HENDRYX SKIS

C Henrik Luthman ‹ Œ из Швеции я познакомился около пяти лет назад на выставке  ISPO ­Ž  в Мюнхене. В последующие годы я всегда останавливался у его стенда, чтобы немного поговорить с этим интересным человеком.

hedryx

К сожалению, я слишком долго воспринимал его как безопасного чудака, каких, не будем скрывать, так много в нашей отрасли. В прошлом сезоне Henrik задержал меня несколько дольше, и впервые рассказал о своих соображениях на тему лыж и техники катания. Меня это заинтересовало, и мы встретились несколько дней спустя на снегу во время ISPO ON THE SNOW в Hintertux.

Вокруг стенды разных фирм. Majesty, Coreupt, Scott и другие. Здоровается со мной закутанный по самые уши Henrik и представляет свою команду. Это: Janne (правая рука шефа и поклонница Франка Заппы), Sami (ответственный по продажам) и Ivar (tester и freeride pro).

Я прошу какую-нибудь хорошую тестовую пару. — Ты уже успел на чем-нибудь покататься? Нет? Прокатись сначала на лыжах конкурентов, а то, попробовав наши, уже не захочешь кататься ни на чем другом, — смеется Henrik. И он был практически прав. Только врожденное чувство долга и профессиональная добросовестность (ведь необходимо провести сравнение) заставили меня кататься на лыжах других фирм. Но я все время возвращался к стенду HendryxSkis, чтобы получить очередную порцию впечатлений на склоне.

Первой я попробовал модель Funkallistic 182 см. И что? Лыжи едут как funcarver, хотя у них 110 мм под ботинком. Duck-stance прекрасно работает, мои бедра идеально параллельны при поворотах. Потом тестирую PH 182 см и сразу в них влюбляюсь. Это лыжи для freeride, и я хочу иметь их для себя лично. В следующие дни пробую модели 917, VooDoo и Cash is King (127 мм под ботинком!). И каждый раз эффективное катание на кантах без усилий, плюс они прекрасно показывают себя вне трасс. С командой HendryxSkis мы также проводим много времени после лыж, и я начинаю расспросы: что, где и почему?

И Henrik отвечает: 

— У меня всегда было много идей. Когда-то я спроектировал доску для виндсерфинга, рисунки храню до сих пор. А через пять лет очень похожая доска появилась на рынке в коллекции известной фирмы. Также, я снимал фильмы на цифровой аппаратуре и подготавливал их для размещения в Интернете задолго до того, как это стало популярным, например, на таком ресурсе как Youtube. А люди, с которыми я тогда работал, продолжают работать в этой области до сих пор. У меня степень магистра по химии и диплом инженера-механика. Когда-то я работал для одной биохимической фирмы. И однажды сказал себе: хватит — или ты будешь делать то, что тебе нравится, или ты будешь прозябать на работе, которая тебе совсем не интересна. И тогда я вернулся к лыжам.

Много лет тому назад я получил свои первые лыжи от родителей. Тогда мне было шесть лет. Сначала я катался просто ради удовольствия, потом вступил в клуб. Я исследовал невысокие горы в поисках идеального спуска. То были времена Ingemara и нас освобождали от урока, чтобы мы могли посмотреть его выступления. И когда я, наконец, поехал в Альпы, оказалось, что я прекрасно катаюсь на коротких крутых спусках. Все восхищались техникой, отработанной годами, а я чувствовал некоторое неудовлетворение. И тогда я начал кататься вне трасс.

— И стал фрирайдером, одним из ski-boom? — спросил я.

— Нет. Тогда у меня начался период увлечения виндсерфингом. Моей дипломной работой на факультете механики была доска для виндсерфинга. Зимой я чаще ездил в Австралию и на Мауи, чтобы кататься на волнах, чем в Альпы, что, конечно же, не значит, что я совсем не бывал в горах. В течение года я проводил на лыжах больше времени, чем большинство моих знакомых. В 1991 в Avoriaz я увидел сноубордистов, делающих карвинговые повороты, невозможные для лыжников тех лет. До этого я пробовал кататься на сноуборде, но меня не зацепило… …к счастью для нас, — вставил я…

— Я знал, что мои лыжные навыки переживают период застоя, как и у лыжников во всем мире. И я с облечением приветствовал появление первых лыж с «талией». Я сразу понял, что это путь к успеху. И, наконец, в кино я увидел то, что навсегда изменило мою жизнь и отношение к лыжам. Шведский сноубордист Johan Olofsson спустился на Аляске по склону длиной 1000 м и наклоном 50 градусов за… 37 секунд! Я стал больше интересоваться катанием freeride и с ужасом понял, что для лыжников такие варианты невозможны. А через несколько лет лыжный спорт начал переживать регресс. Доски становились длиннее, а «талия» менее выраженной. Я купил самые экстремальные для того времени фрирайдные лыжи и поехал в LaGrave. Все лыжники мучились на таких или похожих, длинных и жестких лыжах. Все мы висели на задниках ботинок, чтобы поднять хоть 15 см носков над поверхностью снега. Длинные доски были мало поворотливые и небезопасные в узких местах. Почему сноубордист мог стабильно съехать по экстремальной стене на доске в 165 см и радиусом 10 м? Я понял, что лыжи для freeride просто никуда не годятся, их надо основательно переделать, а значит, пришло мое время.

