Когда белое безумие превращается в белую смерть

Одной из самых серьезных опасностей при катании вне трасс являются лавины, часто еще называемые «белой смертью». Мы хотели бы обратить ваше внимание на несколько факторов, о которых нельзя забывать. И хотя наша статья только вкратце затронет достаточно обширную тему, но даже столь небольшая «пилюля» знаний может спасти кому-то жизнь. Мы попросили помочь в подготовке этого материала человека, который является бесспорным авторитетом и знатоком проблемы — Адама Мараска, спасателя TOPR. Уже достаточно давно среди лыжников царит мода на «свободное» катание, которое не ограничивают подготовленные трассы. Самые красивые и «смелые» склоны всегда принадлежат группе «free». Захватывающие фильмы показывают лыжников, спускающихся по бескрайним, крутым спускам, не подготовленным с помощью специальной техники. А дополняет это свободная (как в прямом, так и в переносном смысле) мода, и герои этого спорта всегда выглядят сексуально привлекательными. Но существует и оборотная сторона медали. Я считаю фрирайд очень увлекательной формой лыжного спорта, и сам, как только представляется возможность, охотно спускаюсь по пушистому снегу. Но фрирайд несет в себе серию опасностей, незнакомых тем, кто раньше спускался только по обозначенным трассам. Чтобы безопасно заниматься любимым делом, нужны знания и внимание. Спуск, например, по слаломной трассе на неподходящем снаряжении и без защиты рано или поздно приведет к травме — это очевидно для всех. А фрирайдом часто занимаются люди абсолютно неподготовленные. — Чтобы после сильных снегопадов чувствовать себя в горах в безопасности, не стоит доверять ни коллегам, ни своему — часто сомнительному — опыту, — говорит Адам Марасек. В каждом регионе, где занимаются лыжным спортом, существуют соответствующие службы, информирующие об опасности схода лавины. Им можно доверять. Там работают профессионалы, которые делают замеры снежного покрова и на этом основании определяют степень опасности. Никто лучше них этого не сделает. Напомним, что степень лавиноопасности определяется по 5-бальной шкале. Так как большинство лавин сходит со склонов с большим наклоном, надо знать, что можно делать, а чего лучше избегать. Если объявлен второй уровень лавиноопасности, то нельзя выезжать на склоны круче 40 градусов. При третьем уровне опасно перемещаться по плоскости, наклоненной под 35 градусов и более. Четвертый уровень не разрешает катание по склонам с наклоном более 30 градусов. А когда объявлен пятый, самый высокий уровень, то лучше пойти в бар и вовсе не становиться на лыжи, — совершенно серьезно говорит Адам. Часто знания (а скорее незнания), которыми владеют лыжники — это серия распространенных в этой среде мнений, таких же правдивых, как и влияние черного кота на судьбы людей. — Типичный пример — катание по лесу. Территория, покрытая деревьями вовсе не безопасна с точки зрения схода лавины. Только очень густой лес будет препятствием для схода лавины, но в таком лесу будет невозможно кататься на лыжах, — объясняет Адам Марасек. На открытой местности лавины чаще бывают в котловинах, расселинах, чем на склонах с ровной поверхностью. Также большое значение имеет ветер и уровень освещения солнцем. Практика показывает, что лавины чаще сходят с северных и западных, чем с южных и восточных склонов. Солнечные лучи растапливают снег, который ночью опять замерзает и становится более плотным. Также большое влияние оказывает ветер. Опасные навесы образуются с подветренной стороны. В Альпах и Карпатах преобладают западные и юго-западные ветры, что создает дополнительную опасность для лыжников и туристов на восточных и северных склонах. Перед выбором трассы стоит открыть карту и определить стороны света, — рассказывает наш эксперт. Еще один существенный фактор — время года. Ранней зимой чаще случаются пылевидные лавины, состоящие из легкого, не связанного с грунтом снега. Кубический метр такого снега весит всего 30—50 кг, но возникающие из него лавины очень быстрые и несут другую опасность. Попавший в такую лавину лыжник обычно погибает из-за удушения снегом, который попал в дыхательные пути и легкие. Слежавшийся снег — это идеальный материал для возникновения снежных досок. Лавина из такого снега