Норвегия-«короткая» прогулка на север

Когда-то, а точнее зимой 1998 года, мы встретили в горах настоящих лыжников – freeride-овцев и телемаркеров … и в довершении  всего еще из Норвегии – из страны, где все рождаются с лыжами на ногах, где в каждом поколении мировые чемпионы в каждой из лыжных дисциплин, из страны, где уже в Средневековье люди передвигались на лыжах, чтобы выжить в тяжелых условиях и… чтобы сделать жизнь более приятной.

Тогда я пережил что-то вроде «культурного шока»… И, пожалуйста, не удивляйтесь. Я пишу это с перспективы того «парня из Закопане», который мог только у коллеги дома по «спутниковому телевидению» увидеть соревнования по фрирайду Snowthrill, разыгрываемых на Аляске. Лыжники на широких лыжах (у нас тогда в топе появились «полукарвинговые и карвинговые», а о лыжах FR знали только настоящие знатоки, ездящие по миру), в касках (не смейтесь, тогда у нас в стране мало кто катался в касках – разве что имел много денег), и которые имели на себе странные желтые радио (ех, т.е. лавинные трансмиттеры – мы это видели только в рекламах западных лыжных журналов). Короче, они стояли здесь, на польском снегу, на Каспровом. Мало того, они ездили и прыгали как те, из «спутникового телевидения». Мы, «пацаны», просто рты раскрыли от удивления (первый раз в жизни я в живую увидел back flip со скалы, или 360 на лыжах и telemark с рюкзаком и прикрепленным к нему термосом. Это был мой первый контакт с «Норвегией в лыжном аспекте»… на польской земле. Позже я попал в Норвегию во время учебы в институте в качестве гастарбайтера – и многократно обещая себе, что снова приеду сюда, но только в лыжно-исследовательских целях. В конце концов, я вроде бы мог рассчитывать на background от тех самых норвежцев, которых я когда-то встретил в Татрах (оказалось, что часть из них училась в Кракове – и, как и мы, они ели в столовой Żaczek обеды за 6, 50 злотых, покупали одежду в cэкондхендах, и ездили кататься на лыжах в Закопане. А значит, все условия для дружбы были выполнены). Но запланированные поездки как-то расстраивались, или из-за нехватки денег, или из-за нехватки времени. Но, находясь в этой северной стране, всегда, даже на полке свеклы, можно было почувствовать родной климат Татр. И чем дальше на север, тем становилось более привычно, например, ржавеющий трактор у дороги, или встречи с пожилыми крестьянами – которые даже видом напоминали «наших» – в шерстяных шапках, в старых пиджаках и резиновых сапогах – но (внимание!) говорящих на хорошем английском! Я описываю картины первой встречи с «норвежцами – лыжниками» или поездки на заработки не для того, чтобы сохранить воспоминания давно минувших дней, или чтобы показаться светским человеком из Polsat, а чтобы показать как во многом похожи на нас норвежцы, граждане страны, где цена пары лыж в магазине равна цене Fiata Seicento Sporting в польском салоне. Первая мысль, которая появляется при фразе «Норвегия, поездка, лыжи» – нам полякам не хватит денег на поездку, тем более на лыжи. Этот стереотип необходимо побороть, ведь он остался с тех пор, когда наши ездили в Норвегию на сбор клубники и огурцов, или на покраску домов, чтобы за заработанное там за три месяца деньги содержать свою семью в Польше около полугода. Конечно, и сейчас там не очень дешево, но это преодолимо. Приняв во внимание, что выезд на лыжи в Австрию колеблется между 2000 и 2500 с человека, то если доложить еще 1000 злотых, все лыжные центры в Норвегии станут для нас доступными. Речь идет о проживании, скипасе и даже проезде (!). Питание, конечно, дороже чем в Польше и даже чем в альпийских странах, но без перебора – за аналог 60 злотых можно покушать в пиццерии (пицца + салат), а кроме того всегда можно воспользоваться кухней в апартаментах и приготовить самому. Hemsedal — «маленький», но очень известный населенный пункт, расположенный в центральной Норвегии, около 200 км на северо-запад от Осло. Если говорить о высоте, на которой находится сам курорт и какие имеют окружающие горы – ничего чрезвычайного. От 650 м над у.