Горнолыжные крепления должны решать несколько взаимоисключающих задач: четко фиксировать ботинок, в случае возникновения опасной нагрузки мгновенно освободить его, но вместе с тем предоставить ему определенную свободу, чтобы неопасная нагрузка не привела к преждевременному срабатыванию… Крепления должны быть максимально легкими, предельно прочными, срабатывать после многочасовой эксплуатации с переменными нагрузками на морозе после ледяной ванны. Ботинок, установленный в крепления, закрепощает среднюю часть лыжи, и если в конструкцию креплений не включены специальные механизмы, компенсирующие сближение пятки и передней головки при сильном сгибании лыжи, они могут раскрыться не вовремя.
Но нагрузки, которым крепления подвергаются во время спортивных соревнований «в ногах» здоровенных мужиков и те, которые могут им причинить субтильные барышни, несравнимы… Поэтому производители выпускают крепления нескольких классов, рассчитанные на определенные направления срабатывания и диапазоны усилий. Но об этом – чуть позже.
Брэнды
Самые известные компании-производители – Atomic, Marker, Rossignol, Salomon и Tyrolia. При этом каждая из компаний выпускает свои крепления и для других лыжных фирм. Крепления Atomic устанавливают на лыжи Dynamic и Volant, Marker производит модификации креплений для Blizzard, K2, Kneissl, Nordica и Volkl. На основе общей базовой конструкции выпускаются крепления Rossignol и Look (а также Roxy), а Tyrolia производит крепления для Head, Elan и Fischer.
Несколько лет назад на рынок креплений вышла и компания Vist – моделями (базовых – всего 4), различающимися цветом пластика и надписями, комплектуются лыжи Bogner и Indigo, Movement и Stradivarius, 4FRNT и Zweydingers.
Каким креплениям отдать предпочтение? Все просто: все ведущие производители предлагают сбалансированные комплекты лыжи-крепления.
Усилие срабатывания
Усилие срабатывания креплений измеряется в стандартных единицах DIN. На головке креплений – шкала винтовой нагрузки, то есть нагрузки на ваши ноги при боковом и диагональном усилии, да и усилие вертикального срабатывания носка определяется этой же шкалой, на пятке – шкала усилия срабатывания при падении вперёд или вперед-вбок. Настроить усилие срабатывания лучше всего с помощью ски-мастера. Если такового рядом не окажется, можно воспользоваться проверенной на практике примерной схемой. Разделите свой вес на 10, и отнимите 20%. Начинающим и пожилым лыжникам – 30%. Опытным лыжникам – 10%. Установите эту цифру на всех четырёх шкалах (при помощи регулировочных винтов), с этого можно начинать. Если теряете лыжи при нормальном катании, добавляйте усилие по 1/4-1/3 деления. В начале сезона, на тяжёлом сыром снегу, если вы не в форме, стоит дополнительно ослабить всё регулировочные винты на 10-20%. Затяжкой 10 DIN и более стоит пользоваться только тем, кто хорошо знает что делает, даже если ваш вес перевалил за 120 кг.
Необходимое вам усилие срабатывания должно располагаться близко к середине шкалы. Например, если ваше усилие срабатывания – «6», вам отлично подойдут крепления со шкалой от 3 до 9, если «8-9», то лучше купить крепления со шкалой от 5 до 12 или 14.
Платформы
В каждой группе креплений (за исключением простых и недорогих моделей а также моделей для спортсменов и райдеров) есть модели с раздельными головками и те, у которых носок и пятка смонтированы на единой платформе. Платформы используются для достижения трех различных целей (а также их сочетания) и, соответственно, принципиально различаются по своей конструкции. Наиболее простые платформы используются для того, чтобы просто приподнять крепление над лыжей, такие платформы иногда называются лифтерами, карвинговыми пластинами или платами и т.д. Такой подъем креплений преследует единственную цель: устранить касание ботинком снега при сильной закантовке в карвинговом повороте.
В креплениях старших групп – экспертных и спортивных моделях, используются платформы, имеющие сложную конструкцию, в которую включены системы амортизации, рычаги и пружины. Основная цель таких систем – обеспечить надежную фиксацию ботинка при экстремальном прогибе лыжи, когда не оснащенное подобной системой крепление уже сработает. Такие платформы также позволяют освободить лыжу от влияния установленного в крепления ботинка и позволить ей прогибаться свободно, по дуге, рассчитанной конструкторами лыжи. Таковы, например, системы Tyrolia Free Flex, Vist World Cup Air… В конструкцию некоторых платформ включены и амортизаторы, которые снижают риск несвоевременного срабатывания креплений при короткой и резкой нагрузке или снижают вибрации при движении по неровному склону и смягчают удары при приземлении после прыжка.
