Как перезимовать лето

Увы, но для многих увлеченных лыжников летняя пора является «природным» препятствием для продолжения катания. Далеко не у каждого получается в поисках снега путешествовать по миру со своим любимым снаряжением в течение всего года. А те, кому такое все же под силу — просто счастливчики

cv1

Но что делать тем, кого лето загоняет в кондиционированные офисы, душные города и автомобильные пробки… Выход есть. Этому решению столько же лет, сколько и лыжам. Так же, как и зимой, вырываясь в горы, мы оставляем работу, дом только ради того, что бы скользить по белоснежной бесконечности, так и летом, стоит вырываться туда же, чтобы пролететь по горным тропинкам и лесным дорожкам на чем….? Правильно! На велосипеде. За последние годы велосипед настолько изменился технически, что людям, не следящим за этими процессами, крайне сложно понять то, что из себя представляет на сегодня современный горный велосипед. Даже можно провести некую параллель с лыжами: производители продолжают и сегодня изобретать новые лыжи — мы это налюдаем из года в год. И тоже самое происходит и в велостроении. И фраза, что, мол, «не стоит изобретать велосипед», на сегодня абсолютно не имеет никакого смысла. Велосипед продолжают изобретать сотни компаний. Но стоит отметить, что только единицам это удается и на сегодня. Современный горный велосипед — это в высшей степени технологическое изделие, доведенное до состояния «произведения искусства». Это потрясающий инструмент для работы, где «работа» — это настоящий отдых, адреналин, удовольствие. И тут опять проводим параллель с лыжами: хорошая лыжа — хорошая «работа»))

cv2

Горы, в отличие от равнинной территории, отличаются своей некой притягательной силой. Это и завораживающие пейзажи, и чистый воздух, и манящие горные тропки, хребты, седловины… Потому и тянет байкеров именно туда, где после напряженного подъема, горы дарят тебе потрясающий спуск по лесной грунтовке или техничный синглтрек, петляющий вокруг деревьев. По своему опыту могу сказать, что за прошедшие пятнадцать лет я часто катался по одним и тем же маршрутам на разных велосипедах. От самого простого до самого современного. И стоит отметить, что разница между ними просто огромна.

cv3

Когда-то давно, в далеком 1998 году, когда я первый раз приехал с велосипедом в Крым, мы проехали большой многодневный маршрут фактически по всему полуострову. И вот с тех пор я навсегда заболел подобным времяпрепровождением. Велосипеды у меня были с детства. Я с ними рос. И было у меня их много. Будучи ребенком, с отцом ездил на велосипедах с Соломенки, что в центре Киева, в Жуляны, через когда-то бывшие Совские сады. Учась в школе, занимался в туристическом клубе и уже тогда пытался совершать небольшие велосипедные походы. Во время учебы в университете тяга к велотуризму только усилилась. Это в итоге вылилось в единственный (до сих пор) диплом на тему велосипедного туризма за всю 70-летнюю историю моего географического факультета. Учитывая сегодняшний фантастический уровень велосипедной техники, у любого человека есть прекрасная возможность за относительно короткие временные отрезки побывать в прекрасных местах нашей страны и не только нашей. Есть варианты многодневных велопоходов, во время которых весь свой провиант туристам приходится везти на себе и на велобагажниках в специальных рюкзаках. Это не менее захватывающее мероприятие. Но, например, по Крыму, на мой взгляд, интересней делать радиальные выезды «налегке». Это позволит в большей степени насладиться самой ездой, легче пробираться по тропинкам, быстрее подниматься по горным дорогам и веселее спускаться по завораживающим спускам.  Крым для такого рода велосипедных поездок идеально подходит. Всегда часть маршрута можно сократить на авто или электричке.

cv4

Некоторые маршруты именно так заранее и планируются. Как для желающих только начать свое «велосипедное» изучение Крыма, так и для уже побывавших там, предлагаю взглянуть на несколько моих маршрутов по горной части Крымского полуострова. Мы издавна условно их делим по тематической направленности на «хистори» и «милитари». В первую категорию попадают все исторические объекты, которые мы посещаем. Военно-инженерные сооружения, точнее, их остатки, памятники войны, объединяются в «милитари»-маршруты.

