Мы уже говорили, что лето каждый лыжник «переживает» по-своему: кто-то не может себе представить это время без поездки на море, для кого-то просто необходимо побывать в горах, а иной не равнодушен к отдыху на воде. А для меня летним приоритетом является велосипед.
И вот опять летняя жара осталась позади. Прошли жаркие ночи, а днём солнце греет уже куда слабее. Многие неравнодушные любители снежных увлечений уже потирают руки, предвкушая наступающий лыжный сезон. Кто-то подготовил своё снаряжение к первым выездам в горы, кто-то обзавелся новым, улучив летние распродажи. И вот, уже прохладными, осенними вечерами, часто вспоминается то время, когда мысли о зиме в голову даже не приходили…
Мы уже говорили, что лето каждый лыжник «переживает» по-своему: кто-то не может себе представить это время без поездки на море, для кого-то просто необходимо побывать в горах, а иной не равнодушен к отдыху на воде. А для меня летним приоритетом является велосипед. Этот велосезон я открыл достаточно рано, в начале апреля. И конечно, самыми яркими моментами были поездки в Крым. Традиционные майские праздники подарили чудесную возможность побывать в любимом Бахчисарае и прокатиться по некоторым интересным маршрутам.
Снова горы
И вот мы опять здесь. Город залит солнцем, дышится легко и свободно. Нашей базой в этот раз стала гостиница бахчисарайского охотничьего хозяйства. Разместившись в просторных номерах, тут же выдвигаемся на маршрут. Стоит напомнить об удачном территориальном расположении Бахчисарая. Он буквально со всех сторон окружен массой достопримечательностей. Прямо из города начинается любой маршрут. И первая наша цель сегодня — скалы Узун-Сырт. Это отдельно стоящий небольшой горный массив, на который ведёт одна дорога. Одна из тех старых крымских дорог, которая очень давно служила торговым караванам. Из города по асфальту катимся до села Предущеное. Это практически всё время вниз. Перед селом сворачиваем направо, дальше грунтовка. Здесь есть удобное место перебраться на другой берег реки Кача. Что мы и делаем с большим удовольствием, форсируя на велосипедах небольшой брод. Грунтовка начинает забирать вверх и тут приходится немного попотеть. Но всё это только в радость и с удовольствием. Несколько километров наш путь петляет между балками, пока не выводит на лавандовые поля. Отсюда открывается вид на озеро Эгиз-Оба /Бахчисарайское водохранилище/ и на развалины Качи-Кальона, что с другой стороны Качинской долины. А нам пока предстоит одолеть затяжной грунтовый подъём. Заканчивается он на плато и дорога теряется между невысокими деревьями редколесья. С опушки леса открывается вид на скалы Узун-Сырт. Поднимаемся на самый верх. Делаем перерыв. Устраиваем фото сессию. Обрываются скалы глубоким каньоном. Они полностью лишены растительности, и тут не наблюдается никаких намёков на пещеры. Но уверен, что и тут когда-то кто-то жил. Отсюда видна очередная гряда горного массива. Нам туда. Спуск очень крутой и опасный, но доставляет массу позитивных эмоций при владении навыками езды. Берём путь на гору Кубышка. Обогнув её, дорога выводит нас к Змеиной балке, к одному из самых любимых моментов наших путешествий — к спуску. Завораживающий, долгий и полный адреналина спуск. Пролетая его технически грамотно, получаешь ни с чем несравнимое удовольствие от езды. Вырвавшись из Змеиной балки, и из горной гряды в целом, попадаем на автодорогу, буквально к посёлку Большое Садовое. Здесь неподалеку находится следующая наша точка маршрута — Сюреньская крепость. Каменная мозаика Въезжаем в посёлок. Первый же поворот направо, через мост и начинаем подъём в сторону монастыря Челтер-Коба и Сюреньской крепости. Они фактически расположены на одной горе, но с разных её сторон. По пути в посёлок не могу обойти вниманием старый местный дом культуры, который доживает свои дни, напоминая нам о своём светлом и сильном прошлом…
Тропинка идёт по небольшому ущелью. Вот и развилка: направо — к монастырю, налево — к крепости. Решаем сначала посетить монастырь. Место тихое, красивое. Умиротворение во всём. Никого не видно. Прямо в скале вырублены кельи. Есть источник, вода очень вкусная. Можно зайти в храм… И вдруг под ногами — солнечная батарея. Лежит огромная солнечная батарея. От неё провод тянется в одну из келий. Вот так вот, друзья, что сказать… Высокие технологии не оставляют в стороне и служителей церкви.
