Повесть о двух Марио — анализ техники

Марио Рейтер и Марио Матт — это два выдающихся австрийских спортсмена. Рейтер завоевал золотую медаль в комбинации на Олимпийских играх в Нагано в 1998 г., серебряную — на чемпионате мира в 1996 г. и бронзовую в 1997 г. Матт, кроме победы в 10 слаломах Кубка мира, дважды был чемпионом мира — в 2001 и 2007 годах. Стили этих двух лыжников очень отличаются. Почему? И чему мы можем из этого научится? Хотя большинство из нас не в состоянии даже приблизиться к тому уровню, который представляют Рейтер и Матт, мы все, однако, можем воспользоваться тем, что видим на фотографиях для того, чтобы наши современные лыжи послужили нам как можно лучше. ОТЛИЧИЯ Лыжники демонстрируют совершенно разные выполняемые повороты. Отличаются друг от друга как форма поворота, так и траектория езды. Рейтер едет прямо на ворота, а находясь уже у самой вешки, внезапно становится на канты и позволяет лыжам определенный момент ехать резаным следом. В свою очередь Матт делает закругленные, “минигигантовые” повороты, и на канты становится в начале нового поворота. Их техника принципиально отличается. Уже сама стойка на лыжах разная. Позиция Рейтера относительно высокая, лыжи он ведет узко, в то время как Матт стоит широко и низко. Матта считают одним из наиболее широко ездящих спортсменов. И сегодня даже те, которые любят более узкое ведение, как например Райнер Шеннфельдер или Алоис Вогль, стоят явно шире и ниже, чем Рейтер. Особенно это видно во время фазы перехода из поворота в поворот. Следующее ключевое отличие между двумя лыжниками — это степень излома корпуса к середине поворота. Рейтер (на представленном снимке) наклоняется едва на 30 градусов, в то время когда Матт, бедро которого почти касается снега (вторая фигура),с легкоcтью наклоняется на 50 градусов или более. ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ? Все значительные отличия в способах езды этих двух чемпионов можно приписать одному — их лыжам. Марио Рейтер принадлежал к последнему поколению великолепных лыжников, стартовавших на классических приталенных слаломных лыжах. А Марио Матт является лыжником, который одним из первых стал полностью использовать современные слаломные карвинговые лыжи. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ НА КАНТАХ ВЫПОЛНИТЬ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ПОВОРОТА Современные карвинговые лыжи, благодаря своей геометрии, меньшей длине и относительно малой продольной жесткости в состоянии писать значительно менее радиусные дуги, чем их предшественницы. Этим и объясняется разница в тактике обоих спортcменов. Карвинговые лыжи являются причиной того, что Матт, едучи на кантах чистой, закругленной дугой, в состоянии определить требуемое трассой место смены направления. Рейтер же должен значительно раньше, т.е. вначале поворота, повернуть лыжи и войти в скольжение, а на кантах он может вырезать только маленький отрезок дуги. ТРЕБУЮТ БОЛЬШЕГО НАКЛОНА Более агрессивно выполняемые резаные повороты являются причиной того, что на лыжника действует большая центростремительная сила. Чтобы ее уравновесить, спортсмен должен более сильно вкладывать бедро к середине поворота. Матт делает две вещи иначе, чем Рейтер, именно для того, чтобы достичь соответствующий уровень излома корпуса. Во-первых: Матт в фазе перехода из поворота в поворот более согнут туловищем, у него более низкое положение, он больше наклоняется вперед. Во-вторых: чтобы соответствующий уровень наклона в бок был возможен, Матт в этой переходной фазе дополнительно расширяет свое ведение. В третьей фигуре явно видно, что вес лыжника приходится главным образом на внешнюю лыжу, а внутренняя лыжа передвигается вверх. Фигура четвертая — Матт начинает переносить тяжесть тела на верхнюю лыжу, которая в начинающемся повороте станет внешней. Поскольку та лыжа ранее была передвинута вверх, тело Матта оказалось ниже и уже в этот момент должно немного наклонится в бок. Более того, когда спортсмен снимает давление с нижней лыжи, его тело сразу же “летит” вдоль линии падения склона, углубляя наклон. Рейтер в переходной фазе поворота также переносит тяжесть тела на верхнюю лыжу, однако делает это совершенно по-другому. Он переставляет верхнюю лыжу выше, чтобы выиграть немного в высоте и изменить траекторию езды. Такой переход не приводит к увеличению степени наклонения в середину нового поворота. Движения Матта приводят к значительно большему наклону в повороте, в противоположность к движениям Рейтера. Поэтому Матт может поставить лыжу на кант под очень большим углом и в этом положении противодействовать огромным центростремительным силам. Эти силы, действующие на Матта в поворотах и то, как быстро он должен перейти с канта на кант, объясняют последнее отличие между стилями езды обоих спортсменов, т.е. то, сколь высоко они стоят на лыжах в фазе перехода из поворота в поворот. В то время, когда Рейтер почти выпрямляется, Матт опускается низко. Это результат той разницы в силах, которые возникают во время завершения поворота. Когда во время езды на кантах лыжи пересекают линию падения склона, силы, действующие на лыжника невероятно велики. К тому же чем дуга меньше, тем силы больше. Повороты, проделанные современными слаломными лыжами, вызывают настолько большие силы, что в случае, если бы лыжник их не амортизировал сгибанием колен и туловища, он был бы выстрелен лыжами в воздух. Лыжи же Рейтера не в состоянии выполнить такие малые повороты на канте, поэтому и силы, действующие на лыжника, значительно меньшие и не требуют такого сгибания суставов. Кроме того, есть еще одна, не столь заметная вещь, которая придает отличие обеим спортсменам. Речь идет о физической подготовке лыжников. Когда эволюция лыж привела к возможности ведения более резанных поворотов, а силы, действующие на лыжников, стали значительно большими, то физическая подготовка спортсменов стала принципиально важным и ключевым звеном в техническом совершенствовании техники. Некоторые эксперты утверждают, что технически лыжный спорт стал более легким, однако физически более тяжелым. Об этом свидетельствует постоянный прогресс, если речь вести о габаритах и физической подготовке участников Кубка мира, а так же времени, которое они уделяют общефизической подготовке.