НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ И СНАРЯЖЕНИЕ ВНЕ ТРАСС

Несколько советов «продвинутым». Этот материал для тех, кто уже начал свое приключение под названием «фрирайд» и хочет прогрессировать. Катать более технично и более безопасно. Как правильно прыгать, и как не терять самообладание в нештатных ситуациях. Статья о важных элементах катания, о которых не следует забывать.

КАК ПРЫГАТЬ?

Основные принципы прыжков на местности мы давали в предыдущих статьях. В этой мы расскажем дальше — как прыгать со скал, карнизов и т. д. Основной принцип точно такой же, как и при прыжках с «небольших препятствий».

ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО:

  • скорость при наезде на препятствие;
  • лёт по параболе, а не падение со- гласно вектору земного притяжения;
  • руки впереди и слегка согнуты в локтях;
  • приземление под углом, а не плоско.

И ещё о приземлении. Оптимально будет заранее узнать угол наклона склона, на котором вы будете приземляться, а также снеговые условия (толщину покрытия и его консистенцию/ твердость), и что самое главное — нет ли там каких-то торчащих (или спрятанных под тонким слоем снега) камней. Но если мы делаем только один спуск, а прыжки со скал, валунов или навесов в него входят (например, во время соревнований по фрирайду), то обычно, у нас нет возможности заранее узнать трассу. Местность мы можем узнать только благодаря фотографиям или рассматривая её через бинокль. Но и это уже кое-что. Надо помнить о самом важном — если приземление будет неудачным, то за ним должно быть ещё запасное пространство, а не скальная стена или ещё более крутой участок склона. А при приземлении на слишком ровный участок дают себя знать силы компрессии. И если такое приземление и удастся, его последствия скажутся болью в коленях или позвоночнике.

Гораздо лучше приземляться на крутой склон с хорошим откатом, чем прыгать на пух, но на достаточно ровную поверхность. Также лучше отказаться от прыжков во время оттепели — в весенний насыщенный водой снег лыжи просто влипают. И когда лыжи останутся в снегу, а мы полетим дальше, очень легко получить травму. Ещё хуже, если приземление не удастся: в снег залипнут рука и голова, а остальные части тела полетят вниз. Опасно и прилипание к снегу всем телом, когда во время прыжка нас отклонит назад. Несмотря на подходящий наклон, лыжи могут войти глубоко в снег и остаться на месте. А так как вектор силы «подталкивает» нас под снег, вся сила удара может прийтись на шею или икры (предохранители креплений, скорее всего, не сработают, так как ботинки нагружены перпендикулярно к линии лыж). Помните, что прыгать вне трасс с малой скоростью, когда лыжник не летит по параболе — опасно.

Катание по жесткому снегу (особенно, если есть тенденция к позе «сидя на пятках») или часто прыгать с приземлением на плоскую поверхность может привести к травме большеберцового нерва. Это очень серьёзно, и если не принимать меры, то однажды мы можем потерять чувствительность в стопах или вообще перестать ими двигать. Самая частая причина такого воспаления — неудачные приземления в мягкий, насыщенный водой, весенний снег. После прыжка лыжи входят в снег и останавливаются на месте, а поскольку все силы действуют перпендикулярно лыжам, то крепления не отстёгиваются. И хотя такая травма относительно быстро лечится, и потом можно кататься дальше, пренебрежение к ней может привести к отпуску на койке ортопедического отделения. Об икрах (и большеберцовом нерве) надо заботиться, как о зенице ока.

Так как чаще всего голени травмируются на уровне края голенища, это можно предупредить:

  • купить футбольную защиту для голеней (чем проще модель — тем лучше! Дорогие модели изысканной формы с гелевыми вставками нас не интересуют);
  • с этой защиты снимаем нижние гетры\ носки, которые должны охватывать пяточный сустав и ахиллесово сухожилие. Просто отрезаем эту часть ножницами;
  • вкладываем эту защиту между нашей голенью и внутренним ботинком (это потребует немного времени, чтобы подобрать правильное положение);
  • застёгиваем застёжки и можно ехать.

