ROCK ME BABY

  Rocker… Сколько эмоций вызывает это новшество у лыжников . Ero сторонники говорят о революции более серьезной, чем применение «талии» у лыж, а противники, что это просто маркетинговыи ход. И первые, и вторые сильно преувеличивают, но мне кажется , что вторые все же больше.

За это время ( от первого широкого применения рокера фирмой K2 ) производители сделали большой шаг вперед в конструировании «банановых» лыж. На рынке есть фирмы (напр., Atomic , K2 ), в предложении которых уже нет ни одной модели без применения этой инновации. Но, разумеется, рокер рокеру рознь. Поэтому давайте посмотрим, как он работает, когда и где нужен.

   Мало кто сейчас отрицает пользу «утиных» носов и пяток в конструкции лыж для катания вне трасс. Но еще многие лыжники не слишком верят в пользу этой инновации в лыжах таких групп: lady, allround, racecarve, или даже race на профессиональном уровне. Примером этого может служить дискуссия, которая была на одном из Интернет-форумов прошлым летом. Около 2000 сообщений ( ну ладно, некоторые были off-top), горячие споры, оскорбления ( как это часто бывает на форумах), но практически никто так до конца и не понимал достоинств и проблем, связанных с действием рокера.

И это неудивительно, если во всемирной сети (в которой они просто живут) можно найти статьи «специалистов» (как на родном, так и на иностранных языках) о том, что рокер никогда, никогда и ни в коем случае не используется в конструкции лыж для трасс, а тем более, в спортивных лыжах. Хотя тем временем…

Для любого действительно интересующегося лыжным спортом человека не тайна, что горнолыжники на соревнованиях Кубка мира уже два сезона повсеместно используют лыжи для слалома-гиганта с небольшим рокером. Относительно лыж для слалома мнения разделились. Одни, например, JB, Grange, M.Hirscher, F.Neu- reuther, F.Hansdottir, MJanyk и многие другие ero используют. Лучшие спортсмены обычно знают, что делают, ведь им приходится бороться за доли секунды. Поэтому они наверняка не руководствуются модой или мнением специалистов по маркетингу.

Поэтому давайте рассмотрим действие малых, т.н. piste rocker или как предпочитают другие speed rocker в конструкциях спортивных лыж (гигант и слалом-гигант).

CAMBER VS ROCKER, А МОЖЕТ КООПЕРАЦИЯ ?

   Сложно понять необходимость использования рокера в лыжах для подготовленных трасс без понимания, как работает камбер. Хорошо, что же такое камбер? Обычные, без рокера и без нагрузки, лыжи, лежащие на ровной поверхности, выгнуты. Расстояние от поверхности, на которой они лежат, до скользящей поверхности лыж составляет от нескольких до нескольких десятков миллиметров . Именно этот прогиб по-английски называется camber , а по-немецки hol (дыра, которая образуется между двумя сложенными скользящими поверхностями лыж одной пары). И если начать постепенно нагружать такие лыжи, лежащие на ровной поверхности, то мы заметим, что сначала (благодаря camber) будут прижаты носки и пятки, и только потом контактирует с полом часть лыжи, находящаяся под ботинком. Также известно, что для лыж с «талией» носки — руль , а пятки — педаль газа, поэтому контроль этих двух участков лыжи является ключевой для выполнения чистых поворотов на кантах. Koгда мы будем постепенно нагружать лыжи, и одновременно поставим их на канты, то благодаря камберу через носки мы легче инициируем поворот. Именно более вcero прижимаемые к основанию носки первыми выгнутся в направлении планируемого поворота, начиная дугу. Понятно?

К нашим лыжам добавим теперь например, 10-процентный рокер в передней части. Что тогда произойдет? Если лыжи будут лежать без нагрузки на ровной поверхности, то большой разницы мы не заметим. Разве только то, что контакт с основанием в области носков будет не в самом широком их месте, а на несколько сантиметров сзади. Но когда мы их нагрузим (они продолжают лежать на ровной поверхности) то увидим, что контакт скользящей поверхности и канта с полом будет на несколько или несколько десятков сантиметров более коротким, чем в таких же лыжах без рокера .

Т.е. носовая часть лыж с рокером будет приподнята на несколько миллиметров над полом. Такая конструкция серьёзно влияет на свойства лыж на снегу. Благодаря более короткой контактной длине скользящих поверхностей и кантов ровно ведомых лыж, их маневренность (через ротацию стоп) в экстремальных ситуациях будет намного больше. Лыжники «гигантисты» быстро приняли рокер, так как в современной технике катания часто используют т. н. «снос», т.е. прямо перед очередными воротами слалома-гиганта, в которые они не попадают резаным следом, на долю секунды ставят лыжи в соскальзывание поперек направления езды и, только скорректировав направление движения, кантуют. Разумеется, в дуге когда лыжи едут на кантах, они контактируют со снегом по всей длине, благодаря чему они не теряют динамичность и стабильность.