Той же тропой возвращаемся к развилке и уходим направо. Начинаем подъём на плато. Крепость. Глядя на эти останки византийской эпохи, не понимаешь, как она вообще достояла до наших дней. Рядом с башней фрагменты некой крепостной стены. Фактически всё. Но само строение выглядит монументальным. Кладка безупречная. Можно только представить, как тут всё выглядело в те далёкие времена. Многие набеги и атаки врагов испытала на себе крепость. Изучая местность, стоит выйти на открытое плато за крепостью, с которого Большое и Малое Садовое откроются, как на ладони. Огромная, нависающая карнизом над ущельем скала, не помещается горизонтально в объектив. Обойдя всё вокруг, не спешите покидать это место, не заехав на южные отроги плато — скалы «Утюг».
Гладкие горные выступы как бы зависли над городом. Отсюда посёлок Куйбышево выглядит схематической детской картой, по которой мы строим обратный путь в Бахчи. Я часто говорю, что Крым всегда щедро вознаграждает завораживающими спусками после длительных и, казалось бы, крайне утомительных подъёмов. Вот ты долго едешь вверх. Иногда спешиваешься, несколько минут идёшь, потом опять садишься в седло и, втянувшись в ритм, крутишь уже до победы. А победа ждёт тебя на спуске, когда ты мчишься вниз, легко объезжая неровности, подпрыгивая и перелетая мелкие препятствия. Залетаешь на контруклоны, уклоняешься от веток деревьев, максимально сосредотачиваясь на дороге, молниеносно принимаешь решение, каким образом объехать/проехать тот или иной участок пути. Частенько придерживаешь байк тормозами, седло полностью опущено вниз, сидишь практически на колесе, понижая центр тяжести и повышая возможность прыжков. И только остановившись в конце спуска, несколько минут восстанавливаешь дыхание.
Асфальтовый подъём из Куйбышево в сторону посёлка Высокого наградит Вас потрясающим грунтовым спуском в Баштановку. Из поселка — асфальтовый участок до базы. Можно изменить маршрут, воспользовавшись «щадящей гипотенузой», повернув в селе Ароматное направо. Уже по грунтовке поднявшись на Бешик-Тау, можно с ветерком спуститься в Бахчи. Интересный маршрут на целый день, очень рекомендуемый для катания.
Местный колорит
Провести приятно вечер в Бахчисарае — не проблема. Конечно же, стоит отправится в одно из местных заведений национальной кухни. Тут Вам представится возможность дегустировать массу национальных блюд, которые вам приготовят местные повара. Например, кафе «Алие» принимает посетителей не только на своей основной трассе, но ещё и на верхней открытой площадке с отдельными беседками, выдержанными в национальном стиле. Здесь и фонтаны, и приглушенный свет.
Очень милая и душевная обстановка. В городском парке, что находится буквально между старым и новым городом, около памятника Эммануилу Гаспринскому, так же работает прекрасный местный ресторанчик. Чебуреки, национальный суп с бесконечным множеством малюсеньких пельменей, собственноручно слепленных на этой кухне, тандырные лепешки. Для желающих — кальян.
Следующий день, как правило, дарит солнечную и теплую погоду и, конечно же, новый маршрут, предлагаемый на Ваше рассмотрение. Его смело можно отнести к разряду «милитари». Сегодня наш путь ляжет через горную гряду Кара-Тау до самого моря, севернее Севастополя.
Стоящие на страже
Многие ездили по известной трассе Симферополь-Севастополь. Дорога там классная, красивая и ровная. Но вот мало кто задумывался, даже наблюдая по сторонам, что совсем рядом находятся интереснейшие военно-исторические места.
Из Бахчисарая выдвигаемся к посёлку «Железнодорожное». Прямо на трассе — АЗС, за ней уходим направо, на грунтовку. Подъезжаем к развалинам каких-то строений. Смотрятся они симпатично. Но что это было раньше никак не понять. С этого места уже виден наш путь наверх.
