Сан Антон- в кино и в живую

Помните сцену из фильма «Белое безумие» (“Der Weisse Rausch”), где главная героиня Лени отрабатывает положение в горнолыжном полете, прыгая с края кровати на кучу подушек? Вокруг в замедленном полете кружатся перья и она – необычайно привлекательная женщина, помните? Впрочем, как же вам помнить этот немецкий фильм, вышедший в 1931 году. Сегодня подобные сцены уже никого не шокируют, но тогда их снимали вживую, без единого спецэффекта…

Я люблю этот фильм не только за то, что он стал основной вехой в создании кинокартин спортивной тематики. И не только за главных героев – Ганса и Лени, бывших в то время лучшими горнолыжниками мира. Он – директор горнолыжной школы и создатель “винта Шнайдера” – техники, которая еще десятилетиями оставалась ведущей во всем мире. И она – актриса, танцовщица и кинематографист в одном лице. Именно на съемках этого фильма она, не проведя за камерой ни минуты, научилась всему тому, что позже позволило ей снимать свое собственное кино. Сценарий фильма написал и поставил страстный любитель лыж доктор Арнольд Франк. Для той эпохи фильм оказался настолько новым, что один из кинотеатров Бродвея более трех лет показывал его ежедневно при заполненном зале. Причем, фабула, веселая и несложная (погоня за “лисом” на лыжах), была не главной. В кинотеатры зрителей влекли сцены, снятые в австрийской горнолыжной Мекке того времени – цирке Сант Антон – Сант Арльберг. И надо признать, место для съемок Франк выбрал великолепно. Высокие остроконечные горы, необъятные бело-пуховые пространства и слава лучшей в мире горнолыжной школы. Кроме вышеупомянутой пары главных героев в съемках участвовало более сорока местных инструкторов. Это стоит посмотреть! Поэтому, как только представился случай посетить Сант Антон – Сант Арльберг, я с радостью и без колебаний принял приглашение Австрийского информационного центра в Польше. Уж что-что, а знакомые по фильму горы наверняка не изменились. Как ни странно, выпавшая на середину марта поездка, пришлась не на «высокий сезон». Город, который основательно разросся со времен тридцатых, сегодня (вместе с Ишглем) претендует на звание австрийского курорта № 1. И потому в любое время года привлекает неиссякаемые толпы туристов, главным образом, англоязычных. Найти в одном из многих ресторанов место после семи вечера граничит с чудом. Когда же, наконец, это удалось, мы смогли спокойно наблюдать за туристами в счастливом ожидании заказанных шедевров местной кухни. За соседним столиком англичане просят дополнительную порцию картошки фри и пива для сырного фондю. Официантка с заученной улыбкой принимает заказ и кидает на меня печальный, полный горечи взгляд. Понимаем друг друга без слов – варвары. Тут же у стойки бара шумно разоряется Джереми Кларсон из «Топ Гир». Таков Сан Антон. Но кого это огорчит, когда за окнами открываются дивные пейзажи одного из лучших горнолыжных курортов Альп. Настроение немного портит погода. В городе тарабанит мерзлый дождь, а в горах валит снег. То и дело слышится грохот сходящих лавин. И это не предвещает ничего хорошего для намеченного на следующий день фрирайда. Утром встречаюсь с проводником Флорианом – инструктором одной из местных школ. Нам предстоит покорить склоны, где снимали “Белое безумие”. Но сначала Флориан предлагает спуститься по одной из трасс с вершины Капалл, построенных к чемпионату мира 2001 года. Понимаю, он хочет меня проверить: возил многих спортивных журналистов, показывавших самый разный уровень лыжного мастерства. Мои умения его вполне удовлетворяют, и далее мы движемся в нормальном темпе. Спуск по трассе чемпионата мира захватывает – разнообразие ландшафтов и отменно подготовленный склон. Флориан показывает мужскую трассу для скоростных дисциплин. Знаменитый Айсбол – почти вертикальная двадцатиметровая стена. В прошлом году во время съемок нового фильма Дэрон Ральвс преодолел ее на лыжах для телемарка. В быстром темпе проскакиваем другую сторону долины и простые склоны Рендл. И лишь теперь стартуем в направлении Сант Кристоф, где почти сами несколько раз съезжаем с Яльциг и Шиндлер Шпитце по бескрайним просторам белой свежей целины. Именно здесь, на этих склонах снимали “Белое безумие”. У подъемника в Сант Кристофе стоит старый, дорогущий отель. Здесь размещалась база кинематографистов. Сюда непременно стоит зайти на чашечку кофе – уникальная возможность погрузиться в горнолыжную атмосферу более чем вековой давности. К сожалению, из-за лавин закрыта канатная дорога на вершину Валлуга (2811м над уровнем моря). Жаль, ведь спуск с Валлугагрант должен был увенчать наш день. Уже почти вечер и на склоны выползают бледные “сумеречные звери”, до рассвета кутящие в бесчисленных пивнушках и дискотеках. Надо повысить внимательность и замедлить темп. Флориан показывает несколько известных туристических баз и самую знаменитую пивную Кюхстал чуть выше станции дороги на Ямпен. Здесь порядочно подогреваемое алкоголем веселье начинается уже в три пополудни и продолжается до утра. Ежедневно. Надо признать, у англичан отличное здоровье!… Следующий день прошел без лыж: падавший целую ночь дождь со снегом остановили работу всех подъемников из-за угрозы схода лавин. Шефиня местного турбюро, симпатичная и очень элегантная Вильма Химмельфройндпойнтер заверяет, что для здешних мест столь резкая перемена погоды редкость. Что ж… В Сан Антоне еще много интересных мест и мы обязательно сюда вернемся. Особенно потому, что здесь ежегодно проводятся озорные любительские соревновании с совместным стартом. В них участвует более трехсот лыжников, а называются они, естественно, “Der Weisse Rausch”. Это стоит попробовать! Но вернемся к фильму и его героям. Сразу после аннексии Австрии Германией Ганс Шнайдер был вынужден покинуть Сант Антон. Вероятно, он был евреем по происхождению. Владельцами школы стали его коллеги-инструкторы, которые и донесли на него властям. С помощью одного американского банкира он эмигрировал в США, где, между прочим, обучал солдатов национальной армии. После окончания войны Шнайдер уже не вернулся домой. Он умер на чужбине в 1955 году. Прекрасная Лени Рифеншталь стала фавориткой Гитлера. В 1936 году она должна была участвовать в зимних Олимпийских играх, но предпочла карьеру актрисы. Рифеншталь сыграла во многих фильмах и стала продюсером ряда картин, финансированных нацистами, как “Triumph des Willens”, “Olimpia”, и другие. И, надо сказать, эти, хоть и пропагандистские, фильмы оказались образцом совершенно новой эстетики. Последний фильм – в главной роли с собой – Лени выпустила в 2002 году. “Impressionen under Wassen” был полностью снят под водой. Вроде ничего необычного, но в том году Лени исполнилось ровно 100 лет…