средства. По концепции скикросс должен был стать игрой „без правил” для молодых людей, аналогом таких «городских» зрелищ, как стритбол или стритсоккер (уличный футбол). Как бывает обычно в таких случаях, он потребовал несколько больше правил, чем любая другая лыжная дисциплина (недоверчивые могут проверить на сайте FIS, в разделе правил). Скикросс проводится на специально сооруженной из снега полосе препятствий. Тут встречаются пороги, бортики, прыжки над так называемыми боксами, а также участки почти настоящего гиганта. Трасса должна иметь перепад высот в 130-220 м, и наклон в 10-20 градусов. Соревнования начинаются с одиночных квалификационных заездов, проходящих в одну или две попытки (в последнем случае в зачет идет лучшая). Таким образом, отбирают 32 мужчин и 16 женщин (возможна формула 48 и 24). С этого момента участники стартуют с общего старта (нужна стартовая машина) по 4 (или 6) человек в так называемом хите (heat), или раунде. Из каждого раунда дальше выходят двое (или трое) участников и так до финала. Главная и насущная проблема скикросса – неизбежный контакт между спортсменами на трассе. Это приводит к высокому уровню травматизма во время соревнований и доставляет немало хлопот судьям. Правила запрещают участникам толкать друг друга, отодвигать, пересекать путь другого участника, вставлять палки меж ног соперника и т.д. В то же время они (по определению !) допускают неизбежность контакта на трассе. Поскольку грань между умышленным и неизбежным крайне тонка, это приводит к самым разнообразным интерпретациям и отсюда – к злоупотреблениям. Бывает, после окончания раунда спортсмены еще долго ждут на финише вердикта, а победитель финишировал вовсе не первым. В случае одинаковых результатов для определения победителя часто приходится использовать фотофиниш. Внимание! Все положения данной статьи, касающиеся снаряжения, действительны только на сезон 2007-2008.