Точить или не точить?

Текст: Максим Долгих (Бульдозер) Фото: Holmenkol

Не считаю себя мега-суперэкспертом по сервису горнолыжного снаряжения, но мне уже довелось «попортить» ручками где-то с тысченку пар. Также, не считаю себя мега-суперэкспертом катальщиком на лыжах, но мне уже довелось на них проклятых «постоять» где-то с тысченку дней. И на риторический вопрос «точить или не точить?» мой ответ однозначен — точить, всегда точить!

Часто, готовясь к проведению семинаров по сервису, будь-то выставки в Киеве, лекции для прокатов курорта «Буковель» или учеников школы «Activ-Sport», я ставлю для себя задачу, чтобы слушатели не только запомнили слово «Holmenkol» или «Swix». Но еще я пытаюсь привить каждому «культуру горнолыжного сервиса», или проще сказать — понимание его, сервиса, необходимости. Ведь большинство лыжников, и порой очень хороших лыжников, мягко сказать недооценивают важность такой аксиомы, как, например, обеспечение максимальной остроты своих кантов. Очень часто, мотивацией необходимости сервиса является совсем несложная арифметика. Если взять самого среднестатистического лыжника, выезжающего 2 раза в сезон «на лыжи» и посчитать ориентировочную стоимость одного недельного выезда, например в Славское или на «Буковель», учесть дорогу, жилье, питание, амортизацию его снаряжения и ски-пасс, то эта цифра (даже без спиртного) явно не будет меньше чем 600 евро. Так вот, еще один риторический вопрос: готовы ли мы потратить 1/30 часть общей стоимости выезда в горы для того, чтобы собственно этот выезд удался?!? Простая арифметика, но очень отрезвляющая, особенно для тех, кто порой сомневается потратить или не потратить 200 грн. на подготовку своего снаряжения перед поездкой. Но статья собственно не об этом…

Острые канты — это не только комфорт при катании. Это, прежде всего, безопасность. Есть, на мой взгляд, и еще один показатель, на который влияет острота кантов — эффективность катания (даже не спортивного), просто катания. Согласитесь, или вспомните свои ощущения — вас один раз не удержали канты на жестком склоне, сразу чуть погаснет ваша скорость, появится неуверенность, а если еще подснесет второй раз, то в вашей голове засядет доминанта, говорящая «ай-ай-ай», снесет третий раз — перестанет нравиться склон, «ой, какой же сплошной лед», «возможно, я сегодня не в самой лучшей форме», «а может, нужно пойти в кафе?»… Можно и дальше развивать эту хронологию и закончить ее плохим настроением и бессонной ночью, а рецепт-то в данном случае от бессонницы один — точить, точить, точить!..