ВНИМАНИЕ! Для хождения или подъёма (с камусом или без) не используем такую защиту. Одеваем её только на время спуска или прыжков. Надо помнить, что такое повышение края голенищ увеличивает рычаг, который во время езды действует на крепления, поэтому может оказаться, что их надо немного подкрутить, чтобы не вылететь при катании. Рычаг, к сожалению, также действует и на наши колени, которые подкрутить невозможно.

Прежде всего — здравый смысл! О том, как сказочно кататься вне трасс, можно говорить долго. Надо только помнить, что это развлечение повышенного риска. Предлагаем принять участие в антилавинном обучении. Наличие специального снаряжения (зонд, лопата и датчик) обязательно. Надо осознать только одно, если вы погибнете, то в горы уже никогда не поедете… 

Эти ремни предназначены для того, чтобы было легче найти лыжи в глубоком снегу, а также на твёрдом (например, если лыжа полетела по склону, но у нас есть бинокль, то её можно отыскать, особенно если к ней привязано что-то длинное и яркое).

ЕСЛИ КТО-ТО ПОТЕРЯЕТ ЛЫЖУ НА КРУТОМ СКЛОНЕ ИЛИ ГЛУБОКОМ СНЕГУ…

Самое простое средство, предупреждающее самопроизвольное отсоединение лыжи на сложной поверхности — это установка шкалы креплений DIN на большее значение. В результате, лыжи мы наверняка не потеряем, но можем получить травму колена, бедра и т. д. Поэтому не стоит мудрить, ведь и так понятно, что для нас важнее. Лучше обойтись без подтягивания пружин. Просто ознакомьтесь с двумя методами быстрого нахождения потерянных лыж.

Обычно, если лыжа открепится от ботинка на глубоком снегу и не воткнется так, что её будет видно, вероятность того, что мы её отыщем — один к ста. Но в этой проблеме можно помочь. Для этого существуют snow-leashe. Длинные ремни оранжевого, красного или другого яркого цвета. На одном конце они имеют петельку, которую мы цепляем к креплениям, а остальную ленту сворачиваем и вкладываем под резинку штанины комбинезона. Если лыжа открепится и будет «убегать», за ней потянется яркая ленточка, которая будет «работать» как антилавинный шнур.

Правда, сейчас, когда стали пользоваться антилавиными детекторами, хождения за веревочкой к клубку уже не популярно. Но если речь о лыжах и snow-leashe, патент прекрасно работает и широко используется. Особенно на Аляске и в Альпийских странах. Такие ремни можно легко купить или сделать самому. И чем они длиннее, тем лучше. Покупные snow-leashe имеют стандартную длину, а наши могут быть бесконечными!

ЕСЛИ КТО-ТО УПАДЕТ В РАСЩЕЛИНУ…

В принципе, это очень обширная тема, которую сложно охватить в одной статье, в одном номере S&F, и уж наверняка, не в нескольких абзацах, как здесь. Передвижение на лыжах по леднику (там, где нет подъёмников и трасс) требует определённого уровня знания гор (речь вовсе не об умении кататься на лыжах, хотя и это важно вне трасс). Надо поступать так—если мы не знаем, как вести себя на леднике, то мы туда и не идем. Да, например, будучи в Pitztal, глядя с перевала, который отделяет обжитую часть ледника от «дикой», в направлении Wild- spitze, путь может показаться лёгким и близким. Вид групп, которые поднимаются на вершину и обратно, просто подталкивает одеть камус и пойти вслед за ними по утоптанной тропинке. И всё может пройти удачно. А если нет? Если, например, сломается мостик изо льда. Если мы оказались к этому готовы: есть канаты, мы ими связаны и умеем пользоваться системой, чтобы вытащить нашего товарища, то спасение из расщелины пройдёт успешно.

