Helmissimo-записки марафонца

Меня, как интересующегося и развивающегося лыжника,  с немыслимой силой привлекают горнолыжные соревнования любого уровня. Но смотреть на выплескивающийся адреналин и эмоции проносящихся по трассе лыжников – это одно, а вот принять участие в соревнованиях, пусть даже чемпионате города Мариуполя и проверить свой лыжный потенциал, доказать себе, что могу – это совсем другое. Открытие совершенно новой для меня спортивной горнолыжной составляющей произошло после первого участия в любительском чемпионате Украины, спасибо «Буковельским Играм», а дальше уж пошло – поехало. Отказать себе в возможности участия в культовых соревнованиях Helmissimo, находясь в Италии, я, ну никак, не мог. Очень уж сильно заинтересовали рассказы очевидцев, испытавших судьбу на знаменитой трассе марафонского слалома-гиганта на склоне горы Helm в 4200 метров длиной и с 950 метрами перепада высоты, 95 воротами и 380-ю участниками!!! Не могу сказать, что не готовился к такому марафонскому заезду. Были и «стойки» по 5 минут, были и интенсивные одноминутные спуски с минутой отдыха на Кронплаце, была и езда по трассе гиганта и катание на одной ноге и многое-многое другое, что возможно в школе карвинга «Activ-Sport». И вот 3 марта 2010 года – долгожданный день Helmissimo настал. Регистрация. Слегка перепуганный, пестрящими спусковыми комбинезонами сборных европейских стран, я протянул 20 евро улыбающемуся итальянцу. Свой стартовый номер я уже знал за несколько дней до стартов. Очень, кстати, удобно сделан прием заявок на участие через сайт соревнований www.helmissimo.it, на котором можно узнать максимум информации об участниках, командах, результатах прошлогодних стартов, увидеть сотни фотографий вылетающих с трассы спортсменов и многое другое. Приветливый итальянец подбодрил меня непереводимым итальянским фольклором и в ответ на мой двадцатиевровый стартовый взнос протянул мой номер 284 и фирменный пакет. Содержимое пакета приятно порадовало быстрой смазкой SWIX, скистрепами Helmissimo, каким-то местным бодрящим напитком, колбасками и печеньем – долго спускаться, надо и подкрепиться. Атмосфера становилась все менее пугающей при виде добродушного общения итальянцев, австрийцев, немцев, поляков, голландцев и участников из других стран, которые, возможно, совсем недавно рубились на кубковых стартах. «Чайников» не было. Не в спусковых комбинезонах было всего человек двадцать, что подчеркивает уровень ветеранского и любительского спорта в Европе. Просмотр трассы. С чувством легкой паники и опаской стереть базовую  смазку, иду на просмотр. Как бы я ни пытался задействовать всю свою фотографическую память, запомнить 95 ворот не представляется возможным. Поэтому просмотр трассы свелся к оценке расстояния, выделению наиболее коварных мест и плоских участков, где можно стать в стойку. Первая мысль, когда пересек створ финиша, после просмотра: я устал смотреть на это количество красных и синих ворот, а их еще надо проехать. Не долго раздумывая, ринулся на второй просмотр, но в более быстром темпе. Потихоньку переходя из плуга на канты, возвращался опять в плуг, когда бесчисленное количество дядечек в желтых жилетах укорительно грозили пальцами. Оказывается, около трехсот карабинеров стоят по всей трассе с рациями на заглаживании и контроле, поэтому желание «стрельнуть» по прямой в лесочке исчезло мгновенно. Состояние снега на старте трассы (2040 м) существенно отличалось от состояния на финише (1136 м). Вышло солнце, и такое потепление в сопоставлении со стартовым 284-м номером настораживало мыслями о канавах, мульдах, вырванных кривых флагах, финише по воде и прочих прелестностях. Перепугано выциклевываю и полирую себе лыжи. Базовая и фтористая смазка после двух просмотров не стерлась. Даю щетки и ускоритель, подумывая, что тут бы не ускоритель, а замедлитель. Ой, доехать бы… СТАРТ. Старт открывающего в 9-00, так как написано в программе, минута в минуту. Наблюдая за стартом первых мужчин, возникает острое желание посетить «WC». Несколько раз… Участников выпускают со старта каждые 40 секунд, поэтому есть вероятность, если брякнусь, что кто-то обгонит, а может и наоборот, я кого-то догоню. Надо подумать, как разъезжаться в таком случае. Поехали двухсотые номера. Ну, надо же, 200 человек за два с половиной часа! Нужно разминаться. С приближением старта все больше ноет больное колено. Раздеваюсь. А-аааа. Осталось 5 человек. Пытаюсь думать о чем-то хорошем. Клипсы застегнуть, снег