Хоть Интернет переполняют ролики и пособия по подготовке снаряжения, я в очередной раз попытаюсь описать для многих магическую процедуру заточки кантов. Вначале определимся с углами. 95% всех лыж от изготовителя выходят с прямым углом, т. е. 90°. Остальные 5% — это прикладные лыжи, на которых обязательно будет наклейка с указанием уже выведенных заводом градусов. Спортивные лыжи с углом 90 градусов порой опасны, о чем может также свидетельствовать наклейка типа «не могут быть использованы без тюнинга, опасно!» С наступлением эры карвинговых приталенных лыж набор инструмента для сервиса пополнился причудливыми канторезами для заточки канта со стороны скользящей поверхности с углом заточки от –0,5° до –4°. Многие сервисмены, работающие достаточно давно, по старинке не снимают –0,5° (в классических лыжах этого не делали), но эти, казалось бы, незаметные пол градуса имеют принципиальное значение для плоского ведения лыжи. Карвинговая лыжа за счет своего бокового выреза постоянно хочет стать на кант. Очень наглядно выглядит мини тест, который вы можете проделать на ровном выглаженном некрутом склоне. На лыже с радиусом, скажем, 12 метров разгонитесь и направьте плоские лыжи просто вниз по склону. Если ваше снаряжение не имеет заточки –0,5° со стороны скользящей поверхности, лыжи начнут «рыскать», постоянно пытаясь стать на кант, а с приобретением более высокой скорости можно даже утратить над ними контроль. Новичкам рекомендуется снять 1° или даже 2°, так как они в период осваивания карвинговой техники больше будут ездить на плоских лыжах. Также с наступлением эры карвинговых лыж у любителей горнолыжного спорта появилось новое, ни с чем не сравнимое ощущение, которое трудно описать словами. Что может быть лучше карвингового ведения резанной дуги на твердом ровном склоне при достаточно близком расположении бедра к снегу?! Наверное, это чувство контроля, скорости и динамики притягивает и порабощает, завораживает и заставляет работать над собой. Кто-то называет это «глубокий карвинг», но я не люблю пафосных фраз. Так вот, представим себе лыжу, стоящую под достаточно острым углом к снегу. В большинстве случаев угла канта со стороны боковой поверхности лыжи в 90° будет недостаточно, чтобы удержаться на твердом склоне. Для меня аксиома: лыжи all mounting –1° (89°), любительский слалом-гигант –2° (88°), слаломки –3° (87°). Совсем новичкам можно оставить и 90°, freeride я бы себе сделал –1° (89°). Следует помнить, что чем острее угол, тем он быстрее тупится. Т.е. не делая чрезмерно острым угол канта, мы фактически увеличиваем срок службы снаряжения. Именно поэтому в последнее время я рекомендую любителям даже на слаломных лыжах точить –2° (88°). Подчеркну, что мы не говорим о подготовке спортивных лыж. Там чуть-чуть другая песня и снаряжение — это расходный материал. Например, на слаломные FIS старты снег, по которому ездят спортсмены — это практически «голубой лед» и стартовый комплект лыж может быть выведен на –6° (84°). Причем, многие на две попытки имеют две пары, а просмотр трассы делается на третьей. После одного проезда в таких условиях лыжа как бы будет еще острой, но уже не идеальной. Наверняка большинство из вас видели (хотя бы в очереди на подъемник), как спортсмены тянут с собой на склон по две, а то и по три пары лыж на тренировку, чтобы сделать ее эффективной, а не шкрябать вокруг древок по трассе. Не стану объяснять физику процесса, но изменение угла заточки канта со стороны боковой поверхности всего на 1° существенно сказывается на характере поведения лыжи в целом. И даже на любительском уровне такое изменение характера поведения лыжи вполне ощутимо. Это достаточно субъективно, но например, лично для меня, лыжа GS с углом 88 какая-то вяловатая и не отзывчивая, с углом 86 трудная для перекантовки, она как по рельсам будет ехать и ехать, и чтобы перекантоваться ее нужно аж «выдергивать», поэтому для своих спортивных GS я выбрал –3°. Оговорюсь, что пишу «острые канты», а подразумеваю «правильно заточенные канты». Общался я с одним мастером-Кулибиным, который демонстрировал клиентам остроту кантов, разрезая о них шнурок и приговаривая: «смотрите какие острые». При этом, шнурок разрезала заваленная кромка и без того кривого волнообразного канта. А кант должен быть не только острый, но и гладкий (без мельчайших шероховатостей), особенно для спортсменов, особенно на приличных скоростях. Миша Ренжин, будучи серьезным авторитетом в данной области и неоднократным участником всяческих этапов Кубков мира, удивил меня фразой, мол для него в большей степени важней, чтобы канты были идеально гладкие, ну а потом уже острые, если повезет. Как ни странно, но качественно подготовленная лыжа, это еще и затупленная лыжа, но только в определенных местах и не рашпилем, а специальной резинкой, или как я всегда говорю резиновым камнем. От 10 до 15 см канта от носка лыжи и 8–10 см от пятки мы должны затупить. Если этого не сделать, наше снаряжение снова может стать опасным. Я как-то примерял гипс, одной из причин этой примерки было то, что тогда лыжи готовил себе не я и просто не проверил. На последних воротах в ночном старте в Закопане на приличной скорости носок моей лыжи зацепился на неровность на склоне, и она мгновенно рыскнула в сторону. В позе летящего Адама Малыша, я приземлился по склону сбоку в метре от финиша. Результат — DNF, пластиковый акриловый гипс и выпавший месяц в самом разгаре сезона. Нужно учиться на чужих ошибках. Проверить этот элемент заточки не трудно и исправить можно быстро в полевых условиях концом вашей горнолыжной палки. Только не переусердствуйте, палку сломать можно и лыжи при этом затупливании с ног лучше снимать. Еще один важный вопрос, который, возможно, у вас уже созрел: как часто нужно и можно точить лыжи? Ответ простой: по мере необходимости, часто, постоянно. Выберите для себя сами. Катание для каждого свое, техника, скорости, ощущения и, что немаловажно, снежные условия. Можно неделями ездить в каше, где идеально острые канты, скорее, даже плохо, чем хорошо, и в то же время, нужно точить практически каждый день, если ездишь тренинг по бетонной трассе гиганта. Для меня очень показательна была история, когда на одной из зимних школ в Кронплаце в день занятий по гиганту инструктор-преподаватель Гжегош Дендис отправил всю спортивную группу «домой» (точнее в свободное катание и упражнения, только подальше от трассы гиганта), т. к. острота кантов у всех учеников оставляла желать значительно лучшего. Был очень твердый склон, и вся группа просто не справлялась с поставленными задачами на трассе, что было небезопасно и неэффективно. Количество заточек в достаточной степени неограниченно, смотря кто и как точит. В спортивных лыжах ресурс канта приблизительно в полтора раза меньше, чем в любительских из-за разницы в толщинах металла. И если свои спортивные гигантки я «источил» за 3 сезона при 100 днях на лыжах в сезон, то можете прикинуть ресурс своих кантов. Думаю, скорее «устанет» материал сердечника либо лыжа морально устареет, чем вы ее «источите в ноль».

