R=35m Кто в FIS потерял рассудок?

Много лет тому назад, когда я еще плавал на маленьких и быстрых лодках под парусом, во время одной из тренировок в заливе в районе Adeleide в Австралии я близко столкнулся с акулой людоедом. Хищник покружил вокруг нашей 14‑ти фунтовой яхты и исчез в глубине. Но неприятные ощущения остались…

Несколько дней спустя, все еще чувствуя учащенный пульс, я приобрел научную книгу об акулах, чтобы расширить свои познания об этих интересных животных. В этом весьма солидном издании я прочитал, что чаще всего акулы нападают на людей по выходным, и в будние дни после обеда. К сожалению, автор не объяснял, откуда у акул взялись календарь и часы. Странным образом авторы не принимали во внимание то, что в выходные и после обеда на пляжах и в воде просто находится больше людей. Подобное происходит и с уже известным деятелем Günthrem Hujarą из FIS, который, похоже, придерживается морского правила: … если наши предположения не подтверждаются фактами — тем хуже для фактов! В чем дело?.. Летом 2010 года все интересующиеся профессиональным альпийским лыжным спортом были поставлены перед фактом, что FIS в лице Günthrem Hujarą передал фирмам данные, касающиеся параметров профессиональных лыж, допущенных к использованию начиная с сезона 2012/2013. Инструкция предписывает далеко идущие изменения, касающиеся прежде всего соревнований по слалому-гиганту. Лыжи для слалома–гиганта для мужчин должны быть длинной не менее 195 см (женщины 188 см), а радиус поворота должен быть не менее 40 м (женщины 35 м). На 8 мм понижен уровень положения над снегом, а ширина лыж под ботинком ограничена — внимание — только до 65 мм. В сети сразу началась шумиха. Об этих изменениях высказывались профессионалы спортсмены (в большинстве случаев негативно), тренеры (мнения разделились), представители FIS (в большинстве положительно), а также так называемые журналисты, которые слышали звон, но не знают где он. Но преобладало мнение, что новые правила убьют привлекательность дисциплины, называемой слалом–гигант просто или гигант. В первый раз в истории FIS взяли слово производители снаряжения, которые опубликовали совместное письмо (что уже можно считать мировой сенсацией), говорящее о необходимости создания более безопасного снаряжения, но не таким путем.

Во что играет FIS… Немного истории… О планируемых радикальных изменениях я слышал уже во время чемпионата в Ga-Pa, но не хотел этому верить. Мне они казались слишком далеко идущими и, честно говоря, я не думал, что Günther Hujara на это решится. Но, однако!.. С начала выхода на рынок карвиновых лыж Мировая Федерация Лыжного Спорта, а также большинство национальных федераций стали «главным тормозом» развития современного снаряжения. И никто точно не знает почему. Сначала легенда лыжного спорта 60‑х — Toni Sailer — просто высмеивал короткие и приталенные лыжи. Позже, когда все профессионалы в слаломе перешли на радикальные в то время слаломные лыжи длиной 155 см, он начал действовать. Помню на конгрессе FIS в Portorož Sailer сказал: «… я сделаю все, чтобы лыжный спорт вновь обрел былой блеск и привлекательность…» В это время в гиганте кубка мира была эра Von Grueningena, Schilcheggera, Raicha, Millera и других молодых спортсменов, катающихся современным способом. Из-за достаточно сильно ужесточенных правил большинство из них использовали лыжи длиной 180—185 см и радиусом около 19—20 м. По моему мнению, это был самый прекрасный период в эпохе гиганта. Кто не верит, пусть найдет на YouTube записи спусков тех лет и посмотрит те радикальные наклоны, цепляние бедром о снег и т. д. Даже дилетанты могли отличить, у кого из спортсменов хорошая техника. Первым холодным душем стало введение ограничений, касающихся высоты положения над снегом, удлинение слаломных лыж до 165 см (женщины 155 см), введение радиуса минимум 21 м в лыжах для гиганта. Одновременно тренеры получили новые директивы, требующие делать более мелкие повороты в гиганте. Результатом этих изменений стало значительное увеличение скорости спусков. Во время введения новых правил FIS также в первый раз применил формулу, которая с тех пор будет использоваться при каждой смене снаряжения. Она выглядит приблизительно так: наши многолетние исследования, в которых приняли участие лучшие ученые мира, однозначно показали, что приталенные лыжи являются причиной несчастных случаев среди спортсменов. В заботе о их благополучии, мы постановили и т.д., но несмотря на введение новых ограничений число несчастных случаев не уменьшилось… Второе изменение было более радикальным (в это время Sailera на посту главного распорядителя Кубком Мира заменил G. Hujara). Введено ограничение длины лыж для слалома-гиганта минимум 185 см (180 см для женщин) и радиуса минимум 27 м для мужчин и 23 для женщин. Немного уменьшена высота положения над снегом и введено положение о минимальной ширине лыж 67 мм под ботинком (до тех пор 63 мм). Специалисты из FIS решили, что более широкие лыжи (разумеется, при полной поддержке «ученых») гораздо более стабильны. И так закончилась эра прекрасных и плавных гигантов. Спортсмены (особенно с меньшим весом) не имели никаких шансов выполнить чистые резаные повороты в более сложных местах трассы и должны были пользоваться соскальзыванием на поставленных поперек лыжах. Немного красивее катаются женщины, ведь их 23 метровые лыжи можно провести резаным следом более эффектно. И снова вышли инструкции о «уплощении» поворотов, снова выросла скорость и снова это не дало ничего в смысле безопасности… Если кто-то не верит, прошу ознакомиться со статьей Медушевского из польского NTN 2010/11. Согласно норвежским, весьма серьезным исследованиям, только скорость (чем больше, тем хуже) является причиной тяжелых травм. Талирование и радиус не имеют к этому никакого отношения.

