ПОЧЕМУ СКИ-ТУР?

Ски-тур или ски-туринг это горнолыжный туризм, который заключается в передвижении лыжника в горах, как вниз, так и вверх самостоятельно, без помощи подъёмников. Лыжные туристы могут перемещаться в горных районах, где отсутствует инфраструктура.

Так как обычные спусковые лыжи альпийского типа неудобные для подъёма, а беговые лыжи, хотя удобные для передвижения, но ненадежные на горных спусках, придумано снаряжение, которое позволяет довольно быстро и удобно подниматься вверх и достаточно уверенно спускаться на любых высокогорных спусках.

Как это работает? Для контроля лыж на спуске нам, кроме тех, кто катается в стиле телемарк, необходимо полностью фиксировать ботинок на лыже. С другой стороны, во время ходьбы очень неудобно, если мы не можем оторвать пяток от лыж. Поэтому ски-турное крепление позволяет переключаться из режима ходьбы (пятка свободная, как в беговых лыжах) в режим езды (пятка фиксируется, как в обычных горных лыжах).

Хорошо, свободная пятка позволяет идти вперёд по пологому, но ещё не объясняет, как мы на скользящей лыже поднимемся вверх. Ответ ски-туринговой технологи такой: надо, чтобы на подъёме лыжи скользили только вперёд. Древние охотники Скандинавии набивали на свои лыжи со стороны скользяка мех тюленя. Шерсть позволяла скользить только в одну сторону. Сегодня ски-туристы крепят к своим лыжам искусственную шерсть или т. н. камус. С одной стороны он покрыт клеем многократного использования, благодаря которому его можно прилипать и снимать со скользяка. Сюда идут ещё крючки, которые дополнительно фиксируют камус к пятке и к носу лыжи. С другой стороны камус покрыт синтетичной шерстью, ворс которой не позволяет лыже двигаться назад. Однако, чтобы облегчить ходьбу с камусом, его, как и скользяк, намазывают специальной смазкой. Ведь ски-туристы иногда проходят длинные расстояния, бывает, поход спланирован на несколько дней с ночёвкой в палатках, поэтому смазка камуса играет не меньшую роль, чем смазка скользящей поверхности при спуске.

Если бы вы к вашим горным лыжам прикрепили ски-туровое крепление и приобрели для них камус, вы бы были готовы к вашему первому ски-туру или к лыжному походу, так как любые лыжи, палки и ботинки, совместимые со ски-туровым креплением и ски-туровой техникой позволят подниматься вверх на лыжах. Но…

Конечно же, есть «но». Начнём с безопасности. Везде, где выступают лавины, каждый лыжник не только должен иметь с собой щуп, лопату и радио-датчик, но ещё и уметь пользоваться этим снаряжением. Но самое главное — находиться в компании людей, которые прошли обучение техники лавинной безопасности и, совсем не повредило бы, первой помощи. Ведь это они будут вас искать в случае попадания в ла- вину. Намекну ещё о том, что техника поиска накрытого лавиной человека — это одно, а избегание риска схода лавин — это другое. Запомните, предсказывается риск выступления лавины, но не сама лавина. Поэтому, ски-туром в высоких горах стоит заниматься с гидом, который знает территорию, а не вчера создал веб-сайт и фрирайд-школу.

Дальше стоит сказать кое-что о ботинках, т. е. комфорте в них. А в случае горного туризма комфорт в определённых условиях значит безопасность. Ходить в горнолыжных ботинках неудобно и об этом знают все. Основная причина неудобства в том, что в застегнутом ботинке не сгибается лодыжка. Если расстегнуть ботинок, лодыжка начнёт нормально работать, но зато стопа будет перемещаться внутри его, тереть о внутренний ботинок и через несколько километров у вас появятся мозоли и исчезнет весь интерес к ски-туру. Поэтому ски-туристы пользуются специальными ботинками. В них внутренний ботинок зашнуровывается на ноге отдельно и это он, а не ваша стопа трёт о колодку. Колодка ски-турового ботинка, в свою очередь, тоже сгибается сильнее в лодыжке, благодаря переключателю «ходьба-спуск». Поскольку ски-туристы все вещи несут сами, такие ботинки, как правило, бывают легче спусковых. К их подошве производители прикручивают подошву, которая позволяет увереннее ходить по скалам, если вдруг придется снять лыжи в течение похода. Если нужно подниматься вертикально вверх, к ботинкам легко прикрепить кошки, но это уже зависит от того, какой стиль ски-туризма вы предпочитаете.

