Спортцех-ощутите разницу

Многие из любителей «ходить трассу», пусть даже на любительском уровне, постоянно задумываются над тем, имеет ли смысл приобретать лыжи из т.н. «спортцеха». Называют эти лыжи по-разному: кубковые, клубные, race stock (гоночный склад), спортцеховые. Легенд вокруг этих самых спортцеховых лыж ходит масса: и что изготавливаются они в секретных лабораториях чуть ли не индивидуально для каждого конкретного спортсмена, и что специальная команда сервисных специалистов буквально сдувает с них пылинки, не давая возможности спортсмену даже выйти с этими лыжами на подиум этапа кубка мира для награждения. Традиционно такие лыжи добывались любителями экзотики или хождения по трассе у спортсменов из сборной команды после того, как те откатались на них сезон и получили новые. Но в последние годы лыжи из спортцеха стали доступными любителям нашей страны: их можно заказать у некоторых поставщиков. Весной – деньги (предварительная оплата), осенью – лыжи, как в известном произведении Ильфа и Петрова. Чем же отличаются спортцеховые лыжи от тех, которые продаются в магазинах? Кому совершенно необязательно  «расшибаться в лепешку» и заказывать эти изделия, ориентированные на использование их в крайне жестких условиях, а кому такие лыжи действительно позволят улучшить свои результаты? Попробуем разобраться. Отличие лыж из спортцеха от обычных, продающихся в магазине моделей с такой же раскраской и таким же названием, прежде всего, кроется в конструкции. Если присмотреться, то даже по телевизору можно увидеть, что лыжи, которые спортсмен после финиша быстро-быстро снимает и показывает телекамере, чтобы отработать свой контракт со спонсором, абсолютно плоские и за редким исключением лишены каких бы то ни было виброгасящих «нашлепок» на верхней плоскости. А вот лыжи, продающиеся в магазине, в большинстве случаев представляют собой отлично себя зарекомендовавшую конструкцию кэп: стенки, надетая на них профилированная крышка (cap по английски именно крышка), внутри которой находятся вставки из дерева, а чаще – пенное заполнение. Помимо пены, внутри есть еще и стекловолокно, стальные, дюралюминиевые или титаналовые профили, а довершают картину специальные амортизационные вставки над кантами и скользящая поверхность. У лыж для профессиональных спортсменов особая, более дорогостоящая конструкция – сэндвич, то есть слоеный бутерброд из различных материалов. В таких лыжах, как правило, гораздо больше дерева, толще металлические профили, над кантами есть амортизационные вставки из дюралюминия, а в качестве основного элемента конструкции почти всегда используется торсионная коробка, то есть внутренний сердечник обернут несколькими слоями угле- или стекловолокна. Бросается в глаза не только другой внешний вид лыжи, но и то, что у нее менее толстые канты. На ощупь заметить сложнее, но у профессиональной лыжи более скользкая скользящая поверхность, с большим содержанием графита. Кстати – такая поверхность более жесткая и менее ремонтопригодная. Ведь спортсмен не катается по камням и земле, после чего лыжи в рабочее состояние можно привести, только обработав лыжи на шлифовальном станке. Благодаря своей конструкции, «настоящие» спортивные лыжи отличаются от магазинных и по всем основным  характеристикам: продольной жесткости, прочности, и торсионной жесткости (сопротивлении скручиванию). Начнем с продольной жесткости. Кажется, что чем мощнее спортсмен и выше скорость, тем лыжи должны быть жестче? Не совсем так. Продольная жесткость лыж из «спортцеха» немного меньше, чем у обычных магазинных лыж. Это связано с тем, что лыжа высокого уровня должна быстрее «нырять» в поворот и быть более чуткой к малейшим усилиям спортсмена, она должна «помогать» спортсмену мгновенно менять курс. Понятно, что на соревнованиях высокого уровня требуется за доли секунды изменить направление движения, а любителю такого не требуется почти никогда. Торсионная жесткость лыжи из спортцеха существенно выше, чем у ее родной сестры из магазина, поскольку используется спортивная лыжа на максимально жестких трассах, а углы, на которые наклоняется спортсмен высокого класса при повороте (и, соответственно, углы закантовки лыж), больше, чем те, которые характерны для любительского спортивного катания. Получился некий набор требований: с одной стороны, лыжа должна быстрее