Через фруктовые сады, подъезжаем к подножию горного массива. Знаменит он тем, что тут когда-то находилась военная часть системы противовоздушной обороны, которая отслеживала запуски ракет противника. На самой высокой части плато стояла аппаратура, днём и ночью «смотрящая вдаль». Рядом размещалась часть ракетных войск, готовая в любой момент нанести ответный удар, а так же остальные военные службы, дома офицеров и прапорщиков, казармы солдат. И вот нам предстоит короткий, но крутой грунтовый подъём. Кто чувствует в себе силы, должен подняться наверх на велосипеде.
Это хороший вызов себе. Остальным придется идти пешком. На половине пути — развилка. Нам налево. И вот через пару километров мы выскакиваем на плато. Плато Кара-Тау. Этот маршрут уникален ещё и тем, что, преодолев небольшой подъём и оказавшись наверху, мы получаем в подарок практически более двадцати километров относительно пологого, но всё-таки спуска к морю. К самому краю земли, как мы говорим. Поднявшись на Кара-Тау поздней осенью, можно оказаться в потрясающей разноцветной осенней красоте. Мы не могли спокойно проехать мимо такого. Приходилось останавливаться, фотографировать. Ещё пара километров — и мы на вершине. Вот и место, где стоял локатор. Бетонный щит, на котором сегодня не осталось ничего. И не только здесь, всюду замечены следы раскопок. Остатки проводов, арматуры. Вывезено было всё. Немного крутимся по территории и берём путь на юг, к морю. Начинается он по идеальной асфальтированной дороге, идущей вдоль виноградных садов. Позднее она переходит в грунтовку, по которой можно легко катиться много километров. Через персиковые сады, виноградники дорога выводит к президентскому аэродрому «Бельбек», в нескольких километрах от Северной стороны «города-героя русских моряков». Тут мы наблюдаем грустное зрелище: очень условно охраняемая территория, нет нормальных ворот, заборов. Пару лет назад мы абсолютно беспрепятственно заехали на территорию аэродрома через открытые ворота и проехали по ней до самого побережья. Нет слов.
Аэродром работающий. Постоянно кто-то взлетает. Взлётно-посадочная полоса начинается /или заканчивается/ фактически на обрыве, за которым — море. Самолёты взлетают как бы с огромного трамплина. Подъехав ближе, есть дорога, которая и выведет Вас к очередному «оборудованному» входу на территорию объекта. Просочившись через эту импровизированную «проходную» /попросту говоря, дырку в заборе/ мы подъехали к высоченному обрыву, с которого уже был спуск к морю. Уходящая вниз тропинка, выводит прямо на пляж. Спускаемся, и вот он долгожданный отдых, перерыв на маршруте.
С этого места, до дороги с твёрдым покрытием, километра два. Всё это расстояние придётся идти по пляжу пешком. Ибо ехать крайне сложно. Иными словами, просто идти пешком получается гораздо быстрее и с меньшими физическими затратами. Кроме того, сделать отличный массаж ступней о гальку — прекрасное решение для разминки ног. Хочу напомнить, что вдоль всего этого побережья на север, идёт дорожка до мыса Лукул, что в селе Угловое. Прямо по краю обрыва, просто вдоль моря.
Тут так же встречаются ДОТы времен ВОВ и прочие брошенные военные укрепления. Уже по асфальту подтягиваемся к посёлку Учкуевка. Она знаменита тем, что тут находится офицерское кладбище Крымской войны 1854–56 годов. Любителям военной истории стоит уделить некоторое время этому месту. Пирамидообразная часовня в центре кладбища, шикарные памятники генералитету и прочему офицерскому составу. Напомню, что погибший на полях сражений рядовой состав хоронили в Бахчисарае, где располагался госпиталь. Ещё чуть-чуть асфальта, спуск на набережную и мы на «Северной» стороне Севастополя. Садимся на пароходик и через 15–20 минут мы в бухте Нахимова, в центре города. Прекрасный сквер, отличная набережная, памятники. Оставшееся время до электрички в Бахчисарай можно посвятить ужину в кафешке на набережной и небольшой велопрогулке по городу.