Ну хорошо, а зачем рокер слаломистам, у которых лыжи и так короткие, а самые быстрые спуски делаются исключительно на кантах? Минимальный подъем носков правда уменьшает автокинетику лыж, но так как самая широкая часть каждой лыжи минимально поднята над снегом, это ускоряет процесс постановки на канты, а в результате облегчает переход из поворота в поворот (то же касается лыж для гиганта). А сейчас — самое важное: поставленные на канты лыжи с рокером уже фабрично выгнуты в сторону планируемого поворота и начинают поворачивать ещё до того, как мы их нагрузим. В слаломе это играет серьезнейшую роль при зарабатывании долей секунды в каждом вираже. Все описанные процессы касаются, разумеется, также и любителей, катающихся по подготовленным трассам, как продвинутых, так и со средними умениями. Я считаю, что начинающие, если у них есть выбор, вообще не должны пользоваться лыжами без рокера. Современное снаряжение позволит им быстрее совершенствоваться!

ROCKER B ЛЫЖАХ ДЛЯ КАТАНИЯ ВНЕ ТРАСС

   Наверное, уже никого не надо убеждать, что вне трасс рокер весьма полезен. Касается это и всё более популярной группы лыж аllmountain. В условиях глубокого, тяжелого раскатанног , мокрого снега лыжи с рокером определенно более предпочтительны, чем традиционные. Они легче поворачивают, легче едут и более «дружелюбны», несколько раз я убедился в достоинствах рокера в поворотах на хрупком насте. Когда на традиционных лыжах спуск был бы невозможен или крайне сложен, на лыжах с рокером человек передвигается вполне сносно. Рокер в лыжах для катания вне трасс обычно больше и выше, он использован как спереди , так и сзади. Некоторые лыжи имеют под ботинком значительный камбер, другие ровные, а есть и выгнутые как банан, по всей длине На любой выбор, любого цвета в зависимости от планируемого использования и предпочтения.

ДОСТОИНСТВА ROCKER

   Рокер, даже самый маленький, в конструкциях лыж, предназначенных для трасс, значительно увеличивает маневренность (ротационную) лыж. Уже это делает лыжи более подходящими для всех любителей. Так как мы все катаемся на людных склонах смешанной техникой, более быстрый переход с канта на кант даёт субъективное чувство большей динамики и лучшего контроля. Рокер также активно помогает при катании на сложном снегу. Легкие лыжи в соединении с рокером прекрасно подходят для людей постарше или физически слабых, для женщин и детей, позволяя им дольше кататься. Опытные лыжники при выборе лыж с рокером должны добавить несколько сантиметров, так не изменится их маневренность, но увеличится стабильность .

ПРОБЛЕМЫ С ROCKER

   По моему мнению, самой серьезной проблемой в использовании рокера является их частое применение в конструкциях, которые прекрасно могут обойтись без него. Примером может служить модель Phantom очень изысканной швейцарской фирмы Kessler. Когда в 2011 году мы тестировали эти лыжи (еще без рокера), мы не могли ими нахвалиться, годом позже, после добавления в носовой части лыжи слишком длинного и высокого рокера, на них стало сложно кататься. Они не хотят инициировать виражи, и складывается впечатление, что работают только от креплений до пяток. Как будто, нет носков. Из-за слишком длинных и высоких рокеров получается эффект «хлопающих» носков при небольших углах кантования. Эту проблему легко решить расширив носки лыж, чтобы канты раньше контактировали со снегом напр., Salomon BBR , Stockli линия Y, или серия Nordica и система Transfer Zone). Похоже, что из-за новой технологии необходимо полностью перепроектировать коллекции (как это сделал Atomic), или как минимум, адаптировать. Не получается просто добавить рокер и готово!

Еще одна ошибка — использование в конструкции лыж для фрирайда слишком высоких и длинных рокеров спереди и сзади. Сильно поднятые над поверхностью концы лыж затрудняют езду по жестким участкам склона и даже вне трасс. Легко начинают вибрировать, и не удается их нагрузить. Сильно поднятый рокер также работает немного как плут на очень глубоком снегу. На таких лыжах просто трудно развить скорость, дополнительно слишком поднятые пятки могут затруднять приземления после прыжков на местности. К счастью, инженеры, конструирующие лыжи фрирайд уже все поняли (за редким исключением) и используют рокер умеренной величины. Для примера можете посмотреть коллекцию Salomon (система Rocker) или Hendryxskis.

СУММИРУЯ

   Rocker rules! Лыжи с рокером уже прочно вошли в арсенал лыж, даже для спортивных соревнований. Они помогают во многих ситуациях на склонах, облегчают жизнь, как начинающим, так и профессионалам. Фрирайд без них совсем не тот. Лично я в этом сезоне буду кататься как на лыжах с рокером, так и без. Главное, чтобы было много снега!