Горные лыжи и безопасность

Мой декан уже четыре года не катается на лыжах – прооперированное, после, казалось бы банального падения в итальянском Тарвизио колено не дает снова выйти на склон. Участник трех олимпийских игр Николай Скрябин так и не стал первым представителем Украины на чемпионате мира в скикроссе – залечивал дома травмированную на тренировке спину. Другой знакомый не рассчитал вираж и вылетел за трассу, но в апреле там уже не было снега, и следующие пару месяцев Вадим не расставался с костылями. Ушибы, вывихи, растяжения, переломы – среди знакомых любого из нас найдется пострадавший на горнолыжном склоне. Выходит, травмы – обязательная плата за горнолыжное удовольствие? «Горнолыжники прекрасны. Как хрусталь. А хрусталь хрупок…» – заметил однажды тренер сборной Франции и известный теоретик Оноре Боннэ. В 90-е годы специалисты отдавали горнолыжному спорту второе место по количеству травм (после футбола) и первое – по их тяжести. Как шутят сами спортсмены, единственная кость, которая никогда не ломалась ни у одного горнолыжника, находится в среднем ухе. Более двадцати операций на колене, месяцы реабилитации и – к сожалению! – завершение спортивной карьеры, именно столько стоило россиянке Татьяне Лебедевой столкновение с представителем фирмы Marker на трассе скоростного спуска на чемпионате мира в Сьерра Неваде. Француженка Режин Каваньо влетела в неожиданно оказавшегося на трассе немецкого тренера. После двух дней комы и отчаянных стараний медиков борьба за жизнь спортсменки была проиграна. Информация и статистика Любопытно, что темпы эволюции снаряжения, оборудования и мест занятий, роста популярности горнолыжного спорта, прямо пропорциональны количеству травм его поклонников. Ежегодно медики Австрии готовятся оказывать помощь 250 тысячам травмированных поклонников снежных трасс. Причем большая часть пострадавших — дети и начинающие (в 9 раз чаще по сравнению со среднестатистическими данными). В 1999 году на американском горнолыжном курорте в штате Нью-Джерси разбилась девочка. Малышка могла бы жить, будь она в шлеме. Этот случай подхватили и широко осветили масс-медиа, что послужило толчком к целой кампании исследований со стороны Комиссии по безопасности потребительских товаров (Consumer Products Safety Commission). Их результаты подтвердили жизненную необходимость шлемов. Администрация штата ввела закон об их обязательном использовании горнолыжниками до 14 лет, а шлемы стали хитом лыжной индустрии. Преимущества шлема очевидны. Во-первых, яркий элемент горнолыжного дресс-кода, в интерпретации некоторых производителей еще и модная фишка haute couture – то есть, это красиво. Во-вторых, в ветреную или осадочную (снего-дождь) погоду в нем гораздо уютнее, чем в традиционной шапочке и, тем более, бандане или полоске. Наконец, по своему функциональному и первоочередному назначению шлемы призваны оберегать наши головы, будь то столкновение, падение, удар о вешку. И даже если кто-то рядом развернется с лыжами на плече (что нередко бывает в очереди). Дополнительный бонус: шлем создает у лыжника “ощущение закрытости”, помогает сосредоточиться только на спуске и способствует лучшим результатам на трассе. Но есть и другая сторона медали. Специалисты сравнивают использование шлема с вождением автомобиля, оборудованного АБС. В этих случаях защита приводит к появлению у человека иллюзии полной защищенности и, как следствие, к смертельным случаям. Шлем не в состоянии защитить лыжника, катающегося со скоростью более 20-25 км/час. Таким образом, «группу риска» составляют лыжники – как правило, мужчины – катающиеся «выше среднего» со скоростью 25 и выше км/час. Исследование Комиссии также не безупречно: ее вывод основан на исследовании всего 124 травм. В общем же травматическом списке из более 16000 случаев, происшедших за последние 30 лет, число повреждений головы занимает небольшое место – всего 3600 случаев в год (в США). (И те – умеренные сотрясения). Из 33 всех смертельных случаев шестеро носили шлемы. Шлем – не панацея. Ношение шлема, как и АБС, может привести к «закону непреднамеренных следствий». Каждый сам выбирает, использовать ему шлем или нет. Для профилактики стоит задать себе вопрос «Я бы делал это, если бы не был в шлеме?». Между тем, статистика 16000 случаев травм, полученных в регионе Sugarbush (штат Вермонт) (данных отечественной статистики по этому вопросу не имеется) показала, что за последние 28 лет общее их число уменьшилось вдвое. На 1000 визитов лыжников на курорты приходится около 2,5 случаев травм, требующих медицинской помощи, что эквивалентно одной серьезной травме в 430 дней занятия лыжами или сноубордингом (примерно одна травма за 50 лет для большинства в США). Трансформировалось и качество травм. Процент травм голени уменьшился наполовину, уступив первенство повреждениям колена. Сегодня почти половину травм составляют частичные разрывы (или растяжения) связочного аппарата, прежде всего, передних крестовидных связок колена (ПКС). Особенно им подвержены категории лыжников, катающиеся либо много лет, либо всего несколько дней в году; женщины; лыжники старшего возраста; а также редко падающие. По собственным исследованиям (довелось в студенчестве изучать проблему травматизма в любимом спорте), среди основных причин горнолыжного травматизма лидируют недостатки технической и тактической подготовки, состояние мест проведения занятий и соревнований и неблагоприятные погодные условия. За ними следуют неадекватная физическая подготовленность, качество и состояние инвентаря, внешние помехи на трассе, состояние здоровья, психологические факторы и организация занятий (ответственность инструкторов, тренеров, персонала горнолыжных центров в информировании катающихся о правилах поведения). Таким образом, из девяти факторов всего два неуправляемы. Все остальные зависят от самих лыжников, то есть нас с вами. К сожалению, психология человека такова, что пока травма не коснулась его лично, проблемы как бы не существует. Кроме того, очень распространено мнение, что травма – в большей степени элемент невезения, своего рода рок. А потом – синяки, вывихи, носилки, операция, гипс, швы, костыли, реабилитация. А также нервы, деньги, потраченное время, не говоря уже о здоровье и удовольствии! Неугомонные американцы уже с десяток лет твердят о необходимости горнолыжного «образования». Как и о том, что первоочередной задачей лыжной индустрии и прессы должно стать формирование у людей меры риска и своей ответственности. И даже разработали своеобразный кодекс поведения – Skier Responsibility Code, который впоследствии лег в основу правил FIS по безопасности в лыжном спорте. Горнолыжные ПДД Многие вспомнят, что видели такие правила в картинках на заграничных курортах. Хотя далеко не все считают нужным их читать и тем более выполнять. Некоторые опытные или считающие себя таковыми вообще относятся к ним с легкой надменностью – дескать, пускай чайники читают. Может, такой «опытный» и врезался в меня на перекрестке двух трасс в Хинтертуксе (причем моя была «главной»). Забавно было впоследствии увидеть место происшествия – мои лыжи так остались стоять как вкопанные (спасибо ски-стопам!) «лицом вниз» – как ехали. Я же свободно пролетела метров десять, вспомнила все и похвалила себя за то, что была в шлеме! В спортивной практике вообще немало травмоопасных ситуаций и случаев: спортсмены вылетают с трасс, падают, теряют лыжи, выбивают вешки, которые с приличной скоростью несутся еще пол-склона, режут комбинезоны, ломают палки и защиту… Вот почему на склоны, где тренируются и ставят трассы спортсмены, выезжать не стоит (такие склоны специально ограждают предупреждающими табличками). Но как медом намазано! А спортсмены тоже люди – ошибиться могут и упасть, и подробно объяснить, какой именно дорогой нужно выбраться с трассы. После третьего вынужденного съезда с трассы, дабы не снести двух сидящих прямо на линии ворот поклонников сноуборда, мне искренне захотелось использовать горнолыжные палки не по целевому назначению – может, так поймут? Не плюхаются же они отдохнуть посреди дороги с четырехполосным движением! Со стороны горнолыжный склон действительно напоминает дорогу с движущимися машинами – да и принципы перемещения здесь в целом очень похожи на ПДД. Вот как подает и комментирует их Международная федерация лыжного спорта. 