м. до 1500… Но сюда и не едут для того, чтобы побить рекорды высот. Это место является воплощением представлений большинства людей о том, как выглядит горный край, укрытый от шума современного мира, и живущий собственной жизнью – но ни в коем случае не примитивной или отсталой, а очень приятной. Здесь такой климат, как некоторые могли знать из сериала «Остановка Аляска» или первой серии «Твин Пикс» (до того как начинаются загадочные убийства, появляются чудовища из болот, нечистая сила и Пенькова Дама ….  не знаю, удачны ли мои сравнения, но вы знаете о чем идет речь. Природа, горы, снег, леса, реки и маленькие домики, вписанные в пейзаж. Просто идиллия. Кроме того, масса свободного пространства и возможность делать то, что тигры любят больше всего! По понятным причинам я пропущу все не-лыжные достопримечательности, которые однако в силу «земного притяжения» с ними связаны (хотя бы пути для велосипедного downhill и dirt) или совсем другие, но тоже связанные с горами и их исследованием ((trekking, via ferraty, ледопады, собачьи упряжки, лосевые упряжки, лососевое сафари… да, правильно написал: лососевое сафари), и масса всего другого. Также нельзя забыть о снежных скутерах, но об этом чуть позже. До того, как я перейду к сухому и мало эмоциональному описанию трас и возможных спусков, еще пара замечаний. В Hemsedal, (да и во всей Норвегии) нет видимого разграничения в восприятии лыжного спорта на катание по подготовленным трассам – понимаемого как альпийский лыжный спорт на подготовленных трассах – и езду вне трасс… На лыжах ездят везде и как кому нравится, на сколько позволяет подготовка. Можно встретить лыжников на лыжах для гиганта или allround, которые прекрасно едут по глубокому снегу или густому лесу. Также можно встретить фрирайдеров на лыжах с 120 мм под ботинком, делающих резаные повороты на ровной подготовленной трассе. Здесь это совершенно нормальная ситуация – лыжи – это лыжи и нет смысла их разграничивать. Интересно же то, что единственное разделение снаряжения, которое тут признает каждый без исключения – это разделение лыж на: лыжи для telemarkа (катания со свободной пяткой) и на называемое всеми – slalom skis, т.е. альпийское катание – «нормальное», как говорят во всем мире. В общем, снаряжению не придают чрезмерного значения. Просто катаются и все. Если же говорить об общем уровне умений лыжников, которые посещают Hemsedal, то с этим как и везде. Обучающиеся, а это в основном дети (к тому же совсем маленькие – 2-3 года, в пять они уже носятся). Разумеется, и туристы со всего мира (немцы, датчане, русские и т.д.) также выбирают это экзотическое место, чтобы сделать первые шаги на лыжах. Местные, которых можно встретить на подготовленных склонах – это люди старшего возраста, которые приезжают покататься в викенды, а иногда и до и после работы. А местное молодое поколение выбирает более альтернативный способ использования лыж… Это все можно объединить одним девизом – freeskiing. И если у нас эта разновидность лыжного спорта стала модной недавно, здесь, в Норвегии прыжки с трюками и катание вне трасс существовали всегда, т.е. уже с первой половины 18 века… А сейчас, благодаря мощному развитию в мире всех видов лыжного спорта, которые начинаются на „free”, младшая часть норвежских лыжников и лыжниц просто ошалела на этом пункте. И до такой степени, что нет желающих посещать местные школы и молодежные клубы. Все дети отправились в snowpark –и. Да и не только они. В Hemsedal в snow parkach катаются целые семьи… Папа, мама и трех-четырехлетние дети. Зрелище незабываемое. Разумеется, семейные сноупарки приспособлены к потребностям и уровню катания таких семей. В любом случае вид родителей с маленькими детьми, прыгающими с 3-х метровых трамплинов или в halfpipe – нет, такого мне раньше видеть не доводилось. Часто также здесь можно увидеть лыжников всех возрастов вне трасс – поднимающихся в ботинках с прикрепленными к рюкзаку лыжами, на снегоступах, или бредущих по глубокому снегу. Кроме того на всей территории «вне трасс» в Hemsedal сложно найти хоть кусочек нетронутого снега, где бы не виднелись следы лыж, особенно после снегопада… А это говорит само за себя. Где кататься? Если говорить об инфраструктуре трасс и подъемников, то нет смысла об этом распространяться, лить воду и взбивать пену. Одного взгляда на карту центра достаточно, чтобы сориентироваться, как