КАК НАЧАТЬ КАТАНИЕ ВНЕ ТРАСС

Ты уверен, что действительно этого хочешь. Но никогда до сих пор не пробовал заниматься этим серьёзно. Да, был случай, когда во время пребывания в горах ты на 50м отошел от трассы и ехал по глубокому снегу… Что за катание, что за эмоции!

ПЕРВЫЕ ШАГИ

У тебя уже есть широкие лыжи, шлем на голове, а под шлемом голова, полная различных желаний! Ещё один нюанс — на тебе должен быть лавинный датчик, а в рюкзаке лопата и зонд. И не важно, что пока мы будем передвигаться в достаточно безопасных местах. Очень нужно сразу привыкнуть носить с собой лавинный АВС. Принцип — чувствуешь, что под курткой чего-то не хватает — вернись и возьми. Так же, как если бы ты вдруг вспомнил, что оставил открытым автомобиль с ключами в зажигании. Представь простую ситуацию — ты можешь стать свидетелем того, как сошла лавина. Многих засыпало, может, даже твоих знакомых. Кого-то стали откапывать их друзья. Но вдруг ты видишь, что из снега торчит чья-то рука. Ты подъезжаешь, а у тебя нет лопатки… руками не откопаешь, после схода лавины снег становится плотным в какие-то секунды. Так чем же, может отстегнутой лыжей? Дай бог, чтобы тебя самого не откапывали лыжей.

ПУХ И ЛОМАЮЩИЙСЯ НАСТ?

Пух — это то, что надо. Зато хрупкий наст — это один из худших видов снега. Сверху это заледеневший слой, который ломается под нашим весом, лыжи ныряют вниз, а носки лыж вгрызаются в сыпучий снежный порошок или в вату мокрого снега. Как вы уже поняли — это два диаметрально разных типа снега, по крайней мере, для нас, лыжников. Первый даёт удовольствие и позитивные эмоции, второй ведёт к борьбе, поту и проклятиям. Но есть что-то, что их объединяет…

Если у нас нет лыж, снабженных радикальным рокером (когда мы стоим в пристегнутых лыжах на снегу, то носки лыж подняты до высоты верхних краёв ботинок), то стоит вернуться к школе катания FR, когда рокера ещё не было. При помощи наших лыж надо создать несущую поверхность, как крылья у самолета. Наше счастье в том, что плотность снега больше, чем воздуха, и чтобы на нём удержаться не нужны дополнительные крылья.

Как это сделать? Если вы когда-либо катались на водных лыжах — то делаем то же самое. А если нет? Соединяем две ноги так, чтобы колени были вместе, отталкиваемся и едем (сначала медленно), легко перенося вес на задники лыж (легко опираемся задними поверхностями икр на задние поверхности ботинок). Если же по каким-то причинам мы не можем этого сделать — у нас устали ноги от такой позиции, болят икры от катания по жесткой поверхности — можем принять позу «на стуле». Едем дальше и набираем скорость — вот в чём дело. Скорость — это наш союзник. Благодаря ей мы поднимаемся и скользим по поверхности.

А когда мы уже мчимся, а скорее низко летим в «горной сфере снежного покрова», приходит время сделать поворот. Если же мы попытаемся сделать его так, как делали до сих пор — могут возникнуть проблемы. Особенно на нешироких лыжах с малым рокером (или без него). Лыжи, повернутые под углом или перпендикулярно направлению езды, войдут в снег и катапультируют нас в том направлении, в котором мы ещё недавно ехали. На пуху или насте надо делать длинные мягкие дуги. Конечно, это не единственная возможность, но таким образом мы схватим суть процесса. Кроме того, катание мягкими поворотами с длинными дугами даёт относительно небольшое давление на снеговую поверхность, что уменьшает возможность образования лавины.

