How much is the Fischer?

Знаете ли Вы, что любые лыжи, если не принимать во внимание спортивные, в производстве по определению стоят около 80 евро?! Да-да, любые, но не Fischer! Помниться, несколько лет назад была существенная задержка поступления на европейский рынок сноубордов большинства производителей. Оказывается, что тогда 80 % всех сноубордов в мире изготовлялось в Китае и корабль, доставляющий их в Европу, застрял где-то в Индийском океане, потому что у него отказал один из двигателей. Вы можете себе представить принципиальные технологические отличия разных моделей и брендов китайских сноубордов? Со всем уважением к нескольким миллиардам китайцев, думаю, с трудом. Возможно, стоимость производства была даже меньше, чем 80 евро. Напрашивается логический вопрос: за что же мы платим в магазине, покупая очередную пару лыж? 80 евро — за производство, 20 — за доставку, а остальное — за имя фирмы и модели?!

Мне приходилось кататься на лыжах самых разных производителей. Несколько раз я пробовал лыжи неизвестных брендов, но для меня они так и остались неизвестными, бесхарактерными и «ни-ка-ки-ми». Так все-таки, за что же мы платим, приобретая себе снаряжение? Правильный ответ скрывается в одном слове — эмоции. Да-да, мы платим за всплеск самых радужных эмоций! За те самые эмоции, без которых наша жизнь не была бы настолько яркой, насыщенной, и, не побоюсь этого слова, счастливой. Можно бесконечно продолжать этот список: за безопасность, за контроль, за имидж, за дизайн, за быстрые секунды и так далее… Но все же, мы платим за эмоции. Мечтаем и планируем выезд в горы 300 дней в году; «выбиваем» отпуск; терпим несносных проводниц; тащим вещи в отель; безмерно тратимся, начиная со ски-пассов и заканчивая носочками с антисептическими серебряными нитями. И все это ради того, чтобы приблизительно 40 часов провести на снегу, занимаясь тем, о чем мечтал и чем грезил… И если первые 10 из этих самых 40 часов мы будем думать: «сейчас, сейчас привыкну и раскатаюсь», следующие 20: «да, это снаряжение как-то не очень мне подходит», а последние 10: «однозначно, на следующий сезон нужно купить хорошие лыжи», то в глобальном рассмотрении этого отпуска, выезд-то был испорчен. Это уже потом анализу поддаются хорошая компания, отличная погода и два десятка прекрасных фотографий. Но ведь мы приехали на горные лыжи! Мы тут, чтобы покататься, отдохнуть, получить эйфорию от всего этого, а не часами раздумывать, как бы поудобнее приспособиться, чтобы хоть как-то спуститься! Для меня первое знакомство с Fischer состоялось в студенческие годы на славной горе Тростян. И не смотря на то, что уже прошел не один год, я до сих пор храню на память кусочек титаналовой пластины, отломаный в столкновении с таким же, как и я тогда, чайником-студентом. Были, конечно, и Polsport, и Mladost, но Fischer еще тогда ассоциировался у меня с качественным, надежным и самым лучшим производителем лыж. Проходят годы, меняется мода, появляются всё новые и новые бренды лыж, но мои ассоциации — Fischer=качество — только укрепляются. Можно провести аналогию вот с какой историей: на очередных лыжных тестах в Италии я предложил коллеге-тестеру свой спрятанный в недрах куртки бутерброд. Обычный бутерброд: хлеб, масло, колбаса и сыр. Когда товарищ его отведал, то был удивлен великолепным вкусом. Я, улыбаясь, предложил ему угадать, что первым я вложил в этот бутерброд. Он так и не угадал. Мой ответ его развеселил: дело в том, что первым в бутерброд я вложил «душу», поэтому он такой вкусный. Приблизительно то же самое можно сказать о лыжах Fischer. Ведь не остаётся никаких сомнений, что производители вкладывают в них всю свою «душу», — желание дарить людям качество, комфорт и счастье от проведённого времени. Именно этот компонент дополняет самые сложные технологии и способы их производства.