cv5 Куда? В Бахчисарай? Так там же нет моря! И очень даже хорошо, говорю я, что там нет моря. Тут совсем другая обстановка, другие люди и другой воздух, другие задачи и вообще тут другой Крым, о котором очень многие даже и не догадываются. И это прекрасно, ибо при таких раскладах случайных людей тут будет мало. Вообще, внутренний Крым, его горные районы уникальны своей насыщенностью историческими местами, бывшими военными сооружениями и потрясающей красоты природными ландшафтами. Приезжая в Крым, мы часто своей базой выбираем местный туротель «Привал». Находится он в старой части Бахчисарая, на вершине одного из холмов ущелья, в котором «зажата» эта часть города. Воздух тут всегда чистый, виды открываются потрясающие. Учитывая его высотное расположение, начало маршрутов проходит, как правило, либо с потери высоты, либо небольшого ее набора. Первый катательный день рекомендую устроить не особо напряженный. Все это ради акклиматизации. После нашего душного города и продолжительной дороги, будь-то на поезде или на авто, то огромное количество кислорода, которое начинает поступать в наш организм, может вызвать некие отрицательные моменты в самочувствии. Но, как правило, все быстро проходит. cv6 Итак… Вариант одного из маршрутов «хистори» начинается с участка пути на туристическую стоянку «Бешик-Тау». Выезжая с «Привала», берем сразу вправо, и вдоль леса, держась ЛЭП, проезжаем приятный участок каменно-грунтовой дороги. Дорога одна, потеряться нельзя. Вот и стоянка. Летом в источнике воды, увы, часто не бывает. Вся вода, что у нас была, мы взяли с собой еще с «Привала». Пить во время катания надо много, ибо это является «смазкой» наших суставов. Тут, на Бешик-Тау, на развилке уходим налево, в сторону Чуфут- Кале. Примерно через полкилометра «ловим» тропинку, уходящую левее, и по ней, пробравшись сквозь заросли можжевельника, выскакиваем прямо ко входу на старое караимское кладбище пещерного города Чуфут-Кале. В этом месте я бывал сто раз. С самого первого моего посещения тут фактически ничего не изменилось. Все так же тихо, величаво и грустно. Как ни странно, я очень люблю это место. Оно для меня — непостижимый пласт истории.

Глубочайшая культура. Загадка. Свои традиции. Входом на кладбище является большая каменная арка. Можно только представить, как тут все выглядело во времена расцвета древних культур. А сейчас, увы, остается только восхищаться остатками идеально сохранившихся писаний, выдолбленных на каменных могилах. Сколько же им лет? Кто тут лежит? Покидаем это завораживающее место и двигаемся на плато Чуфут-Кале, к южным воротам древнего города. Тут нам открываются прекрасные виды на гору Сель-Бухра (пос. Научный), плато Чатыр-Даг, пещерный город Бакла, что около поселка Скалистое. Белые нити грунтовых дорог опоясывают собою холмы, начинаясь в «староселье» Бахчисарая и скрываясь за отрогами гор. С этого места наш путь лежит к пещерному городу Тепе-Кермен. К нему ведет одна из самых потрясающих тропинок, по которой я когда-либо ездил в Крыму. На нее мы попадаем с основной дороги, ведущей с Чуфута на Бешик-Тау. Ищем большой указатель в виде каменной стрелки. Тропинка эта очень техничная. В самом начале она достаточно крутая. Потом немного выполаживается, есть отвесные участки, есть камни, просто лежащие посередине тропинки. А потом и вовсе начинается лесная грунтовая дорога, по которой ты потрясающе летишь с ветерком. Еще позднее она переходит в каменистый участок. Заканчивается он на седловине, с которой направо идет подъем на Тепе- Кермен, а прямо вниз — спуск в поселок Машино. В принципе, вся тропинка полностью проезжается, даже трудные, почти триальные ее участки. И это самое потрясающее, что может только быть. Но я рекомендую это делать только подготовленным байкерам. Оставляем справа Тепе-Кермен и начинаем «падать» вниз, к шоссе. Туда ведет достаточно опасная и очень техничная грунтовая дорога, по которой надо ездить крайне аккуратно и внимательно. Плоской формы камни очень подвижны. Неумелое руление и особенно торможение на таком грунте, может быть очень опасно. При наличии технических навыков такая «опасная» езда доставляет тебе огромное наслаждение. В противном случае надо взвешивать свое умение катания с качеством дорог. Вылетаем на дорогу. Географически мы находимся в древней долине одной из крупных рек Крыма — Кача. Уходим налево и проезжаем по асфальту до поселка Верхоречье. Надо отметить, что во всех мало-мальских крымских поселках стоят остатки клубов, дворцов культуры, летних кинотеатров, эстрад и строения эпохи развитого социализма. Должен признаться, что все эти объекты не оставляют меня равнодушным. Вот и сейчас в поселке Кудрино не стоит проезжать мимо такого посткоммунистического объекта. Это был клуб.

