Необыкновенный Ted Ligety

Интервью провели: Томаш Курдзель, Зося Соболевска, Дариуш Урбанович, Михал Шиплиньски Фото: Неаd

Некоторое время назад Ted Ligety уже был у нас в гостях. Тогда, находясь в тени Bode Miller, скромный и непосредственный, он делал первые шаги в лыжном спорте. Теперь он олимпийский чемпион, чемпион мира и звезда первой величины. Сильно ли он изменился? Судите сами (интервью проходило в феврале 2012, еще до окончания прошлого сезона)

ted1

Тедди о новых лыжах Тед Лигети, весьма скептически относящийся к изменениям, введенными FIS, летом тренировался в южном полушарии уже на новых лыжах. Вот его впечатления: определенно потребуется время, чтобы привыкнуть к ним и почувствовать себя уверенно. Требуется силы и a w ukach mocno wciskaj, но… пока снег жесткий. Вероятно, будут быстрее в любых условиях, которые действуют на Кубке мира. Тем не менее, я подчеркиваю, что я не верю, что они являются более безопасными. Будет адом для младшых, меньшей детворы, соревнующихся на FIS-ах. Но прежде всего, эти лыжи не поворачивают на мягком снегу. Хотя, что интересно, на лыжах в супер-гиганте и спуске мне ездится гораздо проще …

NTN: Мы снова встретились несколько лет спустя. Тогда ты был лыжником, который благодаря таланту и хорошей технике стремился к вершине. Сегодня — ты чемпион мира и лучший в слаломе-гиганте среди лыжников. Как сильно изменилась твоя жизнь? Ted Ligety: Не очень сильно изменилась. Попрежнему много тренируюсь (смеется). Все время улучшаю технику, увеличиваю силу и выносливость. И, как и раньше, у меня практически нет свободного времени. Хотя мое финансовое положение улучшилось (смеется).

NTN: Является ли победа в основном зачете Кубка мира твоей главной задачей, как и прежде? Ted Ligety: Да, здесь ничего не изменилось. Я считаю, что победитель Кубка мира действительно является лучшим лыжником. И в чемпионате, и в Олимпийских играх надо победить в этот единственный, самый лучший день, а остальное уже неважно. В основном зачете побеждает тот, кто хорошо ездит в различных дисциплинах и при разных условиях. Короче говоря — лучший.

NTN: Ты в прекрасной физической форме. Чего тебе не хватает, чтобы начать борьбу за звание? Результатов в скоростных дисциплинах? Уверенности в слаломе? Ted Ligety: Сложный вопрос. Мои слаломы — это полная неразбериха. На тренировке я «накручиваю» отличное время, а потом на соревнованиях еду слишком осторожно, или наоборот, слишком рискую. Здесь надо еще дорабатывать. И к тому же я, наконец, доделал снаряжение для слалома, поэтому, все должно быть лучше. План такой: часто выигрывать в слаломе и слаломе-гиганте. Набирать балы в супер-гиганте и комбинации. Но это легче сказать, чем сделать.

NTN: Что со скоростными спусками? Ted Ligety: Я люблю скоростные спуски. Но эти тренировки весьма специфичны и требуют много времени, поэтому часто проходят ценой других дисциплин. Выбор лыж, тюнинг, тренировки на замкнутых и длинных трассах — все это забирает много сил и… времени. При оптимальных условиях за один день я в состоянии сделать четыре тренировочных спуска. И за это же время я могу сделать около десятка тренировочных проездов в слаломе или слаломе-гиганте.

NTN: Не считаешь ли ты, что новые правила, касающиеся лыж, слишком сближают гигант и супер-гигант? Ted Ligety: Нет. Скорее я опасаюсь, что «новый» супер-гигант будет «карманным» скоростным спуском, без тренировок (кислая улыбка). Ведь новые лыжи для гиганта слишком похожи на лыжи для скоростных дисциплин. Таким образом FIS хочет сделать гигант более медленным (ироническая улыбка).

ted2

NTN: Ты известен как super-carver. Человек, который на трассе слалома-гиганта в глубоком повороте касается ягодицами снега. Новые правила зацепят тебя особенно сильно. Ted Ligety: На новых лыжах также можно делать резаные повороты, но это потребует приложения больших усилий. «Они» (люди из FIS) говорят, что это сделано для большей безопасности, но все, кто уже ездил на новых лыжах вовсе этого не почувствовали. Лыжи более длинные и легче зацепить носками за вешки. Они требуют большей ротации, что, по моему мнению, будет более опасно для всех суставов, коленных в том числе. И что самое важное — катание на них менее волнующее. Это как если бы посадить участников Формулы 1 на Пежо Комби и предложить им состязаться на трассе в Monza. Конечно, будет соперничество, на трассе те же повороты и кто-то придет первым, но для зрителей и участников это не то же самое. Новые правила принесут много вреда для лыжного спорта в целом. Только подумайте, что через несколько лет «они» заставят юниоров кататься на таких лыжах. Как тогда будут набирать в клубы? Кто захочет заниматься таким скучным видом спорта? Дети пойдут заниматься freeride или freestyle, а остальные дисциплины пострадают. Это серьезная проблема.