и где можно кататься. Территории, где проложены трассы весьма разнообразные и удовлетворят любого лыжника, не смотря на уровень его умений. И даже если ты суперлыжник, стоит несколько раз спуститься по более простым трассам. Здесь они проложены через великолепные березовые рощи, и прокатиться по таким уголкам природы сущее наслаждение Еще несколько заметок на тему черных трасс… Не знаю как в других лыжных центрах Норвегии, но в Hemsedal при обозначении черных трасс думали о потребностях действительно очень хороших лыжников. Наклон у таких трас крутой – я даже не уверен, что определение «трасса» в этом случае подходящее. Это просто территория, с которой удалены деревья, что позволяет быстрее ездить… и дальше прыгать. Черные трассы не утрамбовывают, и никак не обрабатывают – видно они слишком крутые . Кроме того, когда я говорил о прыжках, я не шутил. На черных «трассах» в Hemsedal часто попадаются скальные пороги от 2 до 5 метров… Конечно всегда есть возможность их обойти, но смотря на следы, оставленные нашими предшественниками мы принимаем единственное правильное решение – прыгать. Кроме того, надо осознавать, что мы не делаем ничего не обычного. Тут все так ездят… Трассы, предназначенные для гонщиков, с замером времени и вешками. Да, есть здесь и такие. На них пусто. Наверняка никто тебе не помешает и не появится на дороге, когда ты будешь упиваться скоростью, радоваться идеальной работе кантов и ритмичному преодолению очередных вешек. You are more than welcome! Snow parki – их несколько. Не один, не два. Одни предназначены для pros, (что сразу видно по размерам строений и полетам лыжников и сноубордистов), другие для «катающихся и прыгающих средне», а третьи для целых семей (каждый найдет здесь что-то для себя, и не пожалеет, что попробовал). Вне трасс – под этим углом зрения никто не будет разочарован. В Hemsedal ежегодно разыгрываются циклические соревнования freeride Hemdedal Freeride, каждый тур которых засчитывается в Norges Cup Freeride. Уровень умений и смелость спортсменов вызывает уважение… Во время соревнований видно, что для участников не важно мягкий ли снег или это ледяная корка – все делают очень сложные линии, несколько метровые drop`y вместе double i triple stage`ami, front i backflipy – это норма (также и для девушек). В общем, вся сцена freeski в Скандинавии – это отдельная тема не только для статьи, но и для целого номера NTN. Разумеется, надо принимать во внимание прогноз погоды и снежные условия. Почему? Потому что катание вне трас здесь практикуется всеми, без исключения и является весьма популярным… поэтому после каждого выпадения снега окрестные склоны, ущелья и леса прорезают десятки следов лыж. Однако вероятность найти нетронутые места все равно велика. Но лавины составляют реальную проблему. Поэтому нужно сохранять осторожность, особенно если вы выбираете склоны с южной ориентацией. Местные лыжники рассказывали, как казалось бы нормальные и пологие с виду склоны трескались по всей длине и сходили огромные лавины. Нововведением в центре является поле для тренинга для обучения пользованию антилавинными трансмиттерами и зондами – оно доступно всем желающим (на площади около 100 м2 под снегом спрятаны коробки с передатчиками. Нахождение одной из них показывается на большом табло при выходе на учебное поле. Прекрасное развлечение и какая польза! Если ты хочешь сразу по приезду кататься вне трасс, и при этом не мучаться при пеших подходах, то Hemsedal для этого идеален. Здесь масса таких возможностей! Нет смысла описывать какую-либо определенную трассу, так как это зависит прежде всего от лавинной опасности и снежных условий. А, кроме того, ездить здесь можно везде, где тебе только захочется. В Hemsedal можно выбираться уже 5 ноября – с этого дня работают подъемники. Официальное окончание зимнего сезона (что не значит, что снега уже не будет ) – это конец апреля. Как добраться: Можно собственным автотранспортом. И хотя это способ самый длительный и поглощает больше всего времени – это того стоит. Особенно если вы любите останавливаться по пути, и узнавать что-то новое. Путешествуя автобусом часто невозможно остановиться в «волшебных» местах, на которые местные вообще не обращают внимания. Очень удобно и быстро добраться из Польши самолетом (если купить дешевые авиабилеты, то это окажется еще и достаточно дешево). Из аэропортов в Берген и Осло до Hemsedal курсируют автобусы и минибасы. На сайте Hemsedal можно зарезервировать на них места. Также можно добраться на поезде – подробности смотри на сайте лыжного центра. www.hemsedal.com – описание туристической базы, цены, резервация ночлега/отеля, расписание и резервация мест в автобусах, курсирующих между аэропортом и центром, информация о погоде и снеговых условиях и т.