с лыж смахнуть, маску одеть… Пи-пи-пи-Пиии. Ну, поехали – дорогу осилит идущий! Первые восемь ворот – хороший ходовой гигант – действуют отрезвляюще. Ну, где эти красные ворота на верхушке бугра, а вот же они, ай переосторожничал. Дальше в стойке метров 300 и одно из самых коварных мест – резкий поворот лесной просеки на 150 градусов. Войдешь быстро – впаяешься в сетку, сильно вытормозишься – потеряешь очень много секунд, ведь впереди еще 200 метров плоского участка. Вроде справился. А вот теперь начнется нормальная работа. Елки, фотографы, карабинеры, какой-то отельчик в стороне и всего два поворота – влево и вправо. Осторожничаю. Понимаю, что зря, но все равно осторожничаю. Вот показалась яма, в которой наверняка будет выдавливать компрессия. Устоял. Плоско. В стойку. А ведь это еще и не половина. Скорость достаточно приличная. Ловлю себя на мысли: а где же канавы, заструги и ямы? Впереди вижу карабинера с граблями, чухающего снег возле ворот. Молодцы, какие. Крутизна склона растет. Вспоминаю, что скоро самая крутая часть трассы, а ноженьки уже того. Осторожничаю. Ведь цель – доехать. Начался предфинишный крутяк. Помню слова своих учителей – на плоском нужно искать скорость, а найти ее можно только на крутяке перед плоским участком. Ай-я-яй. Какая досадная ошибка. Опаздывая на ворота, я влупился в вешку. Устоять, устоять, устоять! Устоял, но скорость потерял. Надо же, и это именно перед плоским 800-метровым участком. Теперь стойка. Понимаю, что чем ниже, тем быстрее. Но как-то ноги не очень хотят сгибаться. Склон отпустило и чувствую, что скольжение совсем не идеальное. Вижу впереди долгожданный финиш, который из величины спичечной коробки чуть ли не мгновенно вырастает до реальных размеров. Пытаюсь на финише не кряхтеть и работаю над эстетикой своей корявой стойки – люди ж смотрят. Ура… Я доехал!!! Оборачиваюсь на табло. Табло не вижу, зато вижу довольное лицо Чеслава. Доволен, он финишировал за 4,63 сек до моего финиша. Ноги свело. Прошу его выстегнуть меня из креплений. Почему-то падаю. Хорошо-то как. Наблюдаю рядом лежащего итальянца. Весело… Жмем руки. Потом узнал, что у него я выиграл, хотя и не много. Вся моя напряженность осталась наверху, на старте. Ура! Теперь «праздник». Иду смотреть свой результат. 3 мин 45,98 сек. Из 34-х стартовавших в своей группе я пятнадцатый, нормально. Не знаю, хорошо это или плохо, но очень доволен, что доехал. Хотя зачем же я так осторожничал?!! Толпа на финише оживилась – поехала самая сильная группа – претенденты на абсолютно-лучший результат. Финиширует член сборной Польши Войтек Загурский. Как??? Смотрю на табло – 3 мин 12,96 сек. Как? На 30 секунд лучше моего результата! Я же вроде не пешком шел. Монстры!!! Это и был абсолют. Награждение. За четыре часа организаторам удалось пропустить по трассе 380 участников! В районе специально оборудованного кафе в зоне финиша все делятся впечатлениями. Расстроен Бартек Птак, руководитель дружественной лыжной польской школы. Он второй год не доезжает до финиша, хотя с улыбкой говорит, что был первым, но всего до пятнадцатых ворот. Через 30 минут после финиша закрывающего, в районе награждения появились фотографии всех участников на фирменных бланках Helmissimo. Оперативно. Нахожу себя в двух воротах. Видно, что старался. Организаторы готовятся к награждению. Минута в минуту, в 14-00 началась церемония награждения. Интересные кубки, фирменные медали, подарки спонсоров. В этот раз все это не для меня, но посмотреть и поаплодировать лучшим спортсменам считаю необходимым. Возрастные ветераны очень удивили уровнями результатов. Оказывается, был еще и командный зачет по пяти лучшим результатам. Абсолютного победителя Войтека Загурского одноклубники эффектно искупали в шампанском. Началась лотерея по стартовым номерам с памятными, полезными либо булькающими подарками. Молодцы организаторы! Вызывает очень большой интерес и уважение труд организаторов Helmissimo. Они смогли очень качественно провести такие количественные соревнования, создали не только спортивную, но и душевную атмосферу праздника. Все результаты и фотографии можно увидеть на сайте соревнований. Иногда я пересматриваю их, чтобы вспомнить о том немыслимом адреналине Helmissimo. По истечению нескольких месяцев, мне продолжает сниться тот длинный спуск с 95-ю воротами, и я мечтаю повторить его. Если кому-то описание моих эмоций покажутся странными и не очень интересными, предлагаю получить свои – на Helmissimo 2011.