Электричкой добираемся до Бахчисарая. На базе приводим себя в порядок, переодеваемся и направляемся отведать лагман и янтык. Как Вы знаете, все самые известные пещерные города Крыма, находятся около Бахчисарая. Самый близкий их них — Чуфут-Кале. От него рукой подать до Кыз-Кермен. За ним — Тепе-Кермен. Чуть подальше, в районе села Скалистое, стоит город Бакла.
Не доезжая до пещерного города Бакла, обязательно стоит заехать в Менгирную балку. И вот на ней остановимся немного подробнее. На мой взгляд, это одна из самых интересных загадок здешних мест. Существует масса гипотез, но основная гласит о том, что менгир /большой отдельно стоящий камень/ на одном конце балки связан с естественным скальным навесом с прорубленным в нём сквозным проходом на другом её конце. В определённые дни два раза в год луч солнца проходит сквозь отверстие в пещере и падает на вершину менгира. Считается, что таким образом возникала точка отсчета времени. Но кто и когда соорудил этот календарь — неизвестно до сих пор. По другим гипотезам, это место рассматривают, как древнейшую обсерваторию и приравнивают по значимости к Стоунхенджу. Место посвоему прекрасное и удивительное. И загадочно. Оно менее популярно, нежели другие древние пещерные города. Посему и людей тут гораздо меньше. А точнее тут никого не было вообще во время нашего приезда. Одним словом, здесь стоит побывать.
Каждый раз ловишь себя на мысли о том, что тут когда-то кто-то жил. Чем занимались, от кого прятались и с кем воевали? Нам этого не понять и не узнать. А хотелось бы… На полпути от староселья Бахчисарая до Менгирной балки, стоит заехать к старому заброшенному гранитному карьеру. Казалось бы, ничего интересного тут быть не может. Но, как ни странно, место это чем-то притягивает. Внешне оно напоминает греческий амфитеатр. Ровным образом распилены уступы, напоминающие зрительские трибуны и соответственно, сама сцена. Что ни говори — место прикольное.
После Менгирной балки, рекомендую заехать на местный ипподром. Тут, как оказалось, находится одна из лучших в Крыму конюшен. Местные ребята просто маньяки своего дела. Хозяин этого места провёл нам увлекательную экскурсию. С неподдельным фанатизмом он нам рассказал про каждого коня, у кого какие родители, кто откуда родом, кого где купили и кого куда продали. Показал построенные гостиничные номера, в которых, как правило, останавливаются участники проводимых тут соревнований. Но и в перерывах между ними, хозяева готовы принимать отдыхающих, катать желающий на лошадях по горам, обучать верховой езде, проводить разные экскурсии, готовить еду и т. п. Лошади — это что-то особенное. Надеюсь, с этим спорить никто не будет. Благородные животные, красивые, сильные. Когда мы сюда приехали, одна из наездниц работала на манеже. Мы глазели с открытыми ртами. Когда подросток лет 18-ти проносился мимо нас, мною лично овладевал восторг. Огромная, мощнейшая махина, слушается малейшего прикосновения наездника.
Здорово! И вот ещё пара- тройка километров и маршрут закончен. Мы «на базе». Вечер можно провести в кругу друзей, на природе, под звёздным небом, прихватив белого сухого, татарского козьего сыра, помидоров и зелень…
Пещерные города
Ещё один радиальный маршрут класса «хистори», позволит посетить два пещерных города Эски-Кермен и Мангуп-Кале, а между ними — скальный монастырь Шулдан. Начинаем маршрут по асфальту, для разминки. Держим курс на село Танковое. Тут нам открывается отличная картина на Бельбекскую долину. На развилке в Танковом — правее. Переезжая Бельбек, стоит сделать первую остановку на развалинах каких-то древних поселений. Всё вокруг тут дышит историей. Увы, но многие её моменты до нас не дожили. Так же и на этом месте. Что здесь было и когда — останется загадкой навсегда. Ещё немного асфальта и мы добираемся до поселка Красный Мак. На первом повороте сворачиваем направо. Далее, на Т-образном перекрестке — налево и, покидая село, выезжаем на грунтовку. Дорога идёт по полю, и приводит нас прямо к подножию пещерного города. Эски-Кермен — один из относительно хорошо сохранившихся пещерных городов. Тут множество пещер, знаменитый глубочайший колодец и т. п. Отсутствие людей в подобных местах — также неотъемлемая часть осенних походов. Летом тут намного больше посетителей. Поднимаемся наверх. Через старый вход попадаем в город. Его останки очень красивы и смотрятся величественно. Тут есть где побродить и что посмотреть. Здесь снимали эпизоды многих фильмов, а легенд, связанных с этим местом, бесконечное количество. Приятно задержаться на северных росшие травой, просто заставят тебя полежать на них, наблюдая окружающие красоты. По тропинкам, пронизавшим фактически весь город, можно его объехать на велосипеде. Что я Вам и советую сделать.