Механика-моторика поворота на лыжах с маленьким рокером очень проста. Отклонившись назад, выполняем движение в суставе, поворачивая обе стопы в том направлении, в котором хотим повернуть. Не становимся на канты как при катании по подготовленному склону, и помним, что колени и стопы надо держать всё время вместе. Картинка выглядит так, как будто бы лыжник всё время хочет вбить пятки под снег, место под стопами это своеобразный «ротор», а носки лыж подняты над снегом.

Механика-моторика поворота на лыжах с большим рокером ещё проще — просто поворачиваешь и не мешаешь лыжам. Они сами найдут «правильную» траекторию. Ты должен только удерживать равновесие и не позволять лыжам слишком далеко выезжать из-под тебя. Но во время быстрой езды, когда ты вынужден делать динамичные маневры — отпусти задники лыж. Отпускаешь лыжи немного вперед себя. Обратите внимание, что фото, иллюстрирующие описанные техники, были сделаны в условиях свежего снега, сбитого (т. н. hard-pack) и ломкого наста. Это работает!

Сверху снег с консистенцией затвердевшего бетона под ним «сахарная пудра». Скорость и лыжи с радикальным рокером позволит легко оставаться на поверхности.

КРУТЫЕ ОВРАГИ, КУЛУАРЫ, ЖЕСТКИЙ СНЕГ

Здесь мы не будем писать о наклоне в 55 ̊ и более по простой причине. Только начиная карьеру фрирайдера, мы не хотим ни убиться, ни покалечиться, чем на 100% закончится падение в таких условиях. В этой ситуации есть две истины — невозможно закантовать лыжи на водянистом льде (возникшем из замерзшей воды — его легко узнать). Какие бы острые не были канты твоих лыж — кантование бессмысленно. Поэтому небольшие участки с таким льдом мы просто проезжаем — и то при условии, что ниже есть место, где можно остановиться (проезжая прямо участки льда под большим уклоном мы получаем такое ускорение, что отлично прочувствуем, что такое мышечное напряжение). Вторая истина — в крутых расщелинах и других местах с твёрдым снегом можно ехать только тогда, когда хорошо заострены канты (как минимум 89° боковой угол, оптимально — 88°. Снизу 0,5°, не более 1° подреза). Иначе велика вероятность того, что когда мы будем тормозить или поворачивать, то поедем дальше согласно закону гравитации и наклону склона. Сама техника поворота очень похожа на катание по твёрдому подготовленному склону. Максимум канта и максимум силы. Меняя направление езды, а значит и канты, мы ведём себя как горилла, которая одержав победу над соперником, теперь сообщает всем, крича и подскакивая, что эта часть поляны принадлежит именно ей. Это смешное сравнение лучше всего показывает, что мы должны делать с лыжами на крутом участке и жестком снегу. Надо так топнуть, чтобы лыжи вошли кантами в снег. Надо отдавать себе отчет, что если мы не успеем этого сделать, то лыжи начнут ехать неконтролируемым образом, что может привести к плохим последствиям. А значит, в такой ситуации мы должны поступать как гориллы (действительно стоит посмотреть какой-нибудь документальный фильм о них). Когда они шагают, земля дрожит.

Это руководство для лыжников начинающих свое приключение с катанием вне трасс, а не для лыжников одевших рюкзаки с биперами и лопатами, катающихся по отратраченным склонам с криками «йоу йоу, это круто!», cчитающих себя суперфрирайдерами… 

ПРЫЖКИ

Пришло время, когда просмотр фильмов о лыжниках или записи наших более опытных коллег нас уже не удовлетворяют. Мы сами хотим делать «это». Оказаться в воздухе хоть на секунду. И что хорошо — это не так сложно. Реальные проблемы находятся в голове. Практически каждый, кто раньше не пробовал прыгать на лыжах, чувствует просто страх, что у него не получится. А на самом деле это один из самых простых элементов фрирайда. Прыжки в парке трудно сравнивать с прыжками со скал, навесов и т. д. В парке всё рассчитано и запроектировано, включая траекторию полета и угол приземления.