NTN: Есть ли у тебя собственная версия, почему чиновники из FIS так делают? Из-за денег? Но каких? Для укрепления положения? Ted Ligety (раздраженно): «Они» говорят, что ради безопасности, но это глупость. Они приняли решение изменить правила после двух дней тестов на снегу. У них вышло, что более безопасные лыжи должны иметь радиус более 40 м, а вводят 35 м. В течение нескольких лет они убеждали, что широкие лыжи более стабильны, а теперь нельзя будет кататься на лыжах шире 65 мм. Это все как-то не стыкуется. И я не знаю, почему они так делают. Мне кажется, что многие люди из FIS имеют свои, очень архаичные взгляды на лыжный спорт. Они стараются не замечать те революционные изменения, которые этот спорт переживает. Слово «carving» все также не любят на «салонах» FIS. И это все через 15 лет после введения карвинговых лыж на соревнованиях! Сложно комментировать ситуацию, когда буквально несколько человек, мнение которых, весьма отличается от мнения остальных, решает как должен выглядеть лыжный спорт.

NTN: Станут ли лыжи для слалома-гиганта более быстрыми? Ted Ligety: Новые лыжи наверняка приведут к более мелким виражам на поставленных трассах. В последние два-три года повороты были сильно «подкручены», что очень мне нравилось. Теперь же, скорее всего, спуск будет более прямым и быстрым, а повороты свободными.

NTN: А как новые правила повлияют на технику катания? Ted Ligety: Будет больше движений вверх-вниз, больше ротаций и управления с помощью стоп. Фазы соскальзываний тоже станут более длинными. А это все приведет к тому, что преимущество будет у более атлетически сложенных, но не обязательно обладающих лучшей техникой спортсменов. Сейчас (разумеется в определенных границах), каждый спортсмен выбирает лыжи, которые ему лучше всего подходят. Мощный Axel Svindal выбирает более длинные и менее «талированные» и набирает скорость между виражами. Я же наоборот. С нового сезона мы все будет ездить на практически одинаковых лыжах. А это плохо для спорта, так как блокирует развитие. И еще, одна из фирм, не помню какая именно, знала о планируемых изменениях, что дало ей преимущество. Это они подготовили лыжи для тестов FIS. И это не выглядит порядочно.

NTN: Вот именно, повлияют ли новые правила, прежде всего в слаломе-гиганте, на конструкции продаваемых лыж? Ted Ligety: К сожалению, да. Есть группа людей, которые хотят кататься на лыжах, приближенных к профессиональным. И их ждет разочарование. Но главная проблема — это то, что пути профессионального и любительского лыжного спорта разойдутся еще дальше. Конструкция продаваемых в магазинах лыж в большинстве своем, за исключением слалома, уже не будут иметь ничего общего с профессиональными. Фирмы могут перестать инвестировать спортсменов, ведь достигнутые ими результаты не будет оказывать влияния на количество продаваемых лыж. А «Они» стараются этого не замечать.

NTN: Ок. Оставим слалом-гигант. Что ты думаешь о «City Events», или о параллельном слаломе в городах? Ted Ligety: City events — это «cool»! Я очень люблю эти соревнования. На них такая невероятная атмосфера. Огни большого города, масса народа. Это фантастические мероприятия.

NTN: Ты считаешь, что у них есть будущее, как у одной из лыжных дисциплин?

Ted Ligety: Хотелось бы, но все не так просто. В городах могут возникать проблемы с подготовкой трассы. Многие мероприятия могут быть отменены в последний момент из-за погодных условий. Что вызовет раздражение у спортсменов. Но очень хотелось бы, чтобы ежегодно проходило хотя бы несколько city events.

NTN: Катаешься ли ты на лыжах ради удовольствия? Freeride или backcountry? Ted Ligety: Конечно. Очень люблю freeride. Каждый год после окончания лыжного сезона мы с друзьями много катаемся вне трасс. Я живу в Park City, и местные условия позволяют ездить backcountry до начала сезона.