В последние годы раздельные крепления уверенно вытесняются из сектора наиболее массовых моделей системами лыжа-крепление, обеспечивающими регулировку крепления под любой размер ботинка: на лыжу установлено основание с рельсами, по которым свободно скользят передняя и задняя головки крепления, соединенные планкой с механизмом регулировки по длине подошвы. Примеры таких систем – Atomic Full Flex, Fischer и Tyrolia RailFlex, Marker IBC и Motion.
Некоторые системы позволяют и сдвигать ботинок вперед и назад относительно рекомендованного положения, а это обеспечивает и изменение поведения лыжи. Известно, что при смещении места установки ботинка немного назад увеличивается стабильность ведения лыжи на высокой скорости и несколько смягчается реакция лыжи на мелкие неровности склона, а при катании по целине лыжи со смещенным назад ботинком всплывают на несколько меньшей скорости за счет увеличения доли площади лыжи перед ботинком. При смещении ботинка вперед повышается управляемость в ущерб стабильности, а заодно и улучшается стабильность лыжи при приземлении после прыжка, что может оказаться весьма полезным для любителей полетов. Имеет смысл вспомнить и то, что если обычная модель лыж куплена для женщины, смещение ботинка вперед в подавляющем большинстве случаев рекомендуется производителем.
Прижим в переднем направлении
Усилие срабатывания креплений может заметно меняться в зависимости от прижима ботинка к передней головке креплений. Для правильной работы креплений ботинок должен быть прижат к головке и пятке с определённым усилием. Это усилие можно отрегулировать с помощью ступенчатого фиксатора или винта, расположенных на пяточной части крепления, под винтом установки усилия срабатывания. Многие модели имеют простой индикатор прижима в виде метки, которая должна попасть в окошко при установленном ботинке. Если такого индикатора нет, нужно отрегулировать положение пятки креплений так, чтобы пятка ботинка вставала на педаль раскрытого задника, касаясь той его части, которая упирается в подошву сзади (конечно, при этом носок ботинка должен быть вставлен в переднюю головку креплений).
Эластичность
Для предотвращения несанкционированных срабатываний при возникновении кратковременной нагрузки, не ведущей к травме – внезапного наезда на бугор или попадания в яму, во всех креплениях механизм сконструирован таким образом, чтобы обеспечить некоторую эластичность.
Благодаря этой особенности передняя головка крепления допускает боковое смещение носка ботинка в горизонтальной плоскости до 45 мм, а пятка – смещение вверх до 25 мм без срабатывания (данные Rossignol): крепление как бы приоткрывается. Если нагрузка возрастает и далее, крепление открывается полностью, мгновенно освобождая ботинок. Но если кратковременная нагрузка исчезает, то крепление возвращает ботинок на место. Эластичность повышает безопасность горнолыжника: благодаря этому свойству исключаются ненужные падения.
Группы креплений
Каждый производитель креплений выпускает широкую гамму моделей. Ряд марок в своих каталогах приводит всего три-четыре модели с небольшими модификациями, такой подход существенно облегчает проблему выбора. Но специализированные компании, стремясь к «всеобъемлющему охвату всех секторов рынка» – Marker, Rossignol, Salomon и Tyrolia, ежегодно предлагают покупателям довольно более двадцати моделей. Для облегчения выбора каждая производящая крепления компания разделяет свою коллекцию на несколько целевых групп, в общем случае таких групп три или четыре для взрослых и еще одна – для детей и юниоров.
Экономичные и легкие модели
Эти модели предназначены для наиболее массового сектора горнолыжников: тех, кто рассматривает горные лыжи как пресловутый «комплекс мероприятий», в котором само катание занимает далеко не первое место.
Довольно простые по своей конструкции, выполнены из легких материалов, но не в ущерб надежности срабатывания: ведь лыжники этой категории стараются не выходить на нераскатанные склоны, бугры или спортивные леденистые трассы. При разработке креплений этой группы обязательно учитывается и такая важная деталь, как преимущественное направления падения: назад или назад-вбок. Ведь начинающие лыжники часто садятся назад просто от страха, когда их «разносит», при этом возникает наиболее опасная нагрузка на ногу – винтовая. При такой нагрузке передняя головка креплений должна освобождать носок ботинка вбок и вбок-вверх. Снизить винтовую нагрузку на ногу при таких сложных падениях непросто, именно на это в основном направлены усилия конструкторов креплений и… ваши деньги. Высвобождению ботинка при аварийном срабатывании помогают специальные скользящие пластины под носком. Второе обязательное направление срабатывания – освобождение пятки ботинка при падениях вперёд.