Чтобы выполнить свой первый прыжок, нам нужна небольшая скала или снежная складка (для начала достаточно 1–1,5м), проверенное место катания и что важнее — приземления. Разумеется, в этом месте дожжен быть исключён сход лавины. Кроме самого места приземления, где мы собираемся встретиться с землей, вернее, со снегом, надо проверить ещё несколько метров дальше, что- бы спокойно отъехать после приземления. Вид снега тоже очень важен. Оптимален свежий пух и любой вид мягкого снега (слежавшийся, слегка сбитый и т. д.). При обучении прыжкам лучше избегать мокрого весеннего снега — в течение нескольких минут он меняет свою температуру и степень насыщенности влагой. Тогда приземление может вылиться в ушибы и даже серьёзные травмы (колени, позвоночник, зубы).

Катание по глубокому снегу, особенно на широких лыжах с рокером не так сложно. Прогресс будет быстрым. Приобретая опыт, мы будем выбирать места, которые до этого объезжали стороной, или вообще не могли подумать о том, что там можно проехать на лыжах. Надо только помнить, что снежные условия в одном и том же месте могут изменяться каждый день. Место, где вчера ты приземлился в глубоком снегу могло подтаять на солнце, а ночью замерзнуть… И вот, на следующий день нас может ждать болезненный сюрприз. 

Ладно, наконец-то, мы у скалы. Мы готовы, вдыхаем, и… пошли. Нет, ещё одно отступление — при прыжках со скал крайне важна скорость, с которой мы подъезжаем к скале. Если она достаточна — наш прыжок напоминает в воздухе параболу. И тогда легче удержать правильный баланс во время лёта, а само приземление имеет лучший расклад кинетики. Другими слова- ми — если мы подъезжаем к скале слишком медленно, то прыгаем как бы в прорубь, а падаем как помидор об пол. При приземлении все силы «идут в нас», что плохо. Кроме того, падая вертикально, мы можем столкнуться со скальными выступами, ветками кустарника и т. д. Мы должны набрать достаточную скорость, которая гарантирует нам соответствующую параболу. Когда мы доезжаем до края скалы — нет, нет, мы не отталкиваемся! Мы скорее должны слегка приглушить движение, а не придавать ему ещё больше энергии. Если отталкивание от скалы сделать с усилием, то мы можем придать ротацию нашему полёту, а это может привести к перевороту (даже на т. н. flip) и падению, например, головой в снег… Поэтому не надо дополнительно отталкиваться.

Доезжаем до края скалы — руки слегка согнуты в локтях (около 45°), и что очень важно, ладони выставлены вперед!!! Во время всего полета и приземления мы держим их в этом положении — как будто держимся за руль. Пока руки впереди нас, мы всегда можем скорректировать полет или приземление. Если же руки будут расположены слишком сзади, то, наверняка, и мы будем наклонены назад и в такой позиции приземлимся. Итак, едем, руки впереди согнутые в локтях, проезжаем маленькую скалу и… летим. В этот момент хорошо бы согнуть ноги в коленях — «как бы сидя на стуле». Перед приземлением ноги сами выровняются (мозг подскажет, когда «выпустить шасси» и быть готовым к приземлению), об этом даже не стоит волноваться. Во время столкновения наших лыж со снегом, всё время держим ладони перед собой. Приземляемся и… ждем. Ну вот. Получилось. Если вы не упали — то наши поздравления! Можете записать свой первый cliff drop в CV. Теперь прыжок можно повторить или присмотреть скалу чуть побольше.

Прыгая, вначале, даже с маленьких скал, мы часто будем делать «птичку». Никто не сможет сосчитать сколько раз можно махнуть руками за полторы секунды полёта. Но, не смотря ни на что, мы стараемся держать слегка согнутые руки впереди себя. Помните об этом!