Но если мы впервые столкнулись с этой темой, то стоит немного углубиться. Всё здесь для людей (и те, кто сейчас ловко спускаются по леднику, тоже когда-то были «зелёными», но поработали над этой темой). Можно воспользоваться услугами проводника (но именно высокогорного, который имеет соответствующие знания и умения, например, принадлежит к UIAGM/IVBV). Их услуги не дёшевы, зато есть гарантия, что когда мы провалимся в «дыру» нас не бросят, а вытянут. Также можно попросить опытного (но действительно опытного) знакомого, который ещё до выхода на ледник покажет нам, что и как делать и потренируется с нами. Также имеет смысл купить соответствующую книгу, например, «Искусство преодоления ледников и спасение из расселин» (авторы: A. Tyson и M. Clelland), которая является просто сокровищницей знаний (но без тренирвки это останется просто теорией).

ИЛИ ДОЕДЕТ ДО НАВЕСА И НЕ СМОЖЕТ ОТТУДА СЪЕХАТЬ…

Обычно, карнизы образуются на гребне. Если мы умеем прыгать, и знаем местность под этим карнизом, то просто можно спрыгнуть и ехать дальше. Но надо помнить, что такие карнизы часто срываются и вызывают лавины (иногда очень сильные). Поэтому, если у нас мало опыта, лучше с карнизов не прыгать. Но бывают ситуации, когда нет выбора и надо этот карниз как-то преодолеть. Мы стоим на грани, дует сильный ветер, пройти по этому ребру дальше нельзя и т. д. Что делать? Можно попробовать отрезать такой навес! Да. Да! Лучше всего с помощью лыжи. Сняв лыжу, задником втыкаем в снег, делая ямки у основания карниза (втыкаем так глубоко, как это возможно, даже насквозь). Делаем их как можно ближе, решаем по ситуации, или через полметра или через каждые 10 см. Отрезанный карниз с ужасным грохотом упадёт вниз и, скорее всего, вызовет лавину. Пока мы и другие люди находимся выше карниза и сходящего снега — всё ОК. Если у нас есть с собой репшнур (такой длины, чтобы превосходил ширину карниза), то можно перерезать карниз. Конечно, лучше всего для этого подойдут специальные шнуры для исследования стабильности снежного покрытия. Но можно использовать и обычный шнур, завязав на нём узлы через каждый метр или нанизать на него что-то типа крышек на банки. Такой «пилой» попробуйте срезать карниз. Внимание: при срезке карниза встаньте как можно дальше от него! Карнизы любят отрываться намного дальше, чем мы ожидаем.

ИЛИ ВОКРУГ ТАКАЯ МГЛА, ЧТО ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, КУДА ТЕБЕ ЕХАТЬ…

Бывают такие моменты, когда всё вокруг одинаково белое. Ещё полбеды, когда мы в знакомом месте и знаем, что единственная правильная дорога ведёт вниз. Тогда надо просто постепенно спускаться. Если же местность неизвестная и возможно возникновение лавины, лучше немного постоять. Возможно, хоть на минутку тучи разойдутся, и вы увидите, куда надо ехать. Если у вас есть компас и карта — воспользуйтесь ими. В тумане легко потерять ориентацию. Достаточно наклониться, чтобы застегнуть/расстегнуть ботинки, а когда вы выпрямитесь, пространственная ориентация может быть потеряна. Если ситуация сложная: туман, безветренно — стоит подумать, что менее опасно: охлаждение и возможное обморожение (что может привести к серьёзным последствиям) или спуск в тумане и возможный сход лавины. Найти кого-то в лавине во время тумана невероятно сложно. Даже если лавина совсем небольшая. В этом случае остаётся воспользоваться планом «Б»: любой ценой стараемся остаться на поверхности снега, избавляемся от лыж и палок, дёргаем ручку на антилавинном рюкзаке… далее всё, как учили на антилавинных курсах.