обычно движется широким фронтом, сметая все по пути. Это выглядит так, как будто кто-то отрезал снежную доску гигантским ножом. Особенно опасны из-за своего повышенного веса (до 800 кг/м3), и связанной с этим большой разрушительной силой весенние грунтовые лавины. Снег отделяется, оставляя голый грунт. При такой массе снега у человека нет шансов, его просто раздавит. Но, к счастью, грунтовые лавины начинают двигаться медленно, давая возможность вовремя среагировать — объясняет Адам Марасек. Часто лавины сходят самопроизвольно. Но иногда их вызывают сами лыжники. Обычно из-за глупости или незнания. Снежный покров и так имеет собственный вес, а каждый лишний килограмм может разорвать силы, соединяющие массу снега. Если мы находимся на склоне, где возможен сход лавины, нужно придерживаться нескольких простых правил: во‑первых, не стоит двигаться плотной группой — особенно это касается траверса; во‑вторых, не стоит вызывать чрезмерные точечные нагрузки. Говоря проще, надо ездить плавно, длинными виражами. Короткие, энергичные повороты могут быстрее вызвать движение снежных масс. А также не рекомендуется фрирайд при плохой видимости, когда сложно оценить реальную опасность. Но что же делать, если кого-то из группы засыплет снегом? Прежде всего, лыжники должны рассчитывать на себя. Через 45 минут после засыпания снегом шансы найти человека живым падают до 25 %. За это время попасть на место схода лавины не в состоянии даже самая лучшая команда горных спасателей. Каждый из фрирайдеров должен иметь при себе устройство для поиска, засыпанного снегом (т. н. PIPS), и уметь им правильно пользоваться. А также у любителей катания вне трасс должны быть с собой лопата и зонд. А мы со своей стороны настаиваем, что каждый фрирайдер должен пройти курс лавинной безопасности. Каждую зиму мы проводим курсы лавинной безопасности для многих организаций, в том числе для ассоциации инструкторов. Также мы можем предложить такое обучение для частных лиц и клубов. Достаточно выслать нам запрос, — заканчивает Адам Марасек. Эта статья, конечно, не дает исчерпывающей информации, но мы обещаем, что в ближайшие годы будем продолжать заниматься вопросом лавинной безопасности и совместно со спасателями попробуем организовать курс лавинной безопасности.

Страхование клиентов по программе страхования медицинских расходов и от несчастных случаев является обязательным для всех туроператоров, поэтому путешественнику, безусловно, предложат полис той компании, с которой сотрудничает турфирма. Покупая полис в агентстве, клиент имеет полное право отказаться от документа, условия которого его не удовлетворяют, и приобрести непосредственно у страховщика, которому доверяет, имеющего лицензию на осуществление данного вида страхования, аккредитацию в посольстве той страны, куда планируется поездка, достаточный опыт работы и хорошую репутацию. На что нужно обратить внимание при покупке полиса мы узнали в Страховой компании «АРМА», входящей в лидирующую группу на рынке Украины. Во-первых, при заключении договора страхования нужно тщательно изучить условия, обратить внимание на лимит ответственности (сумму, в пределах которой можно получить страховое возмещение), который должен быть достаточным для страны пребывания. Так, наличие полиса со страховой суммой не меньше 30 000 евро, является одним из обязательных условий для получения визы в посольствах стран Шенгенской зоны, а минимальная страховая сумма для тех, кто отправляется в Канаду или США, может составлять от 30 000 долларов. Во-вторых, следует изучить перечень услуг, набор которых может быть разный, и страховщики обычно предлагают на выбор несколько типов полисов. Страховая компания «АРМА» рекомендует комплексный договор, включающий страхование медицинских расходов, страхование от несчастных случаев и страхование ответственности перед третьими лицами. А это значит, что все возможные риски будут предусмотрены в одном полисе. В-третьих, необходимо ознакомиться с перечнем исключений, что поможет избежать недоразумений при получении возмещения. Итак, чемоданы собраны, путевки и билеты куплены, полис в кармане, — отправляемся в путь! А Страховая компания «АРМА» желает всем сказочного, а главное – безопасного, отдыха и незабываемых впечатлений!