1. Первое и основополагающее правило: не мешай (не создавай препятствий) другим. Лыжник отвечает не только за маршруты и качество своего передвижения на склоне, но и за исправность своего инвентаря – чтобы лыжа случайно не отстегнулась, палка не отвалилась, клипса не отлетела. Из пункта №1 логически вытекают следующие обязательства участника горнолыжного движения: 2. контролировать свою скорость в соответствии с крутизной склона, состоянием снега, погодными условиями и пр. Чаще всего столкновения происходят на больших скоростях, когда труднее реагировать на постоянно изменяющееся расположение объектов. 3. находясь на склоне выше другого лыжника, пропустить нижнего и не создавать ему помех. Как и на дороге, тот, кто впереди (на склоне – ниже) имеет преимущество, а при «аварии» – столкновении виноват «верхний». 4. осуществлять обгон только в случае наличия достаточного пространства, не создавая помех другим участникам движения. Специально для лихачей и «опытных»: собираясь «проскочить» в узкую щель между едущими ниже лыжниками или лыжником и деревом, помните принцип «обезьяны с гранатой». Траекторию движения просчитать можно, а вот предвидеть ее изменения уже гораздо труднее. Правило относится и к объезду неподвижных объектов, в.т.ч. стоящих лыжников. 5. при выезде на трассу, прохождении их пересечений и возобновлении движения посмотреть вверх и вниз по склону и убедиться в возможности безопасного передвижения. Помните, как в детстве учили дорогу переходить? На склоне – так же. 6. быстро покинуть узкие места и не просматриваемые участки трассы. С узкими местами понятно (См. п. 5). А вот не просматриваемые участки – прежде всего «закрытые» деревьями или скалами повороты и резкие перегибы, естественно, требуют большего внимания. У вас есть 100% уверенность, что сверху не летит какой-нибудь гонщик, в азарте не особенно обращающий внимание на детали трассы? Даже если он увидит препятствие, то есть вас, он может не успеть отреагировать. А может упасть еще до того и сбить вас уже в полете. Если бы Татьяна Лебедева, вылетевшая с бугра на скорости 100 кмчас, не рискнула собой, то просто бы срезала кантами голову вышедшего на трассу. 7. при подъеме в гору без лыж идти сбоку трассы. Оставляемые ботинками следы, особенно в мягком снегу, никак не способствуют улучшению качества склона. Небольшое исключение: на лыжах можно подниматься за оброненными вещами. Рекомендуется также избегать подъемов в тумане. Особенно в плотном тумане, т.н. «молоке», абсолютно исчезает ощущение пространства (иногда до тошноты) и уже непонятно не только где «лево» и «право», но также где «верх» и «низ»! 8. видеть знаки на склоне и неукоснительно их соблюдать. Без комментариев. Пропустив табличку «камни», знак направления к нужному подъемнику или «конец трассы», вы всего лишь «заработаете» поход в сервис-центр, лишний круг или подъем пешком до ближайшего бугеля. Гораздо серьезнее – не обратить внимание на знаки «трещины», «опасность схода лавины» или «трасса закрыта». 9. при несчастном случае принимать меры к срочному информированию работников спасательной службы и оказывать первую доврачебную помощь (если, конечно, знаете, как), помня: «главное – не навредить»! Следует отметить, что FIS также искренне надеется на введение уголовной ответственности за нарушение правил и создание предпосылок несчастных случаев, как это предусмотрено законодательствами разных стран в отношении дорожного движения. 10. оказавшись свидетелем несчастного случая, предоставить свои личные данные и дать информацию. (Интересно, кому захочется потратить свой законный горнолыжный отдых на дачу показаний?) А кому-то это может очень помочь, например, оформить страховой случай. Таковы несложные постулаты безопасного горнолыжного (и сноубордического) удовольствия. У тех, кто регулярно крутит баранку, аналогичные правила уже «в крови». Остальным же достаточно представить себе описанные ситуации, как бы пропустить их через себя, и они отложатся на уровне подсознания. Ведь действительная реальная опасность – сам человек, и травматизм на горнолыжных трассах есть не воля случая или действие каких-то неподвластных человеку сил, а прямое следствие наших собственных промахов и беспечности. Увлекательных вам маршрутов в новом сезоне!