cv7 Его развалины прекрасны. А ведь надо не забывать, что тут недавно проходили партсобрания, награждались победители соцсоревнований и осуждались нарушители трудовой дисциплины. И что тут теперь? Проезжаем до поселка Верхоречье. В центре поворачиваем налево, немного «просачиваемся» по улочкам и начинаем подъем в Научный. Местами можем ехать, местами идем пешком. Заканчивается село и начинается затяжной, но щадящий подъем по лесной дороге. Она и выводит нас в Научный, но не к самой обсерватории, а в городок, где живет обслуживающий ее персонал. Еще немного, и мы попадаем в сам потрясающий природный парк, на территории которого и находится собственно «КРАО», Крымская астрофизическая обсерватория. cv9 Через сорок дней после окончания войны Сталин издал указ об устроении данного городка. Тут находятся множество немецких, «цейсовских», телескопов, вывезенных по репарации из Германии. Местная гостиница, «дома», в которых «живут» телескопы, и милые двухэтажные особнячки сталинской эпохи с флигелями, выносными деревянными балкончиками, верандами с деревянными полами, высокими дверьми, лепниной под крышами. Ловишь себя на мысли, что ты попал в прошлое. Во-первых, никого практически нет: где-то на аллейках можно заметить каких-то случайных людей. Полная тишина. Даже старые автомобили тут смотрятся как нельзя кстати. cv10 Во-вторых, везде ощущается некое спокойствие. Время как-будто остановилось. Есть желание медленно кататься по аллейкам, созерцать домики, наклоняясь от нависающих над дорогой веток. При «Сове» это было местом богемной тусовки. Тут собирались поэты, музыканты, барды и актеры. И сейчас тут проводятся всевозможные литературные вечера, поэтические встречи. Но размах мероприятний уже не тот. Тут также устраивают экскурсии по самой обсерватории, во время которых можно посмотреть через телескопы на планеты и звезды, увидеть солнечные протуберанцы, глядя на «горящую» планету через коронограф. Одним словом, побывать тут стоит. В одном из местных особнячков проживает чудесная Нелли Орлова. У нее всегда приятно побывать в гостях, посидеть у камина, попить чай с медом и с татарским сыром. Ее дом — как музей, весь в картинах ее дочери и всевозможных артефактах данной местности. Только уделите встрече с ней побольше времени. Оно того стоит. Поверьте. cv8

С Научного есть несколько путей в Бахчисарай. Один из них начинается по асфальтированному спуску в сторону Трудолюбовки. Доезжаем до Прохладного и в нем уходим налево, на грунт. Главное, не пролететь этот поселок, ибо скорость на спуске легко достигает 70 км/ч. Спускаемся в долину и попадаем на грунтовую дорогу, которая соединяет Бахчисарай и Скалистое. По ней подъезжаем к подножию Чуфут-Кале. В орешнике поворачиваем направо и вкатываемся в старую часть города. От Ханского дворца нам остается последний подъем на саму базу «Привал». Просачиваясь по узеньким старым улочкам и дворикам, можно «резать гипотенузки», сокращая тем самым себе путь. Отдельным моментом хотел бы остановиться на самом городе, а точнее — на старой части Бахчисарая. Именно в ней мы проводим большую часть времени. У каждого человека, у многих во всяком случае, есть места, в которых он любит бывать. С ними связано много разного. Какие-то переживания, жизненные ситуации, просто какие-то прекрасные моменты, которые были пережиты ним. Компании, люди, знакомства. Кто-то помнит чудесные вечер, проведенный на берегу моря, или ужин в маленьком уютном ресторанчике в старом городе. И у меня есть такое место. Оно, уверен, известно каждому. Маленький городок в центре Крыма. Новая часть города мало чем примечательна. Небольшие высотные дома из белого кирпича, магазинчики и, конечно, базар. Там мы бываем редко. Проездом на очередной велосипедный маршрут или при возвращении с него. А останавливаемся мы в старой части города. По ней мы всегда гуляли, посещали национальные кафешки, покупали что-то у крестьян. Через старую часть города мы и покидали его, выезжая на радиалку. На чем бы ты ни ехал, рекомендуем заехать на базарчик при выезде из города. Свеженькие лепешки, а-ля лаваш, зелень и фрукты помогут скоротать время на привале. В старом городе очень уютно. Низкие дома со столетней черепичной крышей, маленькие дворики, много пожилых людей, которые уже никуда не торопятся. Встречаясь, они подолгу стоят на улице, разговаривая друг с другом. Для многих из них основное место, у которого они собираются, это мечеть. Она находится на территории ханского дворца. Чем ближе к окраине города, тем все ниже и более прозрачней заборчики, еще меньше людей и какой-либо суеты. Староселье заканчивается неожиданно. Просто ты проехал или прошел последний двор, и вот уже грунтовочка пошла дальше, по ущелью, оставляя с одной стороны древний пещерный город, а с другой — не менее чудесные горные массивы. Ореховые сады. Чуть дальше — маковые поля, которые летом просто сводят с ума. До сих пор тут ведутся раскопки. И до сих пор находят много чего интересного. Крымское ханство было достаточно богатым. Надо же, мы буквально ходим по артефактам.  Столько всего похоронено под ногами. Если копать буквально где угодно, уверен, что можно будет найти много чего интересного.

