Не помажешь — не поедешь!

Существует бесчисленное множество статей во всевозможных горнолыжных изданиях о специализированной смазке снаряжения. В этой статье хотел предложить поговорить о смазках в контексте участия в любительских соревнованиях в Украине и не только.

Если на первом абзаце у вас не пропал интерес к чтению, то, наверняка, вам доводилось или хотелось бы, участвовать в любительских либо ветеранских стартах в Буковели, Кострино, Славском, Киеве, Полтаве, Мариуполе в конце концов… Хотя соревнования соревнованиям рознь, и многие считают, что «одна ошибка в одном повороте перечеркнет несколькочасовый труд над своими лыжами» и что «не тот у нас всех уровень, чтоб еще чего-то там правильно мазать», либо «да тут не ускоритель, а замедлитель нужен», НО!.. Скажу вам по секрету, именно те, кто так прилюдно высказывается больше всех и думают, а как же так помазать лыжи, чтоб еще ближе быть к заветному пьедесталу, или даже не пьедесталу, а к Дворовенко, Белобородову, Утину, Мокину и прочим зловещим дядькам, так тщательно трущим свои лыжи перед стартами. А когда еще проигрываешь по сумме двух попыток 4 сотых долгожданному третьему месту (и не в первый раз), тогда точно уж приложишь максимум усилий, чтоб твои ошибки на трассе были лишь твоими ошибками на трассе, а не ошибками в качестве подготовки инвентаря перед стартом.

И еще один секрет, если к примеру, Михаил Мокин утверждает, что лыжи не скользят, и он их вообще не готовил и готовить не будет, и щетки свои роторные не взял, знайте, что расслабляться совсем нельзя, т. к. лыжи этот бывалый ветеран подготовил, проплавил, отциклевал, отполировал еще с вечера, потому-то вон они, в ски-стрэпах в теньке-то и лежат, а разминается он на других… Апофеозом горнолыжного сезона для нас, любителей и ветеранов, нашедших свою самореализацию в спортивной составляющей горных лыж, является череда стартов в Буковели, гигантский Буковельский марафон «Гуцульский гигант», а кому повезет, еще и итальянский мега-гигант «Helmissimo», о котором наверняка есть статья в этом журнале. И кульминацией работы сервисмена соответственно, является подготовка лыж к этим стартам. Исторически сложилось, что с лыжной мастерской школы «Activ-Sport» дружит немецкий производитель оборудования для сервиса и смазок фирма «Holmenkol». Это не рекламная статья, но не могу умолчать о качестве обычных гидрокарбонатных смазок «Alpha MIX» и «Betta MIX». Заострил мое на них внимание еще польский спортсмен Павел Гурка, который выступал в ски-кроссе за Польшу на кубках Европы и даже, порой, выигрывал у самого Петера Крауса, чеха, являющегося лучшим в мире в ски-кроссе. Его рекомендация такова. Хорошо очистить лыжу. Если лыжа суховатая и грязная, смывкой лучше не пользоваться. Смывка еще сильнее подсушивает скользящую поверхность, хотя и хорошо ее очищает. Чистку лыжи от грязи и старой смазки можно сделать горячей уборочкой — цикля, щетка, оплавка базой (желательно, того бренда, которым вы будете мазать дальше) и тут же, по горячему качественное циклевание лыжи. Обратите внимание на цвет смазки, которую вы будете снимать циклей — он будет однозначно черный (или с почернениями).

Хоть лыжа едет по беленькому снегу, он все-таки грязный. Очень показательным примером различия снега по чистоте является моя личная история, когда в мае 2008 года я попал в Домбай. Меня сразу удивил желтоватый цвет снега. Достаточно популярными тогда были шутки типа «желтый снег в рот не брать». Лыжи никак не хотели ехать. Я откопал в рабочем столе в квартире, в которой жил, увеличительное стекло и разглядел на скользяке крупинки (не поверите) песка!!! Оказывается (новость интернета), тогда циклон принес из Аравийской пустыни тонны песка, которые вместе с осадками опустились на существующий снег. Такое очень наглядно бывает и у нас в Мариуполе, когда свеженасыпанный искусственный снег чернеет за три дня лежки. Ну хорошо, очистили лыжу. Затем, например на 7—8°С мороза, «Betta MIX» («Holmenkol») без утюга просто тщательно втираем в чистую лыжу, а уже затем начинаем вплавлять ее утюгом на 135°С (3—5 см за секунду от носка к пятке). И все. Абсолютно все. Никаких фторов, ускорителей, порошков, таблеток. Непосредственно перед стартом цикля + щетка и поехали… Именно так я делал лыжи себе, Чеславу и ученикам перед стандартными Буковельскими и Миговскими гигантами. И вы знаете — ехало. Это самый простой и дешевый вариант. Плюсами такой смазки есть цена и то, что можно позволить себе тренироваться на такой смазке. А когда выходишь на старт, достаточно важно чувствовать себя уверенно, а не так, что лыжа едет отлично, а ты за ней не успеваешь… Удобно, что на неотциклеванной лыже разминаешься. Смазки этой хватит точно на 10 спусков. Можно, конечно, перед второй попыткой мазнуть какой-нибудь таблеткой, если решаешь идти ва-банк, но это больше для, так сказать, морального успокоения. Хотя многих морально успокаивает и просто щетка. Не забываем, все, что связано со смазкой — от носка к пятке, по ходу скольжения лыжи.