NTN: Ты думал о том, чтобы стать freeridepro после окончания профессиональной карьеры? Ted Ligety: Я не только думал, но и сделал уже определенные шаги (смеется). Я был несколько раз на Аляске и спускался с очень крутых стен. Сразу после окончания соревнований на горнолыжный Кубок мира мы снова летим на Аляску с командой Warren Miller, снимать фильмы о freeride («заявки» см. на сайте Теда, прим. ред.). Наверняка после окончания идущей к закату карьеры горнолыжника (смеется), я захочу участвовать в соревнованиях freeride, но прежде всего, снимать рекламные фильмы и ездить в путешествия. Лыжный спорт в любом виде — это моя страсть. Ну может еще катание боком по трубам??? (смеется).

NTN: Твоя фирма Shred сильно отличается своим дизайном от других, которые представляют известные лыжники «race». Может это влияние увлечения лыжами free? Ted Ligety: Да, конечно. Когда я и мой партнер Carlo начинали свою деятельность, мы не хотели ассоциаций с «серьезным» видом скоростных дисциплин. Нам хотелось создать что-то более «легкое», более подходящее для freeride. Я рад, что некоторые спортсмены используют мою продукцию. Это дает соревнованиям определенный колорит. Вид продукции Shred соответствует моим представлениям об эстетике молодой генерации лыжников.

NTN: Как продажи? Растут? Ted Ligety: К счастью, да. У нас все удачно в этом сезоне, хотя кризис сказывается на всех.

NTN: Тестируешь ли ты сам свою продукцию на склонах? Ted Ligety: Carlo у нас инженер. Наше сотрудничество выглядит так: у меня появляется какая-то новая идея, и я делюсь с ним. Carlo размышляет, что и как можно сделать и создает прототип. Потом я или кто-то из наших райдеров тестирует то, что получилось. Если все удачно, мы подсчитываем затраты и запускаем в производство.

NTN: Собираешься ли ты пойти дальше и по примеру Lasse Kjus заняться производством одежды? Ted Ligety: Нет. Пока у нас нет таких планов. Мы выпускаем маски, очки и каски. Я также могу проектировать линию одежды под названием Ted для фирмы Head — моего поставщика снаряжения. Но в будущем все может измениться, поэтому я не говорю категорическое «нет».

NTN: Вернемся еще раз к спорту. Где тебе больше всего нравится соревноваться? Ted Ligety: Конечно в Штатах. В Beaver Creek прекрасные спуски, а друзья ждут меня на финише. И это окрыляет. В Европе мне больше всего нравится атмосфера в Kitz и спуск для слалома-гиганта в Alta Badia.

NTN: Что ты думаешь о новых правилах, когда представитель спортсменов должен проверять спуск и установку вешек перед соревнованиями вместе с техниками? Ted Ligety: Это что-то типа алиби для тех, кто устанавливает трассу и представителей FIS. В действительности этому человеку просто нечего сказать. Вероятно, что я буду таким контролером перед слаломом — гигантом в Bansko. И тогда узнаю, как в действительности обстоят дела.

NTN: Что это за история с соревнованиями по прыжкам на старых автомобилях в Новой Зеландии? Ted Ligety: Это наша новая идея. Покупаем старую машину и выполняем на ней смешные трюки и прыжки. И в конце от нее мало что остается. Прекрасное развлечение, мы отлично проводим время между тренировками, менее важными соревнованиями и поднятием тяжестей в тренажерном зале. А позже, во время сезона, на такие вещи просто нет времени. Нам тоже иногда надо побезумствовать.

NTN: А что с игрой в парикмахера во время соревнований? Ted Ligety: Ааа! Вы уже и об этом знаете (смеется). В прошлом году мы придумали новую традицию. Каждый дебютант должен доверить свою голову и прическу спортсмену, благодаря очкам которого появилось для него место в соревнованиях Кубка мира. Если в своем первом сезоне он сможет занять место среди первых пятнадцати, то я разрешу ему остричь мои волосы. Так мы развлекаемся. Очень весело.

ted3

NTN: Спасибо за фантастическое интервью. Наша редакция будет держать за тебя кулаки. В последний раз это помогло, и ты стал чемпионом мира и олимпийским чемпионом. Ted Ligety: Держите, крепко держите! Я бы хотел еще выиграть несколько соревнований, ну и Кубок в «основном зачете». Спасибо.