cv11 Тут можно чудесно остановиться на ночлег. Вариантов полно. Татары очень гостеприимны. Чисто постелят, вкусно накормят. Есть бюджетные варианты проживания для туристов, есть и подороже — для желающих остановиться в более комфортных условиях. Есть тур-отель, где при желании можно найти сервис на любой вкус. Тут и автомобиль будет под охраной, и красиво подсвеченная ночью территория, уютные беседочки, в которых можно прекрасно скоротать вечерок. Отдельно стоящие коттеджи. «Привал» находится буквально на горе, воздух чистый. Пейзаж, созерцаемый с любого места на территории, сводит с ума. Открытый бассеин. Если это место кому-то вдруг покажется несколько шумным, то в гостиннице местного охотного хозяйства будет точно тихо и спокойно. Тут уютные номера, вкусная кухня. Много лет, уже реально много, я регулярно бываю тут. Эти узенькие улочки запали мне в душу. Всегда в конце своего очередного пребывания в Бахчисарае, я нахожу полдня времени, чтобы просто погулять по старому городу. Перейти несколько раз по мостикам старенькую полуживую речушку, позаглядывать на крыши домов. Они просто тут местами настолько низкие… Так приятно здороваться с местными жителями. Пожилые люди реагируют на это особенно душевно. К местному маленькому магазинчику крестьяне выносят скромные излишки урожая на продажу. Мысли, взгляды, ассоциации. Какое-то проигрывание в голове тех или иных событий. Необъяснимые ретроспективы. Мысленные, виртуальные. Постоянно вопросы самому себе внутри себя: как, кто, когда… cv13 Внимание сосредотачиваеться на еле заметные мелочи, полутона, фактуру, цвет. И так постоянно. Вот уже сколько лет. Казалось бы: одни и те же места, одни и те же улицы и дворы. Скользкая мостовая. Особенно в дождь скользкая. Старая черепица. Старые крыши вообще и дома старые. Старая часть города прекрасна вся. Белые дороги и камни. Что они видели? Кого? Эммануил Гаспринский. Старая мечеть. Нет ни у кого спешки. Все больше встречаешь старых людей. Молодые женщины в национальных платьях. Видны только лица. Продавщицы в магазинах общаются между собой на «непонятном» языке. Минареты. Мавзолей. Каждый вечер слышна песня муэдзина. Красиво поет, черт побери. Глубокое гортанное пение. Они же учатся этому много лет. Далеко не каждый достигает успехов. Это искусство. История. Коран. Извилистые улочки. Узкие. Они же — проезжая часть и тротуары. Они же — место для торговли. Они же — место для игр детворы. Так привыкли. Так происходило много лет, и это нормально. Полуживая речушка пронизывает город насквозь вот уже более полувека. Во всем история. Во всем умирающая история. Я не знаю, можно ли ее восстановить. Дай Бог здоровья тем, кто пытается это сделать. Помидоры у старика просто волшебно пахнут. Перец, говорит, надо разрезать вдоль, и тогда его можно спокойно кушать. Надо же, я не знал. Покупаем лепешку сыра, сделанную из трех литров овечьего молока. Маленькие скромные домики. Бывает, выходит из такого дома молодежь и тебя обжигает контраст между яркостью одежды и окружающего места. У старшего поколения все намного скромнее. Намного спокойней и сдержанней. Как всегда, читаешь номера автомобилей, проезжающих мимо. Это с детства. Это навсегда. Если иномарка подороже — точно приезжая. Здесь все больше стареньких «москвичей» и «жигулей». Местами скалы нависают прямо над дорогой. Где-то к ним вплотную подобрался чей-то дом. Староселье. Все ниже и ниже крыши, прозрачней заборы и тише вокруг. Мелкие собачонки противно и смешно лают. Источники воды, тихо журчащие тоненькой струйкой. Скромные огороды. Скамейки перед дворами. Низенькие заборы и…… ДВЕРИ!