Очевидно, что в наше время при разработке технологий и даже дизайна снаряжения все отталкиваются от Кубка Мира, потому что хотят хоть чуточку приблизить своих клиентов к самым быстрым спортсменам планеты, чтобы они катались в тех же шлемах и на тех же лыжах. Именно поэтому и неспециалисты могут заметить в трансляциях Евроспорта явную подмену лыж спортсменов сразу после финиша и вместо спортивных снарядов 192 см, R27, в камеру попадают «поцелуи» лыж 175 см, R17, именно тех, которые мы можем свободно приобрести в магазинах. Наверное, это не плохо, на 175 см, R17 мы хоть как-то можем походить на спортсменов, а на 192 см, R27 мы будем больше похожи на каракатицу, едущую в раскорячку. В прошлом сезоне Ивица Костелич, которого почему-то хочется называть Фишер Костелич, стал самым лучшим лыжником планеты, не оставляя шансов для соперников. Таким образом, он должен существенно повысить число продаж бренда в предстоящем сезоне. Но это ведь не только деньги. Кто следил за его карьерой, может себе представить, через что ему пришлось пройти на пути к своим победам. Но чтобы не происходило, Костелич ни разу не изменил Fischer. Возможно, из-за спортивного характера снаряжения, а возможно, из-за той самой вложенной «души», которую излучают эти лыжи. О спортивном характере Fischer можно говорить очень долго. Интересно наблюдать за опытными лыжниками, которые впервые становятся на Fischer: большинству профессионалов достаточно сложно «оседлать спортцех», нужно пройти сложный период адаптации. Но если вы справились с ними, то получите стопроцентный контроль и две ракеты на ногах. Мне так и не суждено было «оседлать спортцех» и пришлось довольствоваться двумя ракетами из магазина: 175 см, R17, на которых, попадая на трассу гиганта, мне отлично удаётся себя представлять Ивицей Костелич. По всей видимости, Ивицей Костелич на трассе хотел бы видеть себя не только я, но и вся украинская горнолыжная сборная. Насколько мне известно, на сезон 2011—12 Fischer заключил контракт с Федерацией лыжного спорта Украины о экипировке украинской команды. Мацьоцька, Тикун, Фещук, Теличук — эти фамилии, возможно, прогремят на славу всей Украине и бренда. Даже если не удастся стать на пъедестал, то на этом снаряжении у ребят будет больше шансов попасть в заветную 30‑ку Кубка Мира. Что касается фрирайда, «рокером» сейчас уже не удивишь, но еще пару лет назад мне на Fischer Watea с 100 мм под ботинком довелось ощутить неописуемый кайф, расписывая целяк, прыгая с небольших скал и снежных сбросов, на раскатистых полях Домбая. В США проводят очень интересные лыжные тесты, когда заклеивают черным скотчем лыжи и ставят только номер. В таких условиях тестер «без имен» указывает в карточках субъективные ощущения по нескольким параметрам, таким как: динамика, ведение дуги, цепкость кантов, инициация поворота, выход из поворота, скорость перекантовки, поведение на трассе, пригодность для любителей. Результаты таких тестов иногда очень даже интересно читать. Так вот, 8 из 10 тестеров на «черных лыжах» правильно узнали Fischer. Мне кажется, и я бы смог узнать желто-черные треугольнички по их динамике, стабильности ведения дуги и по какой-то подсознательной надёжности, ощущению комфорта и контроля.