Как сильно обманывает FIS… Можно ли верить тому, кто в течение нескольких лет «научно» доказывает один тезис, чтобы в одну минуту изменить свое мнение на 180 градусов и снова утверждать также «научно». Так делают почти все политики до и после выборов. И результаты мы можем видеть вокруг нас. Как же можно поверить людям из FIS, которые в течение четырех сезонов подряд доказывают, что только широкие под стопой лыжи безопасны для спортсменов (минимум 67 см до сих пор), чтобы в следующем «убеждении» уверять всех заинтересованных, что только 65 мм под ботинком уменьшит количество травм? Складывается впечатление, что кто-то над нами издевается! Чемпион мира, двукратно завоевавший малый хрустальный глобус в гиганте американец Ted Ligety в своем блоге (рекомендую!) логически доказывает, что лыжи, широкие под ботинком, были ошибкой с самого начала. Большая максимальная ширина «талии» лыж и более низкие пластины парадоксально увеличивают нагрузку на колени. Кто не верит, пусть поедет резанным следом по подготовленной трассе на современных, широких и приталенных лыжах freeride. Усилие, необходимое для удержания таких досок на кантах несоизмеримо больше, чем на лыжах с узкой талией. Поэтому указание уменьшить ширину лыж является единственным разумным пунктом новых правил. Только жаль, что оно связано с талированием и длиной. Никто меня не убедит (я сам немного катаюсь на лыжах), что жесткий и длинный (2 м) предмет крепко пристегнутый к стопам более безопасен при падении, чем подобный же предмет, но значительно короче. Также FIS врет (и то прямо в глаза) показывая травмированных спортсменов. Вроде бы тренеры австрийской команды обратились к Федерации за помощью, т. к. в течение сезона слишком многие их спортсмены получили травмы. Это были: Benjamin Raich, Hannes Reichelt, Marcel Hirscher, Georg Streitberger, Mario Scheiber i Hans Grugger. Интересен факт, что только Hirscher i Raich получили травмы в слаломе–гиганте. Hirscher сломал кость в стопе попав в яму на трассе, следовательно, это не зависело от снаряжения, а Raich порвал связки в колене на плоском участке склона на малой скорости во время командных соревнований чемпионата в Ga-Pa (думаю, что если бы он ехал на более коротких лыжах — ничего бы не случилось). Остальные стали жертвами скоростных дисциплин: супер–гиганта и скоростного спуска, в которых все и так ездят на лыжах прямых и длинных. Почему же такой ажиотаж около снаряжения для гиганта? Знаменателен тот факт, что минимальное количество тяжелых травм колен наблюдается в слаломе, а ведь именно в этой дисциплине лыжникам разрешено использовать короткие и сильно приталенные карвинговые лыжи. Но разумеется, большинство журналистов не в состоянии сопоставить факты и выпускают в мир (дез)информацию о карвингах-убийцах.