cv15 cv16 cv17

ДВЕРИ, друзья…! Казалось бы, ни чего необычного. Но это не просто двери. Это космос. Это нечто совершенно не понятное, лишившее меня покоя лет десять назад. Абсолютно не укладывающееся в моей голове. Мимо них нельзя просто так пройти. На них можно смотреть не отрываясь часами. Кто за ними? Кто их строил? Что за ними? Вот, опять начинаются вопросы. Молчу. Все равно нет ответа. Просто смотрю. Маленькие ресторанчики и магазинчики, кофейни и частные гостиницы. Что-то уже наиграно. Бросается в глаза.Уже не по-настоящему. Но вот рядом то, что не вовлечено в туристическую сферу — все настоящее. Это моментально ощущаешь. Ощущаешь. Чувствуешь. Ты не просто чувствуешь. Ты с этим живешь. Ты не можешь пройти мимо спокойно. За секунду в голове — катастрофа. Что с этим делать? Кто тут жил? Когда это построили? Почему так? Это другой мир. Это другое его понимание. Ты просто можешь постоять рядом.

cv18 Можешь аккуратно прикоснуться. Тихо. Почему я это вижу не так? Почему я просто это вижу. Читал, что Двери в исламском мире — серьезная штука. Приравненная к финиковой пальме, кофе, верблюду… Тут всегда хорошая погода. Тут всегда хорошее настроение и тут всегда мне хорошо. Почему? Не знаю. Просто хорошо. Уезжая, я всегда напеваю: прощай любимый город. Двери Бахчисарая не отпускают надолго. Город Дверей. Может стоит построить свою дверь? Навалилось. Янтык. Уникальная еда. Отдаленно напоминает чебурек. Но замешивается он из другого теста и, что самое главное, готовится на сухой сковороде. И вот тут начинается самое главное. Если все подготовлено верно, то и выйдет все хорошо. Не везде можно заказать Янтык. Не каждая кухня возьмется его готовить. Далма, шурпа. Лагман. Вот это просто классика. Это что-то очень приблизительно напомниает борщ, но это не борщ. Обязательно с мясом и домашней лапшой. Густой. Сверху всегда посыпанный свежей зеленью. За более чем пятнадцать лет, мы по пятибалльной системе оценивали его вкус в разных татарских заведениях. Сразу хочу предупредить, что в местах не национальной кухни, в которых предлагают лагман, заказывать его не стоит. Не в каждой национальной ресторации, где мы пробовали сие чудо, его вкус был оценен нами высоко. Что говорить про этот суп, заказанный например, в Симферополе. Пробовали. Одним словом — не стоит. Бессметрным лидером в данном импровизированном конкурсе является наше самое любимое место питания — ресторан «Маркур». Это, как ни странно, придорожное заведение, коих в Крыму сотни. Находится оно в нескольких километрах от Бахчисарая в сторону Симферополя. В нескольких километрах за ним, еще одно подобное национальное заведение «Шехеризада». Еще чуть дальше — «Али-Баба». Этими ресторанчиками владеют три брата. У каждого ресторана свой колорит. Везде интересно побывать. А в самом Бахчисарае лучшего кофе, нежели чем в кафе «Спитак», я не пил нигде. Хозяин кафе, Артур, просто таки волшебным образом его готовит. Тут одной чашечкой не отделаешься. Вода не простая. Он ее берет где-то в особенном месте в горах. Эту же воду он использует при приготовлении своего особенного «напитка». Однажды мне выпал случай побывать на званом ужине у Артура дома. Он сам готовил мясо на костре. Так вот. Его вкус стал для меня эталоном для подобных угощений на всю оставшуюся жизнь.  Зелень и творог, или особенный сыр, заворачивается в тоненькое тесто. Объедение. Супруга Артура, Изабелла, так же прекрасно готовит аджарские хачапури. Рекомендую «Спитак» как проверенное место. По старому городу просто интересно гулять. Никуда не торопясь, ни о чем не беспокоясь. При этом, не стоит бояться свернуть на какую-то неизвестную улочку. Все равно не заблудитесь. А чем глубже — тем интересней. Ну не ровно дышу я к этому городу. Каюсь. Древние улицы, покосившиеся двери, стены дворов, побитые временем… Все дышит историей. Развалины /или раскопки/ старой армянской церкви, русское