Более сложной является подготовка лыж на длинные трассы с ощутимым перепадом температур на старте и финише. В таком случае лучше качественно подготовить лыжи, а разминку и просмотр трассы делать на других (хоть даже и на слаломках). При смазке лыж на два с половиной километра «Гуцульского гиганта» во внимание пришлось брать не только прогноз погоды из интернета, качество снега (свежевыпавший, искусственный, сухой и т. д.), но и территориальную расположенность трассы относительно сторон света. Хоть и было +3 в момент старта, две трети трассы проходило в плотной тени деревьев, а это явный признак, что лучшей гидрокарбонатной основой может быть «Betta MIX» (температура снега – 4 –14°С). А дальше мне пригодился волшебный чемоданчик от «Holmenkol», который нам презентовали руководители украинской дистрибьюции немецкой фирмы. За границу с таким чемоданчиком лучше не ездить — какие-то непонятные порошки разного цвета, электронные весы, термометры, баночки, мерные ложечки — все это вызовет явный и небеспочвенный интерес у работников таможни. Высокофтористые порошки — очень хорошая вещь, НО если четко попасть в температуру. Фирмы-производители смазок проводят глобальные тесты своих продуктов. Приглашают лыжников уровня кубка Европы, готовят им по 8—10 пар лыж с разными смазками и структурами и запускают их «в трассу». Замеряют все: время, скорость, температуру снега, воздуха, влажность, количество спусков и много, много других параметров. Опрашивают субъективное ощущение тестеров от скольжения. И только потом выводят среднестатистическую формулу на тот или иной снег. Как делаем мы, «сервисники из подворотни». Часто мажем лыжи себе, инструкторам, продвинутым ученикам, по субъективным ощущениям катающихся, выводим ту самую заветную формулу. А если еще и мнения 3‑х из 5‑ти лыжников совпали, то быть добру. Видимо, моя смазка на «Гуцульский гигант» была очередным таким экспериментом. После проезда я был не уверен на 100 %, в том, что нельзя было сделать лучше и, что самое обидное, лыжи заскользили намного лучше уже после старта, когда потеплело еще на пару градусов. Как вы думаете, где люди, точащие и мажущие ваши лыжи черпают информацию и нарабатывают опыт!?!.. Правильно. Семинары, интернет, статьи, первые 50 пар испортят, но, на мой взгляд, самая эффективная учеба — это личное общение с другими специалистами. В этом общении буквально по крупицам собирается личный багаж рабочего опыта. В прошедшем сезоне для нас с Антонио Харчуком просто кладезем новой полезной информации стал пожилой немец в отеле «Кронблик». Мне так стыдно, но я даже не запомнил его имя. Этот человек отработал 18 лет на команду «Volkl» и «Swix» и сразу шокировал фразой, что сервисмены всего мира без проблем всегда делятся своими наработками и тем, что я называю «секретами». Возможно, все очевидно, и у более опытных специалистов мое изложение вызывает улыбку, но все же. Обращали ли вы, например, внимание, что на смазанной лыже (пусть даже заводом-изготовителем снаряжения), смазка сходит неравномерно. Всегда смазка, в первую очередь, вытирается возле кантов, а по середине скользящей поверхности ее остается достаточно много — хоть ногтем скреби. Очень хорошо это заметно даже на влажных лыжах при катании в теплом снегу. Через час после катания можно заметить явное осветление полосы скользяка под кантом шириной до 1,5 см. В принципе, это явление очевидно — мы ведь постоянно ездим на кантах, и в контакт со снегом вступает именно та самая полоса 1,5 см, а вот плоского ведения у нас минимум и смазка посередине лыжи не вытирается. Очень эффективным способом борьбы с высушиванием лыжи под кантом является аккуратная проплавка этой самой полоски смазкой на большой минус (речь идет не о соревнованиях). Тонкой полоской наносим смазку и циклюем по горячему, а затем наносим рабочую температурную смазку. Почему на сильный «минус»? Дело в том, что смазки любых производителей на более отрицательную температуру имеют мелкозернистую структуру. Соответственно эта смазка плотнее ляжет