Корватч-или темная сторона Сант Морица

Тот, кто думал, что речь о Лорде Вардере, будет искренне разочарован… Однако, ближе к делу! Общеизвестно, что Сант-Мориц – место для горнолыжного катания великолепное. Несмотря на архитектурное уродство города, пронизывающее его улицы высокомерие и безумно высокие (особенно в центре), часто непропорциональные предлагаемому сервису, цены в гостиницах. Потому как горы, простирающиеся над ним, божественны. Практически всегда освещенные солнцем склоны Сант-Морица (где по статистике более 320 солнечных дней в году) необыкновенно органично вписаны в это безмерное пространство. Именно здесь, на просторных, всегда отлично подготовленных трассах с искусственным оснежением многие лыжники поднимаются на вершины своего лыжного мастерства, доселе часто еще неоткрытого. Крутые участки переплетаются с более плоскими, где можно слегка «отдохнуть» и на собственных мышцах познать значение термина «cruising». Многие затосковали бы здесь за более длинными лыжами, на которых легче рассекать широкие просторы. Спуски с вершины Пиц Нуар (Piz Noir, 3057 м. над уровнем моря) и более низких Пиц Шлаттейн (Piz Schlattain), Мунт да Сан Муреццан (Munt da San Murezzan), где проводились чемпионаты мира, или Корвиджилии (Corvigilia), без сомнения не дадут заскучать в течение всего отпуска. Сюда стоит добавить и завидные возможности для фрирайда – швейцарцы довольно либерально относятся к любителям внетрассового катания. Инфраструктура – расположенные на швейцарской стороне долины железные дороги, канатные и бугельные подъемники, – не слишком бросается в глаза, позволяя обозревать восхитительные горные пейзажи. Со времени проведенного тут в 2003 году чемпионата мира по горным лыжам вся техника и оборудование здесь самые современные в стране и обеспечивают почти неправдоподобную пропускную способность. «Пробки» на трассах и подъемниках – явление практически неведомое в Сан-Моритце. Все это подтверждает заслуженное первенство Сан-Моритца среди горнолыжных центров Швейцарии. Однако… Существует и другая сторона долины Над ней на 3451 метр над уровнем моря возвышается вершина Пиц Корватч (Piz Corvatsch). Горнолыжные трассы расположены на ее северном склоне и большую часть дня находятся в тени. Их не готовят так тщательно и не засыпают снегом так щедро, как соседок по другую сторону долины. Однако начнем сверху. До верхней станции канатной дороги (3303 м. над уровнем моря) и расположенного там ресторана добраться можно лишь одним способом: сначала на современной и комфортной кресельной дороге из местности Сюрлей (Surlej) на вершину Мюртел (Murtel, 2702 м. над уровнем моря), и оттуда на небольшой старенькой канатке до Корватча. Большинство лыжников оканчивают путь еще на средней станции, поэтому в вагончиках обычно бывает много места и можно спокойно наслаждаться пейзажами за окном. Кроме того, что дорога проходит над очень красивыми и дикими с виду ущельями, с увеличением высоты осязаемо чувствуется удаление от цивилизации. А на горе уже свистит ветер и царит суровая горная атмосфера, совсем не похожая на другие вершины. Со смотровой площадки можно восхищаться окрестными вершинами, стенами и ледниками. Там, среди вершин, большинство из которых превышают 4000м. над уровнем моря, и одиночества – на трассе совсем немного (бывает, что и никого) людей – сразу чувствуешь себя невероятно маленьким. Вниз от станции уходят всего две размеченные трассы, пролегающие по поверхности ледника. Очень длинные в верхней части, они расстилаются на ширину в сотни метров. На карте они окрашены красным цветом, но на другой горе были бы уверенно черными. С одной из них, под номером 1 на середине пути можно свернуть на неподготовленную трассу, ведущую (так же, как и «единичка») к туристической базе Фуорся Сюрлей (Fuorcia Surlej). Все три варианта спуска с вершины не особенно сложны, но на этой