кладбище времен Крымской войны и т. п. Больше всего потрясает то, что все это лежит буквально под ногами. Простые экскурсионные программы обходят это по незнанию и потому, что «группам из Сыктывкара» это просто не надо. Сто процентов экскурсий ведут в Ханский дворец и на Чуфут-Кале. Все. И мимо всего остального они просто проезжают. То есть складывается мнение, что никому это не надо. Ну развалины, ну кладбище, ну и что? Обидно, что все так вот пропадает. А ведь на самом деле это огромный пласт культуры, истории… Часовня русского кладбища времен Крымской войны 1854–55 гг. Военные действия велись в Севастополе, а в Бахчи был госпиталь. Кроме бинтов и йода больше ничего не было. Посему и умирали раненые «на ура». Кладбище это считается для рядового состава. Может быть, поэтому ему и не придавалось и не придается большого значения. Ибо война, как обычно, «все спишет». На Северной стороне Севастополя, в п. Учкуевка, есть офицерское кладбище все той же войны. Там похоронен командный состав военных подразделений. Так что вам сказать… Оно сильно отличается от этого кладбища. Рекомендую побывать и там, и там… Бахчисарай находится буквально в центре массы достопримечательных мест. Начнем с того, что его практически со всех сторон окружают древние пещерные города. Чуфут-Кале находится буквально в самом городе. Прекрасно сохранившиеся древние постройки. Дома, мавзолей. Одна древняя каменная дорога чего стоит, глубина колеи которой около полуметра. Это за сколько сотен лет сколько по ней проехало колес и прошло людей. Умом не понять. Старые караимские кладбища — отдельная история. Покосившиеся местами, где-то просто уже лежащие надгробия очень интересного вида. Каменная тумба, на торцах и боках которой выбит текст на древнем языке. Но он не просто выбит. Сложно объяснить… Это знаете, с чем можно сравнить… Есть современные фрезерные станки с цифровым программным управлением. Задаешь ему по компьютеру любой рисунок, и станок водой вырезает его в металле. Получается идеальное изделие. Так вот, текст, выбитый в камне, напоминает именно это. Прекрасно сохранившиеся идеальные границы шрифта. Как будто это было сделано недавно с применением современных технологий. А ведь это было 200– 300 лет назад. Кто и как это делал, по всей видимости, останется загадкой. Равно как и то, кто тут похоронен. cv21

Мангуп-Кале, Эски-Кермен, Бакла, Тепе-Кермен, Кыз-Кермен, Качи-Кальон: это минимум того, что можно и нужно посмотреть в окрестностях города. Добираться к этим местам, основываясь на своем опыте, удобней всего и интересней, конечно же, на велосипеде. Но и традиционно на автомобиле это можно сделать запросто. Ко всем объектам есть подъезды. Везде проходят автобусные маршруты. Но от авто к самим объектам надо будет идти уже пешком. Сюреньская крепость, воздвигнутая византийцами веками назад, и монастырь Челтер-Коба находятся просто рядом. Все около села Большое Садовое, что в нескольких километрах от Бахчисарая. Древний пещерный монастырь Шулдан, расположился около пещерного города Эски-Кермен. Очень советую посетить Алимову балку. Крайне интересный и красивый туристический маршрут из села Предущеное. Или например, Менгирная балка. Это так же, как и Алимова балка, некий очаг древней цивилизации. Но интересен он тем, что, по гипотезам, тут находилась древнейшая обсерватория. Место по-своему прекрасное и удивительное. Оно менее популярно, нежели некоторые другие древние пещерные города. Посему и людей тут всегда гораздо меньше. А точнее, тут практически ни кого не бывает. Внизу, в самой балке, лежат большого размера камни, когда-то отколовшиеся от горных стенок, на которых мы собственно стоим. Одним словом, место достойное посещения. Каждый раз ловишь себя на мыслях о том, что тут когда-то кто-то жил. Чем занимались, от кого прятались и с кем воевали? Нам этого не понять, не узнать. А хотелось бы…