и хватит ее на дольше. Пробовали. Реально работает. Еще одним интересным моментом, связанным с тем, что мы больше ездим на кантах, является тот факт, что лыжа под острым углом закантовки едет, в том числе и на боковой поверхности сендвича (либо кэпа), которую тоже в принципе можно, а иногда и нужно смазывать. Фабрика «Volkl» даже в прошлом сезоне выпустила лыжи с приблизительно той же боковой поверхностью, что и скользяк, в которую также можно вплавлять смазку. Боковую поверхность лыжи эффективно смазывать жидкими смазками и спреями, всеми теми, которые можно купить в спортивных магазинах для любительской универсальной смазки лыж, желательно, с надписью «Fluor». Добродушный немецкий дядюшка, когда узнал о нашем участии в гигантском марафоне «Helmissimo» с 97 воротами очень заинтересовался и оживился. Сутки он думал, а на следующий день выдал нам технологию, как бы мазал он. Вкратце… На чистую лыжу дать спидблок 0÷ – 2°. Его обычно кладут на самый верх смазок на первые 200 метров трассы. Спидблок очень тщательно втереть коркой, так, чтоб лыжа нагрелась, затем — мягкая щетка. Далее «Alpha MIX» (0°÷ – 4° градуса) и «Betta MIX» (– 4°÷ –14°) одновременно — для южного крутяка перед финишем. «Betta MIX» в этой комбинации поможет смазке не стереться за 15 поворотов. Далее поверх всего «высокий фтор» на –6°÷ –8° для первого километра в тени. Но это еще не все. На смазанной, выцикленной и отполированной, казалось бы, полностью подготовленной лыже, нужно сделать 20 поворотов. Снова цикля + щетка. А затем, не на глазах других лыжников, чтоб не засмеяли, нужно сделать вручную насечку на смазке. У многих фирм производителей есть «ручные структураторы», но они приличных денег стоят. Мы делали это маленьким кусочком рашпиля. Длинная продольная насечка через всю лыжу должна была дать возможность лыже быстро ехать на плоском 800‑метровом финишном участке. Мы сделали все, что порекомендовал более опытный немец, ну практически все. Я не делал 20 поворотов и Чеслав, соответственно, тоже. Лыжи готовы. На старт… На финише абсолютно все, кому так подготовили лыжи, на мой вопрос о качестве скольжения показывали большой палец. Чеслав, правда, показал средний, с улыбкой (опять он у меня выиграл), что только добавило мне удовлетворения от проделанной работы по подготовке лыж. Было действительно в точку! Может оно и верно, как говорит часто Чеслав перед стартом: «сильным это не нужно, а слабым это не поможет». И даже, если соперники не оставляют тебе возможности подняться на заветный пьедестал, я все равно считаю, что если есть шанс проехать лучше, хоть один из ста, его обязательно нужно использовать! И в завершение еще скажу, что на всевозможных семинарах по сервису горнолыжного снаряжения я всегда склоняю слушателей к тому, что в свои лыжи нужно вкладывать. Эти вложения в денежном эквиваленте совсем не соизмеримы со стоимостью инвентаря, ски-пасса либо «Prossecсo» из бара под горой. Но эти вложения помогут с максимальной отдачей ощутить прелести спусков, ведь именно за ними мы и приехали. Очень часто, меня, как сервисмена сделавшего в этом сезоне более 200 пар, шокируют до беспамятства люди, которые открывают визы, тратятся на дорогу, четырех-звездочный отель, школу, ски-пассы, в конце концов на новое термобелье за 150 евро, и со словами «Максик посмотри» достают из чехла лыжи с ржавючими круглыми трехгранными кантами и высохшим побитым скользяком… Не хочу никого обижать (каждый получает удовольствие от отдыха в том виде, в каком хочет), но ведь ЛЫЖИ — это то, ради чего мы, собственно, и приехали в горы, а потом уже идут отели, термобелье и «Prossecсo»… Искренне желаю вам любить свои лыжи, уделять им внимание, и они сполна ответят вам тем же — позитивными эмоциями на склонах и быстрыми секундами! P. S. Как вы заметили, в этой статье нет «рецептов от Макса» и достаточно немного прикладной конкретики. Но я всегда открыт для общения на лыжные и окололыжные темы. Нужны конкретные рецепты? Пишите: аlaska@mariupol.net — с радостью и интересом отвечу.