Если не понятно в чем дело,значит дело в деньгах… Это старинное правило работает в большинстве случаев. Думаю, что и сейчас такой же случай. Приходило ли вам когда-нибудь в голову, что FIFA и UEFA с Blatter и Platini работают на благо футболистов? Скорее нет! Все знают, что речь идет о влиянии и деньгах. Мало кто знает, что FIS после FIFA является спортивной организацией объединяющей больше всего стран. Разумеется, денег в FIS значительно меньше, но и так достаточно много, чтобы идеалистов оттеснили от «кормушки» пройдохи. Остается открытым вопрос: как эти странные решения помогают делать деньги? В этом случае речь не идет о лоббировании производителей снаряжения. Об этом говорит уже упомянутое письмо, а также тот факт, что такие лыжи наверняка не приживутся среди спортсменов–любителей. Думаю, что масс-медиа тоже можно исключить. Странный гигант не будет зрелищным, а большие достижения отдалятся еще более для лыжников‑любителей. Мой приятель Кшись подбросил мне мысль, что новые лыжи потребуют новых трасс: более широких и более длинных. Возможно, из списка мероприятий кубка мира исчезнет несколько традиционных мест (Alta Badia, Kranska Gora, Adelboden), так как они не будут отвечать требованиям новых гигантов. Эти места колят глаза руководству FIS. Они существуют с самого начала мероприятий кубков мира, стабильно присутствуют в календаре соревнований, а доходов не приносят. А ведь в очереди стоит целый ряд станций в Корее, Японии, Австрии, может еще в Китае или России, владельцы которых готовы заплатить огромные деньги за право организовать соревнования, а значит и промо-акции на весь мир. Такую практику многие годы с успехом используют FIFA и Олимпийский Комитет, при попустительстве общественного мнения. Еще одна возможность — личный интерес Hujary. Многие годы он борется за признание командных соревнований на мировом уровне. До сих пор, кроме австрийцев, крайне серьезно подходящих к этим соревнованиям, другие нации выставляют скорее спортсменов из «резерва». Если удастся слить гигант и супер–гигант в одну дисциплину, то на рынке возникнет брешь, которую смогут занять командные соревнования. Если это произойдет после Игр в Сочи, это будет означать, что я прав. Сейчас спортсмены не хотят дополнительных нагрузок. Есть еще множество других, более или менее безумных гипотез, но нам не хватит места, чтобы все их описать. Взгляд в будущее… Если руководители FIS думают, что новый гигант будет выглядеть так как во времена Gustawa Thoeni, Ingemara Stenmarka, или братьев Mahre, то они либо глупые, либо слишком наивные. Ted Ligety, которого я уже цитировал, имел возможность кататься на прототипах новых лыж, и этот опыт не слишком ему понравился. Новая техника, согласно Ted Ligety будет состоять в наезде на ворота по возможности прямо, постановку лыж боком на коротком участке при вешке, кантованию и выходе из поворота резаным следом. Вам это нравится? Ага, спортсменам только придется следить, чтобы не зацепить носками лыж длиной 195 см за вешку. Контроль за соскальзывание будет крайне сложным, а травмы из-за катания-цепляния весьма серьезными. При воротах, где спортсмены будут ставить лыжи поперек, сначала появятся на ледяной поверхности небольшие волны. А после проезда десятков лыжников уже целые ступени. Также можно ожидать, что привлекательность спорта для молодежи тоже несколько уменьшится. Изменение высоты положения над снегом (на более низкое) и сужение лыж также коснулись и скоростных дисциплин. На интересный аспект обратил внимание один из лучших австрийских лыжников Klaus Kroell. На узких лыжах при недостаточно высокой платформе в момент сильного кантования может легко произойти контакт ботинка со снегом и потеря контроля над кантом лыжи. Это может привести к серьезным падениям при спуске, но пусть переживают спортсмены — Günther свое дело знает. Просто трудно представить, что известные «ученные», работающие на FIS, именно об этих проблемах не знают.

Коснутся ли изменения нас?.. К сожалению, скорее всего да. Многие спортивные модели лыж появляющиеся на рынке — это производные от профессиональных лыж. А если к этому добавить малообразованные и жадные до сенсации масс-медиа, то в результате может возникнуть вторая волна карвиновой истерии, которая уже принесла лыжникам любителям много вреда и привела к исчезновению с рынка funcarver (они вернулись под другим названием). Решения FIS также повлияли на прекрасный мир соревнований Masters и любительских соревнований на высоком уровне. Думаю, что и обучающие программы подвергнутся некоторой модификации под углом «новой старой» техники. Уже сейчас на некоторых лыжных форумах (не только наших) можно встретить — к счастью, немногочисленные — мнения, что carving является прошлым и придется снова научиться ездить на прямых и длинных лыжах. Людей, которые это говорят, считаю, прошу прощения, просто идиотами. Они совершенно не понимают, что если бы не появление карвиновых лыж и изменения в технике катания, а также в методе обучения, альпийский лыжный спорт был бы сегодня таким же маргинальным спортом, как и виндсерфинг. Возможно, эти «знатоки» сами не смогли научиться ездить по-современному и хотят вернуться к прошлому, так как чувствуют себя в нем более уверенно. Также не понимаю, почему они так судорожно держатся за обязательную в 70‑е и 80–е годы технику Kruckenhausera. Эта техника хоть и внесла много позитивных элементов в альпийский лыжный спорт, была, как и многие до нее, только остановкой в пути. Возврат в 80‑е может принести лыжному спорту много вреда. Однако я опасаюсь, что возвращение к здравому смыслу произойдет только ценой здоровья лучших спортсменов мира. Р. S. … Когда я писал эту статью, FIS сделал небольшой шаг назад. Новые лыжи будут иметь радиус 35 м у мужчин и 30 м у женщин. К сожалению, понижение положения над снегом и длина лыж остаются прежними. Но внесенные изменения, к сожалению, не дают хорошего результата. А может стоит обратиться за советом к известному Bode Miller, который ратует за полную отмену ограничений на снаряжение. Пусть каждый ездит на том, на чем он хочет, и несет за это полную ответственность…