cv22 Отдельной графой можно выделить военно-историческую составляющую нашего велосипедного отдыха в Бахчисарае. Это, первым делом, конечно же, посещение бывших стратегических военных объектов. Они все, как правило, возводились в строжайшей секретности и такой же режим работы. Какие-то из них были построены и полностью работали, какие-то не успели возвести, и они так и остались напоминанием нашего могучего военного щита Родины. Стоит упомянуть музей подводных лодок в Балаклаве. Место достаточно известное, но его посещение, на меня лично, произвело очень сильное впечатление. Не буду углубляться в подробности, но сама история его строительства, технические характеристики, труд военных инженеров, размах стройки и запас прочности его конструкции просто шокируют. Увы, но прослужить дольше данной базе было не суждено из-за технического прогресса. Лодки, что стояли в Балаклаве, там же обслуживались, выходили на боевые задания, ремонтировались, были дизельными. Они имели более узкие «худые» корпуса. Назывались «щуками». Реально походили на них. Подлодки нового поколения, атомные, просто не могли проходить в подземные доки. Они более «пузатые». Это видно из представленных тут, в музее, моделей подлодок. Одна из них — действующая. Сделал ее один севастопольский военный моряк. Модель снималсь в некоторых фильмах про подводников. Наша страна имела одну подлодку. Вроде как ее отремонтировали и даже провели минимальные испытания. Прогуливаясь по тоннелю, я поймал себя на мысли, что нам, туристам, показывают, как обычно, мизерную часть всего того, что тут есть. Но это и можно понять. Помню, как после экскурсии по Аджимушкайским катакомбам, что около Керчи, нам предложили за отдельные деньги провести экскурсию в отдаленные их участки. И тут же стало ясно, что практически все, что нам показали — некий театр. Но тут, в Балаклаве, лучше тем, что тут все настоящее. Двери весом по 20 тонн, доки, пантоны, куски настоящих подлодок… Можно только представить, сколько нашей стране стоила подобная стройка. А если представить колличество подобных объектов в Крыму, а он ими просто напичкан, то еще раз понимашь, что вся наша Сова работала только на оборонку. А все остальное было не важно. Модельная обувь, автомобили, мебель… Это было не важно для СССР. Предлагаю при случае побывать тут каждому. Равнодушными, уверен, не останетесь. В поселке Оборонное, что буквально рядом с Балаклавой, находятся остатки «объекта 100», место, где базировались крылатые ракеты СССР. Заброшенные, разбитые казармы военного городка, поросший травой строевой плац, ржавые ворота и трибуны на футбольном поле. Везде опавшая листва и уже пожелтевшая хвоя столетних деревьев. Оконные рамы, поросшие мхом, покосившиеся каменные ограждения. Готовые локации для съемок современного «сталкера». На вершине горы, на которую заходишь, перед тобой вырастает проходная на территорию некоего объекта. Как мы понимаем, самого секретного. Крылатые ракеты доставлялись к пусковым площадкам через тоннели по рельсам направляющим на специальных платформах с электродвигателями. Пусковые установки защищались массивными стальными крышками, которые при пуске сдвигались в сторону. Cтоя у этих черных колодцев в несколько этажей чуствуешь себя неоднозначно. За считаные минуты колоссальная конструкция пусковой установки появлялась на поверхности и могла нанести удар ракетами. Еще совсем недавно тут все жило и работало. Еще совсем недавно ЭТО все было щитом нашей Родины. Мы тут находим какие-то помещения под землей, вентиляционные трубы, разбитые из них фильтры, остатки аппаратуры. А ведь еще в начале восьмидесятых тут проводились испытания. Все работало, неслись караулы и оберегались рубежи нашей необъятной… А к настоящему времени полностью разграбленный объект опустел. Зияют внушительные проемы пусковых комплексов, лишенных многотонных стальных крышек, уходят в темноту тоннели и коридоры с остатками вывороченных из сверхпрочного бетона металлических конструкций. Где-то капает вода, и это единственный звук, проникающий в мертвые коридоры с поверхности. Колоссальный подземный комплекс сегодня идеально подходит для съемок фильма о последствиях ядерной войны или очередного техногенного «ужастика». А снаружи густая крымская растительность как маскировочная сеть затягивает остатки цитадели, не испытавшей ни одного боя и погибшей не под ударами вражеских ракет, а под натиском беззакония и алчности. Поразительная безхозяйственность. Просто уникально. cv23