Шулдан Покидаем Эски-Кермен, неспешно спускаясь по каменистой дороге. Ориентируемся на источник, который находится по пути в Залесное. Уходим направо, в балку, следуя указателю. Дорога по ущелью поднимает Вас на плато. Тут надо держаться немного левее и вот и наша цель. Каменная часовня на краю обрыва послужила нам ориентиром. Велосипеды приходится оставлять наверху. Вниз ведёт импровизированная лестница, сделанная из толстых деревянных веток. Спускаемся и оказываемся в очень интересном месте. Как ласточки на отвесных стенках скал делают себе гнезда, так и тут, прямо в скале сделан целый монастырь. Жилые комнаты, кухня, алтари… Иной раз ты вдруг понимаешь, что идешь по деревянной дорожке, которая буквально висит над обрывом. Тут находится монастырь Шулдан. Пообщались с настоятелями. Тут ведутся службы, исполняются обряды. Обитель живёт и посещаема. Прощаемся с хозяином, поднимаясь по всё той же лестнице наверх плато, к часовне. Затяжной головокружительный спуск выводит нас в посёлок Залесное. От него пять минут до Хаджи-Сала. Это татарское поселение у подножия пещерного города Мангуп-Кале. Держим путь на его вершину. Туда можно попасть по грунтовке, ведущей из долины. Поднимаясь вверх помните, что спускаясь Вы получите ни с чем не сравнимое удовольствие от этой же дороги. Потому стоит немного попотеть. Территория города Мангуп-Кале относительно большая и обойти его весь займет немало времени. Но это надо сделать, потому, как и тут есть на что посмотреть. А учитывая то, что мы на велосипедах, экскурсия будет нескучной. Спуск приносит новую порцию адреналина в кровь. Это одно из самых прекрасных моментов в наших путешествиях. Дабы не возвращаться старой дорогой, поворачиваем на Новоульяновку. На подъезде к местному озеру дорога проходит по очень опасному спуску. Большие камни, многие «живые», масса плоских, которые просто скользят, как блины. Опасный спуск, но от этого не менее интересный и техничный. И вот уже в посёлке, выскочив на дорогу, нам остается последний асфальтовый участок до дома. Географическое месторасположение Бахчисарая делает его настоящим раем для велотуристов. По горным дорогам, конечно же, удобнее путешествовать налегке, прихватив с собой в небольшой рюкзачок только самое необходимое. Посему формат радиальных маршрутов как нельзя лучше подходит для велопутешествовий в данном регионе. Обязательно: запас воды, необходимая еда и одежда, нужный инструмент, камеры, насос. С малым весом будет комфортно подниматься вверх и не испытывать сильных неудобств на головокружительных спусках. Практически в каждом селе горного Крыма есть места, где предоставляют услуги ночлега, и уж конечно, национальной кухни. Есть магазины. За последние годы, были выделены деньги на благоустройство туристических маршрутов, так что заблудиться на местности кажется малореальным. Хотя карты и жпс иметь желательно. Маркировка маршрутов поможет не сбиться с пути.
Всем лыжным велосипедистам хотелось бы пожелать красивых маршрутов, увлекательных дорог и ярких летних впечатлений. Спешите заглянуть за поворот, и не бойтесь случайно промокнуть под дождём. Запомните, как пахнет туман и услышьте, как шуршат листья по колесами Ваших байков. И всегда ищите свою дорогу. Она есть, она Вас ждёт!