Любой опытный лыжник при анализе лыж Fischer однозначно упомянет о «цепкости» кантов. Однозначно, каждый сервисмен скажет, что заточка кантов Fischer потребует чуть больше внимания и усилий, чем на лыжах других брендов, поскольку материал кантов достаточно специфичен. Производитель объясняет всё достаточно просто: «наши лыжи проходят невероятно точную процедуру финишной обработки World Cup на самом современном оборудовании в мире». И это действительно так. Самая финальная стадия обработки и присвоение серийного номера проходят в Австрии, на маленькой (по сравнению с Мукачевским «заводом-монстром») фабрике, расположенной в городе Рид. Мукачевская фабрика Fischer, в свою очередь, является мировым лидером (вы только представьте себе!!!) по производству беговых лыж (более миллиона в год) и клюшек (более миллиона в год), одним из самых крупных производителей горных лыж в мире. Об этом свидетельствует факт производства на фабрике лыж не только Fischer, но это уже тайны и тема для совсем другой статьи. Инженерные игры с материалами позволили на фабрике в Мукачево открыть новое направление «композитных материалов», которые используются в «Формуле-1» и которые с радостью использует концерн Audi и Porsche. На этом экспансия Fischer в Украину не заканчивается. В середине октября в Берегово было открыто еще одно звено — фабрика по производству внутренних ботинок для горных лыж. Два сезона назад я все еще думал, что тот производитель, который делает «супер-лыжи» не может делать «супер-ботинки» или, например, «супер-палки». Узкая и не полномасштабная специализация всегда свидетельствовала, сигнализировала мне о качестве. Ну, ездит Блардоне только гигант, значит, у него есть возможность максимально сосредоточиться только на этой дисциплине и добиться в ней успеха. Но ведь есть и Костелич, у которого все складываеться превосходно. Так и у производителей снаряжения. Для меня ботинки Fischer были всегда какими-то визуально неуклюжими, даже смешными. Но это только до того, пока я их не одел. Трудно сказать, или система SOMА-TEC (V-подобная стойка, обеспечивающая больший контроль, меньшую нагрузку на суставы и более естественные движения), или очень удобный вкладыш, или «моя» колодка, или желтый цвет, но для меня нет красивее, комфортнее, а главное, точнее ботинка с жесткостью 130, чем Fischer. Если и подумывать о замене ботинок, то наверняка ими станут новые Fischer Vacuum RC4 PRO 130” с вакуумной подгонкой под анатомию ноги. Технологии неумолимо движутся вперед, и не просто, а в аэродинамической стойке скоростного спуска. И Fischer Vacuum Fit — результат серьезной работы по обеспечению совокупности точности и комфорта. Это стало возможным благодаря использованию нового высокотехнологичного полимера VACU-PLAST. Интересно не только то, что ботинок приобретает облегчение веса до 15 %, улучшенное гашение вибрации, регулировку угла наклона голени при формировке в зависимости от стиля катания, но и то, что термоформирование ботинка может быть неоднократным (до 5‑ти раз). В Италии, на первом горнолыжном выезде уже наступающего сезона, я пытался общаться с представителем Moldova Ski Word Cup Team. Одно бедро этого матёрого лыжника в обхвате было таким, как мои два, а на ногах желтел Fischer SOMA Vacuum. На креселке я понял, что этот австриец совсем не знает столицу Молдавии, но очень хочет выступать в основных мировых стартах (в Австрии очень сильная конкуренция в основной состав сборной). На протяжении всего подъема я пытался это выяснить, но он, видимо, не очень желал вести беседу на эту тему. А вот на мой вопрос о Fischer Vacuum FIT его как подменили: вялый английский перешел на непонятное для меня немецкое лепетание, в котором я каждые пять секунд слышал «super» и наблюдал поднятый большой палец вверх. А еще я видел его на гиганте в деле — таки молодец «молдаванин»! Не могу отказать себе в удовольствии и рассказать о молодом коллективе Fischer в Украине. Совершенно случайно познакомившись с ребятами, я очень быстро с ними сдружился. Очень жаль, что в Украине мало людей, которые настолько сильно болеют за свое дело. А они действительно живут этим! В первый год общения я думал: вот оно, зомбирование Fischer-ом, но через три года, всё тот же блеск в глазах, всё те же улыбки и та же радость от того, что они занимаются своим любимым делом. Эти люди наверняка осознали, что легально торгуют «сильнодействующим наркотиком», от которого происходит стопроцентное привыкание ко всему желто-черному с тремя треугольничками. И этот наркотик приносит людям столько счастья, удовольствия, эмоционального заряда, что, попробовав один раз снаряжение Fischer, они уже не могут пользоваться чем-то другим. И всё же, за что мы платим, когда покупаем снаряжение?!? «How much is the Fischer?» — так сказать. Ответ однозначен: за эмоции, адреналин в крови, за счастливое, радостное времяпровождение, настроение… Мы платим за каждую минутку счастья и удовольствия! Если моя статья хоть на мгновение заставила Вас задуматься, то моим дивидендом от этой «писанины» будет наша встреча на склонах. А узнать друг друга мы сможем по «трем треугольничкам» на носках наших лыж и по явно выраженному эмоциональному, искренне радостному блеску в глазах.