Это два объекта, которые можно посетить за время одного велосипедного маршрута из разряда «милитари». А таких тут можно найти массу. Мекензиевые горы, плато Каратау. Или подземный город, строившийся «верхушке» страны около села Морозовка. Старое название Алсу. Недостроенный замаскированный командный пункт на случай ядерной атаки противника… Через Чернореченский каньон, перейдя саму Черную речку, можно интересно добраться до села Морозовка, и от туда до самого объекта. Что бы было понятно всем, что из себя представляет этот объект, названный в честь старого названия поселка: в горе прорыты многокилометровые тоннели в три этажа. Предполагалось, что в этом месте должны были работать тысячи человек, следить за подлодками, авиаатаками и т. п. Вот так выглядит один из входов в это строение: бетонная стена с нарисованными окнами, чтобы «никто не догадался»)))), штольня в гору… Прямо с велами мы туда и залезли. Тоннели внутри местами огромного размера. Мы растянулись цепочкой. Рация позволяла держать связь. Передвигались мы со своими фонарями и фарами. Примерно через минут сорок нашего катания, мы вышли «на свет» из другого входа с другой стороны горы. Вот так. Для строительства этого объекта был специально построен бетонный завод, перекрыта небольшой плотиной Черная речка… Горбачев, придя к власти, остановил строительство. Теперь это прекрасный парарекреационный ресурс, достойный большого внимания. Вообще надо отметить, что весь Крым перерыт военными инженерами. Понятное дело, что это стратегическое место, граница и т. п. Потрудились там военные строители на славу… Вот на примере подобных маршрутов, друзья, можно спланировать свое пребывание в Бахчисарае в течение недели. И каждый день совершать новую радиалку в новое место. Например, мало кто задумывался, не раз пролетая автомобилем на участке от Бахчисарая до Севастополя, о том, что справа от дороги, на возвышенности Каратау, некогда находился главный локатор подводных лодок и военных кораблей. Интереснейшее место. Из поселка Железнодорожное, что в нескольких километрах от Бахчисарая, через персиковые сады поднимаешься на плато и по нему тридцатикилометровый спуск выводит тебя к морю. Попадаешь к нему в районе аэродрома «Бельбек», севернее Северной стороны Севастополя. Прекрасный и интересный маршрут. Обратно в Бахчи — на электричке. Из поселка «Залесное» можно подняться в горы и посетить пещерный монастырь Шулдан. От него к пещерному городу Эски-Кермен рукой подать. После чего по горной дороге через «Мекензиевые горы» можно выехать в Инкерман. Длинные, казалось бы, маршруты, легко проезжаются на велосипедах в течение дня. Конечно, при условии минимального умения ориентироваться на местности и пользоваться картами. Жду опять осенней поездки в любимое место. Опять прокатиться по знакомым, а главное по новым дорогам. Попить ароматного кофе и попробовать каких-нибудь татарских угощений. И опять побродить по старым улочкам древнего города и послушать вечерние песни муедзина.

cv24

Техподдержка • Велосипеды рекомендуется использовать так называемые «двухподвесы», с амортизацией обоих колес. Они намного комфортнее для передвижения по горным дорогам. • Резину желательно иметь бескамерную. Она лучше противостоит проколам. • При себе иметь запас воды, необходимый инструмент, запасную камеру и насос, аптечку. • Кататься в специальной велосипедной одежде, шлеме и перчатках. • Внимательно следить за техническим состоянием велосипеда. Трезво оценивать свое умение ездить по дорогам со сложным рельефом. • Если катание происходит весной или осенью, на маршруты стоит выезжать по-раньше, дабы застать больше светового дня. В пути может случиться что угодно, а возвращаться домой в темноте некомфортно. • Желательно иметь координаты «вспомогательных служб», которые смогут в случае надобности осуществить, например, «автоподскок».

Словарь • Просачиваться — пробираться по незнакомым улочкам, тропинкам и дворикам, генерально придерживаясь нужного направления. • Терять высоту — начинать спуск по дороге, резко уходящей вниз. • Гипотенузка — сокращение пути путем просачивания (см. выше). • Автоподскок — использование автомобиля для подъезда к месту катания или возвращения на «базу» из какой-либо точки маршрута. • База — место постоянной дислокации, откуда совершаются радиальные выезды.