Узнать простые модели довольно просто: усилие срабатывания редко достигает величины DIN 11, в подавляющем большинстве таких креплений используется жестко закрепленная скользкая пластина, а не более сложный антифрикционная механизм, большое количество деталей сделано из пластмассы (причем декоративные накладки обеспечивают широкий выбор цвета), пятка креплений срабатывает только вверх.
Модели для средних скоростей и нагрузок
Следующая группа креплений – комфортные, ориентирована на любителей, которые катаются хорошо, но еще не стали настоящими экспертами. Крепления этой группы выполнены из легких материалов, имеют относительно простую конструкцию (опять-таки, не в ущерб надежности!). Хорошее сочетание комфорта, цены и качества делает крепления этой группы наиболее привлекательными для подавляющего большинства лыжников. Иногда в конструкцию креплений этой группы включаются различные демпфирующие элементы. Такие модели креплений позволяют освобождать и носок и пятку ботинка вверх под любым углом, то есть в секторе 180 градусов. Как правило, цифры на шкале усилий срабатывания таких моделей достигают DIN 12 (в женских моделях – до 10), антифрикционную пластину заменяет более сложный механизм, а блестящую недорогую пластмассу вытесняет более прочный и менее подверженный царапинам материал.
Модели для экспертов, райдеров и спортсменов
Материалы в этих моделях становятся еще прочнее: широко применяются сплавы титана и магния. Даже внутри облегченных пластиковых креплений скрывается мощный стальной конструктив, становятся мощнее пружины, шкалы усилий срабатывания доходят до DIN 16, используются ски-стопы различной ширины, которые обеспечивают возможность установки таких креплений на широкие лыжи для внетрассового катания. В конструкцию некоторых моделей входят виброгасящие вставки, фильтры и подушки. В этой группе все компании выделяют самую старшую и самую мощную подгруппу – Racing или Race – крепления для соревнований. От основной массы креплений этой группы они могут отличаться меньшей высотой над поверхностью лыжи (в соответствии со стандартами FIS), большим весом (больше металлических деталей), большей прочностью и отсутствием систем изменения жесткости средней части лыжи в тех случаях, когда такие системы предлагаются производителями. Практически все производители выпускают мощные модели для фрирайда или карвинга, различающиеся высотой платформы или ее отсутствием, а также наличием или отсутствием амортизирующих элементов.
Модель элита
В настоящее время выпускается единственная модель, которую необходимо поставить особняком: Atomic EBM (Electronic Binding Management). Крепления оснащены электронной системой контроля, благодаря которой лыжник может проверить показания и работоспособность снаряжения при помощи легко читаемых символов на дисплее. В этой «модели будущего» реализована и автоматическая запись данных, которые могут быть использованы впоследствии для анализа критической ситуации. В случае выхода электроники из строя или если батарейка «сядет», крепления работают, как обычные.
Детские модели
Выделяются в отдельную группу Junior (это название используется практически всеми производителями) крепления для детей и юниоров – миниатюрные, легкие и простые модели. Наиболее легкие и маленькие модели рассчитаны на самых маленьких лыжников весом от 10 килограмм, такие крепления имеют диапазон регулировки усилий срабатывания от DIN 0,5…0,75 до DIN 2,5…4,5. Такие крепления разработаны для использования совместно с самыми маленькими ботинками, и поэтому имеют меньшие размеры, в отличие от своих чуть более «старших» собратьев.
Для юных лыжников весом от 20 до 60 килограмм выпускаются копии несложных взрослых моделей, выполненные из облегченных материалов и рассчитанные на меньшие нагрузки. Диапазон регулировки усилий срабатывания таких креплений от DIN 2,5 до DIN 7…8.
Самые сложные и наиболее дорогие модели в группе Junior предназначены для юных спортсменов весом от 30-35 килограмм. Крепления этой подгруппы представляют собой немного облегченную версию модели, ориентированной на взрослых спортсменов, с соответствующими (менее мощными) пружинами.
Регулировка под различные ботинки
Установленные на лыжах крепления должны быть настроены под ваш ботинок. Диапазон настройки раздельных креплений, не приспособленных для регулировки под любой размер подошвы ботинка – 24-30 мм, есть модели с ходом пятки 40 мм. А что делать, если одной парой пользуется два человека с очень разной «задней лапой»? Проблему решают модели с механизмом регулировки, обеспечивающим простую подгонку под любой размер ботинка именно таких сейчас выпускается большинство. Нажатие на кнопку или поворот регулятора – и размер установлен.
Существуют и упрощенные варианты: Rossignol, Tyrolia и Salomon в бюджетных моделях используют перемещение только одной головки, передней или задней. Еще одно отлич