горе, как нигде более, ощущаешь священный трепет общения с необъятными пространствами. Окружающие виды захватывают дух. До огромных ледниковых (ледяных?) seraki кажется, можно достать рукой, а тишина и величие гор поистине вдохновляют. Это захватывающее путешествие заканчивается на средней станции. Отсюда вниз спускаются более или менее предсказуемые трассы, и кроме того – бесчисленное множество путей для фрирайда. Заслуживает внимания весьма трудный спуск ведущий через Yiand’Alva аж до Сан-Мориц Бад (в Сюрлей (Surlej) возвращаться автобусом). Каждый пятничный вечер трасса освещается со средней станции до самого низа долины и тогда здесь разворачивается целое действо – так называемая «снежная ночь» (snow night). Работают маленькие ресторанчики, играет музыка, все очень мило. На подъемнике «Curtinella» из района Корватч можно добраться до очередной базы, расположенной на той же стороны долины. Это Фуртшеллас (Furtschellas, местные жители говорят в основном на ретороманском языке – отсюда такие названия). Не располагая значительным числом подъемников и канатных дорог (всего семь канаток и бугелей), Фуртшеллас занимает все же довольно большую территорию. Как и на склонах Корватча, горнолыжный спорт здесь – не только катание по трассам, но и неисчислимо разнообразнейшие возможности фрирайда. Благодаря особой, отличной от современных «промышленных курортов» долины, атмосфере, оба эти центра прекрасно дополняют ее другую, более известную часть. Именно эта возможность выбора между современностью и ностальгией делает Сан-Моритц, по моему мнению, лучшим горнолыжным курортом из всех, где довелось побывать. И совет: как поехать в Сант-Мориц и не обанкротиться Добираться до Сан-Моритца не дольше, чем до многих австрийских центров в Тироле или итальянских в Южном Тироле и Триденте. Цена ски-пасса, охватывающего все три названные базы (и, как дополнение, маленькую станцию Дьяволецца (Diavolezza)), также не выше стоимости абонементов на других известных курортах Европы (Лехе, Капруне, Доломитах и т.д.). Можно столкнуться с трудностями при выборе места размещения. Наш настоятельный совет: избегайте центра города. Для путешественников с более скромным бюджетом оптимальным решением будут апартаменты с кухней в одной из небольших окрестных деревенек, как например: Силс-Мария (Sils-Maria), Силс-Базельгия (Sils-Baselgia), Силваплана (Silvaplana), Самедан (Samedan), Бевер (Bever). Проезды к нижним станциям подъемников особой проблемы не представляют, поскольку ски-пасс действителен и на все коммуникации в районе. Парковки у подъемников в Сюрлей (Surlej), Фуртчеллас, Тальстайшн (Talstation), Сигнал Бан (Signal Bahn) и Целерина (Celerina) бесплатны. Продукты питания практично покупать в маркетах Мигрос (Migros) или Кооп (Coop). В маленьких местных магазинчиках, хоть и предлагающих множество вкуснейших вещей, цены в два раза выше. Поход в ресторан в центре Сан-Моритца (обязательно попробовать местное фондю!) – тоже предприятие не из дешевых. Лучше выбрать уютный ресторанчик в одном из меньших городков в окрестностях. Серьезно подорвать бюджет поездки может питание в ресторанах на горе. Цены там просто абсурдные (маленькая бутылочка кока-колы стоит до 10 франков – 6 долларов). К счастью, в некоторых местах есть чистые, теплые, специально выделенные и обозначенные помещения, где можно вкусно и комфортно съесть приготовленные дома бутерброды. Не рекомендую пробовать делать это в ресторанах – обслуживающий персонал может выразить по этому поводу некоторое неприятное для вас недовольство. Вечерние выходы в пабы (рекомендую Stubli Bar в гостинице Schweizerhof в центре – живая музыка и т.д.) обойдутся не дороже, чем в Италии, Франции или Австрии. А, если вместо коктейлей пить местное, прекрасное белое вино, можно существенно сэкономить. Помните – Сан-Моритц можно посетить и со скромным бюджетом. Приглашаем!