— Ты начал с лыж freeride?

— Да. Первой моделью была VooDoo, которая и сейчас находится в коллекции, конечно, после многочисленных изменений. Прежде чем начать ее проектировать я прочитал все, что только возможно было найти на рынке на тему проектирования лыж, и пришел к выводу, что существующая ширина, расположение креплений, camber и жесткость — это скорее дань традиции, чем результат конструктивного мышления. И я спроектировал лыжи для катания вне трасс. Все тестирующие были от них в восторге. И что интересно, эти лыжи прекрасно показали себя и на трассах…

hedryx2

—Что побудило тебя разработать широкие лыжи для трасс…

—Именно… Так возникли 917. По мнению многих людей: тестирующих, владельцев магазинов, туристов и т. д. это одни из лучших и наиболее разносторонних лыж на рынке. У них значительная талия, но есть и twin-tip. Они очень гибкие, а крепления установлены в duck-stance, и ближе к носкам.

—… но почему все именно так?

—Хорошо, давайте по порядку. Я довольно давно обратил внимание на то, что крепления в лыжах сдвинуты назад. В лыжах с высоким camber, необходимы приложение значительного усилия и постоянный нажим голени на языки ботинок, чтобы инициировать поворот. Если передвинуть крепления вперед, уменьшится давление на голени и лыжник опустится на всю стопу. И ботинки могут быть менее наклонены вперед. Тогда поза лыжника будет более расслабленна, а ноги меньше согнутые в коленях. Ноги смогут выдерживать большие нагрузки в экстремальных поворотах. Достаточно посмотреть технику современных спортсменов в слаломе-гиганте, чтобы понять, что наклон всего тела к центру виража и прямая наружная нога помогают легче выдерживать перегрузки. Такая поза также щадит колени. Если же к этому в носовой части лыж добавить хорошо спроектированный плоский rocker, то наши лыжи начнут поворачивать исключительно с помощью установки их на канты, без прижатия носков. Duck-stance, в свою очередь предотвращает катание в положении A-frame, т. е. ноги иксом. Кроме того стопы расположенные пальцами немного наружу (2–3°) позволяют легче контролировать внутренние канты и не чувствовать ширину лыж. Twin-tip облегчает катание по впадинам и тяжелому снегу, не тормозит в конце поворота и менее опасен в критических ситуациях.

—Тогда что, выбрасываем на мусор все лыжи с camber?

—Все жесткие лыжи с высоким camber можно переделать. Они слабо инициируют поворот, не хотят «освобождать» канты в конце виража. Гибкие лыжи с невысоким camber имеют определенные достоинства и помогают красиво поворачивать, прекрасно едут по прямой линии, но только удачно спроектированные лыжи с комбинацией низкого camber и незначительно поднятыми, достаточно длинными rocker обеспечивают гармоничное катание.

hedryx3

Rocker принес значительные изменения. Он облегчает катание начинающим, лыжи менее чувствительны к весу лыжника, и более универсальны при изменчивых снежных условиях. Поднятые носки и пятки легко инициируют повороты и «облегчают» канты. В связи с этим лыжи с rocker могут быть более жесткими, чем их конкуренты, имеющие только camber. Это имеет свои достоинства — такие лыжи более стабильны при быстрой езде и более динамичны при переходе из поворота в поворот. И в то же время не надо жать на них изо всей силы, чтобы начать поворот… говорю тебе, сплошные плюсы.

hedryx4

— А как насчет настоящих профессиональных лыж?

Мы уже много лет сотрудничаем со шведскими спортсменами, оптимизируя их положение на лыжах. Уже несколько сезонов подряд лыжи для слалома и слалома-гиганта для профессионалов делают с небольшими rocker спереди. Теперь же, когда введут новые правила, касающиеся лыж для гиганта, rocker станет значительно длиннее и будет заметен невооруженным глазом. Rocker полезен во многих случаях, а не только для лыж freeride…

Вот таким приятным образом мы проводили время в Hintertux. Мои новые шведские приятели по мере увеличения количества выпитого пива и других напитков переходили со шведского на норвежский. Похоже, так они часто делают, чтобы не позорить свою родину. Такие веселые ребята.

Мы работаем сейчас над приглашением Henrik Luthman на ноябрьский выезд с Лыжной Фабрикой в Pitztal, а также на наши тесты в апреле в Kaunertal.

Те, кто заинтересовался рассказами Henrika могут зайти на сайт www.hendryxskis.se. Также мы работаем над переводом описаний лыж. Лыжи можно будет заказывать по Интернету.