д. Стоит обязательно посетить перед выездом. Lykkja В принципе эту местность можно считать частью Hemsedal… Почему стоит сюда приехать? Снежные скутеры! Дааа, знаю что они сильно шумят, пугают животных и вообще… Не знаю, как часто у вас возникает возможность на них покататься, но если не очень, то даже не о чем и думать. Тем более место для катания имеет великолепные пейзажи. Место и климат как будто целиком взяты из американских фильмах о лыжном спорте. А если речь идет о самих скутерах – там в наличии самые новые модели. Хозяин «конюшни» сам поклонник „cat ski” и заботится о машинах, как о собственной семье. (На сайте Hemsedal есть кнопочка „Snow Mobile” – это именно об этом). Oslo Известно – это столица Норвегии. Кроме того, отличное место для катания на лыжах. Представь себе, что ты выходишь в полном лыжном снаряжении в центре Кракова или Варшавы. Садишься в 15 –й и едешь… – в Осло, через 20 минут ты в лыжном центре, который может сравниться с альпийскими (может не по километражу трасс, но я говорю, что может). В нашей польской реальности, если бы кто-то в таком виде вышел на трамвайную остановку или зашел в метро (только где у нас метро), то быстро бы попал в вытрезвитель или к психиатру… Tryvann – а это о нем/о ней мы сейчас говорим, один из самых старых лыжных центров, находящийся практически в самом Осло (непосредственно рядом с трамплином Holmenkollen). Центр был основан в 1933 году. А значит столько времени тому наза! 14 трас, Сноу парк, 2 кресельных и 4 бугельных подъемника и ленточный подъемник для детей – наверное ни один из крупных польских центров не может похвастаться такой инфраструктурой, а тут пожалуйста – в самом центре столицы. После значительных осадков сюда приезжают люди покататься и попрыгать вне трас. Для меня уже нет вопроса, надо ли ехать, так как при таком раскладе быстрый выезд из Варшавы или Кракова до Осло с лыжами будет более быстрым (а может и более дешевым) чем поездка в Закопане… дополнительной рекламой для Tryvann послужит тот факт, что два года назад сюда перенесли из Lofot легендарные соревнования Arctic Challenge. Поэтому об уровне центра можно не беспокоиться. Наверняка стоит рассмотреть такую альтернативу, особенно если кроме катания на лыжах вы  бы хотели посетить какой-нибудь концерт, выставку или вечеринку в баре, или просто побродить и посмотреть одну из нетипичных столиц мира. www.tryvann.no www.visitoslo.com Перед поездкой стоит посетить сайт www.VisitNorway.pl – здесь есть вся информация и ответы на любые вопросы, связанные с Норвегией. Словарь В Норвегии все без исключения говорят по-английски, поэтому с коммуникацией нет проблем. Но, выучив некоторые слова, ты покажешь, что не игнорируешь местную культуру и хочешь завоевать дружбу собеседника. Hei – привет Ja – да Nei – нет Hva vil du drikke? – что ты хочешь выпить? Øl – пиво Takk – спасибо Nei, jeg kan snakker ikke Norsk – нет, я не говорю по-норвежски Ha det bra – пока И если кто-то еще сомневается, ехать ли в Норвегию кататься на лыжах, то посылаю простую подсказку: ДА, ЕДЬ В НОРВЕГИЮ НА ЛЫЖИ. Это действительно совсем другое место и климат, чем все, где ты был, или не был до сих пор. Конечно, там не слишком дешево, но договоримся, что лыжный спорт и так колодец без дна, поэтому финансы – это небольшой нюанс, к которому нужно правильно подойти. А лучшей рекомендацией для этой страны пусть станет тот факт, что тот, кто однажды попробовал, что такое кататься на лыжах в стране, в которой их изобрели – тот неоднократно будет возвращаться сюда! Большая благодарность Конраду Конечному, Ане Конопке из бюро Innovation Norway а также  Odd`a Holde из Hemsedal. Yesss!