реагировать на поворот, с  другой – лучше держать при больших углах закантовки на высокой скорости на предельно жестком склоне. Третий отличительный момент – прочность конструкции. Магазинные лыжи предназначены для их использования любителями, график их «нагрузок» – одна, две тренировки в неделю, может быть, один или два раза в месяц – соревнования, и одна – две недели в году – катание и любительские соревнования в «больших горах». При этом трассы могут быть достаточно мягкими, иногда с не слишком ровным снегом. Если же мы говорим о спортсменах-профессионалах, то эти люди проводят на снегу как минимум три-четыре раза в неделю, если говорить о «домашних» трассах, в жестких условиях тренировок, максимально приближенных к условиям реальных соревнований – вешки, трасса, секундомер. Кроме того, спортсмены по крайней мере каждую субботу-воскресенье выезжают на соревнования, а если это спортсмены-профессионалы, то они начинают ездить по соревнованиям в октябре, а заканчивают в марте – апреле, да и между соревнованиями продолжаются интенсивные чуть ли не ежедневные тренировки. Магазинные лыжи просто не рассчитаны на такие нагрузки. Еще одно отличие: любителям необходимы лыжи более ремонтопригодные, поскольку любители покупают лыжи на более длительный срок и за свои собственные деньги, да и ремонтируют их тоже не бесплатно. Спортсмены же в подавляющем большинстве случаев за свой инвентарь деньги не платят, получают его от клубов, федераций, команд или спонсоров. А точной настройкой лыж, точкой, смазкой, доводкой кантов занимаются тренеры и специалисты по обслуживанию – сервису – лыж. У лыжи из спортцеха более тонкие канты – дело в том, что именно канты существенно увеличивают продольную жесткость лыжи, и для того, чтобы снизить это влияние, и сделать лыжу максимально чуткой, канты делаются как можно более тонкими. Нужно, чтобы кантов – при грамотном ежедневном уходе, хватило на один сезон эксплуатации на трассах, где спортсмен никогда не встретит камней и даже мельчайшей каменной пыли, из-за которой лыжи сильнее тупятся. В отличие от таких «стерильных» условий, канты любительских лыж должны выдерживать и удары о камни и периодическую обработку на шлифовальных машинах. Лыжи из спортцеха дороже примерно на 10%, если розничную цену на эти лыжи сравнивать с магазинными ценами на серийные модели. Цена обусловлена не только тем, что спортцеховые лыжи выпускаются малыми сериями, имеют другую, более дорогостоящую конструкцию сэндвич, но и тем, что на таких лыжах используется и специальная платформа. Платформы могут быть относительно простыми, такими как широко распространенная раньше пластина VIST, но в последние годы часто имеют весьма сложную конструкцию: они выполнены в виде торсионных коробок, из металла и композитных материалов, и именно эта конструкция очень хорошо, без потерь, передает усилия как при перебалансировке спортсмена, так и при быстрой закантовке лыжи. Отличаются и системы виброгашения лыж, ведь скорость, которую спортсмен развивает на трассах гиганта и скоростных дисциплин, намного выше, и вибрации там имеют другие частотные характеристики. Скользящая поверхность лыж, вышедших из спортцеха, сделана из полиэтилена с различным содержанием графита. В разговорах тренеров можно встретить слово «тефлон», но… Конечно же, о материалах, из которых сделана скользящая поверхность спортцеховых лыж, нельзя говорить со 100% точностью, ведь состав скользящей поверхности – это know-how каждой фирмы. Не нужно забывать о том, что и среди элитных гоночных лыж существуют различные классы. Так, наиболее распространены крупносерийные спортцеховые лыжи – так называемые клубные. Почему их так называют? Эти лыжи включены в каталоги, рассылаемые в Европе по спортивным клубам (а также в предварительные заказы, которые собирают весной некоторые фирмы импортеры). Они выпускаются довольно крупной серией, и различаются по индексу – цифрам, которые нанесены на каждую пару в процессе производства. Внутри каждой модели есть группы лыж, которые можно различить именно по этим цифрам. Цифры говорят специалисту о многом: о геометрии конкретной пары, глубине бокового выреза, составе скользящей поверхности и о том, какая на нее нанесена насечка. Скользячка может быть рассчитана на холодную и теплую погоду – другими словами, выпускаются «холодные» и «теплые» лыжи. Ориентируясь в этих цифрах, спортсмен имеет возможность при заказе лыжи оговорить именно те параметры, которые он считает оптимальными. Буквально два слова о заточке кантов: в большинстве случаев спортцеховые лыжи выходят за ворота фабрики заточенными именно под теми углами, которые рекомендуются сервисными специалистами, работающими со снаряжением спортсменов высокого класса. У каждой фирмы эти углы могут различаться. Так, для лыж Rossignol рекомендованы следующие значения: для слалома 86 градусов, для слалома-гиганта 87, супергиганта и даунхилла – 88-89. А вот лыжи, которые используются гонщиками первой десятки кубка Европы и на этапах кубка мира, практически недоступны большинству спортсменов. Это лыжи, сделанные по индивидуальным параметрам человека с учетом особенностей его техники, роста, веса, и даже погоды (меняется состав скользящей поверхности). Мало этого! Разная в этом случае может быть и геометрия лыжи. Более крутая трасса – и делается лыжа с большим боковым вырезом, пологая трасса – с меньшим боковым вырезом. На этап кубка мира каждому из спортсменов «первой десятки» готовится до десяти пар лыж для слаломной гонки и комплект из пятнадцати – тридцати пар для скоростных этапов – супергиганта и скоростного спуска. Каждая из этих пар отличается друг от друга по геометрии и составу скользящей поверхности. Спортсмен использует те лыжи, которые считаются наиболее подходящими ему для конкретной ситуации. Не нужно забывать и о том, что на самом деле в комплект входят не только лыжа, но и крепления, и платформа, и ботинки – на этапах Кубка Мира можно увидеть специальные дюралюминиевые платформы. Как правило, у производителя существует два вида платформ – «реально гоночная» (например, у Rossignol – полностью металлическая) и для клубной серии спортцеховых лыж – такая, как на остальных фотографиях. Персонифицированный комплект спортсмена высокого класса настроен очень и очень тонко, ведь именно благодаря такой точной подгонке спортсмен и способен вести борьбу за те сотые доли секунды, которые могут разделять призеров. А что же любители, которые выступают на соревнованиях типа «приз водокачки»? Конечно, любитель, выступающий на спортцеховых лыжах, во многих случаях действительно может иметь некоторое преимущество перед теми, кто идет трассу на обычных «магазинных» лыжах. Но это утверждение, на самом деле, совершенно не всегда является бесспорным: ведь и сама скользячка может «не попасть в температуру», и насечка на ней, да и трасса может оказаться мягкой и больше подходящей для геометрии обычной магазинной лыжи. И все преимущества, которые «спортцех» имеет на жесткой «до звона» трассе, могут свестись к нулю. Для детей и юниоров тоже выпускаются высококлассные лыжи «клубной» серии, и конечно же, в соответствии с правилами FIS у этих лыж существует разбиение на возрастные группы «дети-1 и дети-2». Не только детские, но и все лыжи из спортцеха полностью удовлетворяют строгим правилам FIS. Все лыжи, которые считаются спортивными, даже продающиеся в магазине, обязаны соответствовать этим правилам и по толщине, и по геометрии. Кстати, еще один момент, который имеет смысл принять во внимание перед тем, как отправляться заказывать себе спортцеховые лыжи на следующий сезон: многие спортсмены выступают на соревнованиях кубка России на магазинных лыжах и очень неплохо себя при этом чувствуют… Два слова о том, где и как выпускают лыжи «из спортцеха». Лишь некоторые фирмы, подобно швейцарским Stockli, заявляют, что спортивные лыжи у них на фирме изготавливаются на общем «конвейере» с моделями, продающимися в магазине. Как правило, клубные и кубковые лыжи выпускаются на отдельном производстве, где можно оперативно вмешиваться в производственный цикл – добавлять и убирать слои дерева, пластика или металла. Ведь спортцех – это и экспериментальная лаборатория, исследовательский центр, где уже сейчас выпускают лыжи, которые попадут в наши магазины только осенью 2008 года. Ну и напоследок – почему же сервисные специалисты выхватывают у спортсмена лыжи и тут же уносят их подальше от телекамер. Все объясняется очень просто: они должны успеть подготовить их к следующей гонке как можно быстрее: ведь спортсменов, которые спонсируются фирмой, много, лыж – еще больше, а специалистов по настройке лыж высочайшего уровня намного меньше…