От цели лыжного похода и природных условий зависит выбор видов ски-турового снаряжения, но прежде всего, вида лыж. Не сложно догадаться, что тут открывается новый мир огромного количества видов и подразделений ски-туризма.

Кто такие ски-туристы и почему они этим занимаются? Во-первых, пешеходные туристы. Это люди, которые ходят по горам, возможно, они этим занимаются и летом. Ски-туринг даёт им возможность продолжать своё увлечение и зимой — на лыжах намного комфортнее и быстрее, чем пешком. Для этого не обязательна очень продвинутая горнолыжная техника, всегда можно спланировать маршрут так, чтоб спуски были пологими. Соответственно, туристические лыжи лёгкие, не слишком длинные и удобны для ходьбы. Дают возможность спуститься вниз на простых и средних спусках. Если вы турист, который собирается в многодневный поход с тяжелым рюкзаком, возможно, вам придётся приобрести чутьболее широкие лыжи, чтоб под большим весом не проваливаться в снег.

Также есть альпинисты, а зимой они иногда превращаются в ски-альпинистов. Они обожают подъём, поднимаются по очень крутым склонам, ходят по ледникам. Обычно, к их лыжам в районе ботинка прикручены крампоны, которые позволяют подниматься по ледяной или обледеневшей поверхности склона, где камуса уже не держат. Спуски ски-альпинистов иногда совсем не напоминают то, что большинство лыжников подразумевает под этим словом. Если условия слишком тяжелые и склон слишком крутой, альпинисты опускают страховочную верёвку, одевают (если вообще снимают) альпинистскую систему, и, придерживаясь репшнура, спускаются. Конечно же, у них всегда при себе кошки, ледорубы, верёвки и другое альпинистское снаряжение.

Неужели нет тех, кто пошел бы в горы для того, чтобы покататься по нетронутому снегу и вдалеке от курортной толпы? Безусловно, есть, и автор сего текста в их числе. Бэккантри, так назвали этот стиль катания находчивые товарищи с Америки, заключается в том, чтобы найти интересную территорию с нетронутым снегом, туда подняться и сделать столь чудесный спуск. Можно этот термин также объяснить, как полевой фрирайд, т. е. без подъёмников и вертолётов. Что такое «интересная территория»? Бэккан-тристы идут в горы получать удовольствие от спуска. Соответственно у них лыжи спусковые — по меркам фрирайда, а не трассы, конечно. Они относительно длинные, широкие, прочные и тяжелые. Не всегда на них удобно подниматься.

Выбирая лыжи, надо знать, где и когда вы чаще всего будете кататься. Не стоит, например, покупать лыжи исключительно для пухляка, если вы собираетесь кататься в Карпатах. Тут такие условия крайне редки. Для бэккантри желательно, чтобы склон был достаточно крутой, но вы должны подбирать его по своему уровню катания и лавинным условиям, а не по уровню тех парней из Аляски, которых вы видели по Экстрим ТВ. Для бэккантри ищут мягкий снег, который позволяет ехать быстро и удобно поворачивать. В вашей фрирайдовой жизни не так сильно запомнятся спуски по ледяным шарикам или ледяной скорлупе. Скорее всего, запомнятся спуски, когда снег не останавливал лыж, спуск происходил плавно и напоминал полёт, когда вы катились, как снежном сёрфе…

Извините, я увлекся, но ведь ради этого увлечения мы, бэккантристы, и прём вверх. Понятно, что снежные условия это в большой степени лотерея и часто, всё становится уже ясно только наверху. С некоторой вероятностью можно сказать, что наиболее хороший период для ски-тура — весна, когда снега уже много накопилось в горах за зиму, и он хорошо связан, а самые опасные лавины уже сошли. Но всё-таки горы непредсказуемы. К счастью, мои бэккантри-вылазки не проходит даром, даже если спуск оказался не самым приятным. Есть ещё дружеская компания, красота гор и природы, приключения и куча других маленьких факторов, которые, как магнит, тянут нас наверх каждой зимой.