Как определить, пора ли точить? Это очень субъективно. Кто-то смотрит глазами, кто-то трогает руками, кто-то чувствует ногами, а кто-то головой. Я предлагаю вам делать все сразу. Глазами внимательно осматривать саму грань канта, пытаться увидеть, что она не блестит на свету, т. е. не круглая. Руками проверять гладкость канта, можно пробовать ногтем провести поперек канта и вы должны увидеть, как на канте останется тонкая стружка вашего маникюра. Ногами проверять не благодарное дело, но уж если вас сносит так, как не сносило до этого — пора точить. Головой проверять тоже трудно. Нужно доверять своим кантам. Я и ученикам так часто говорю: «Если вы доверяете кантам, значит они острые». Бегло пробежимся по последовательности манипуляций при заточке кантов. За исходные данные возьмем новую лыжу GS для продвинутого аматора.

Шаг 1. Визуальный осмотр снаряжения. Определение необходимого угла заточки. Очень часто бывает, что вы не знаете, какой угол уже есть лыже. Для этого есть старый проверенный способ — зарисовать кант черным маркером и известным вам уголком аккуратно начать точить. Если рисунок с канта снимается равномерно, то значит, ваш уголок соответствует углу предыдущей заточки, если нет, то угол другой. Например, если напильником с углом 88° снимается кант со стороны ближней к скользящей поверхности, то угол предыдущей заточки острее, чем ваш уголок, возможно 87°. Если же снимается кант со стороны ближней к сердечнику лыжи, значит ваш уголок острее, и существующий угол 89° либо 90°. Шаг 2. Снятие пластика над кантом для обеспечения доступа напильника к канту. Сразу подчеркну, все, что связано с работой с кантами делать в только в перчатках — больно и заживает долго, хотя шрамы мужчину украшают. Я опущу нюансы закрепления лыжи в тисках с использованием резинок для ски-стопов. Инструмент для снятия пластика имеет много трудновыговариваемых имен: эргоразор, пазур, кромкосъемщик. Если не пользоваться этим инструментом, хорошо наточить кант практически невозможно, а если и попробуете, так за три заточки можете испортить совсем не дешевый напильник, который забьется пластиком. Можно попытаться убрать этот пластик при помощи рашпиля, но вам понадобится изрядная сноровка, хотя порой этот прием вполне эффективен.

max1max2 Инструмент для снятия пластика над кантом HOLMENKOL ERGO SideWall Planer

Шаг 3. Выведение заданного угла со стороны скользящей поверхности лыжи. Потенциально это –0,5°. Направление движений в данном случае не важно (от носка или от пятки). Важно, чтобы движения были по стрелке, указанной на канторезе, если, конечно, вы правильно вставите напильник. Почти все напильники направленные и на это стоит обращать внимание. Не нужно прилагать нечеловеческих усилий, все движения максимально плавные и без рывков. Будьте готовы, что вам понадобится щеточка, чтобы очищать напильник от частиц скользящей поверхности. Появление последних на напильнике свидетельствует о том, что угол вы вывели и начинаете пилить скользяк. Качество данной заточки напрямую зависит от качества инструмента (обычно для этой работы используют негрубые напильники). Хорошим инструментом достаточно сделать два-три прохода по канту, чтобы вывести угол –0,5°. max3 max4 Инструмент для заточки канта со стороны скользящей поверхности HOLMENKOL BaseEdge File Guide Шаг 4. Выведение заданного угла со стороны боковой поверхности лыжи.

max12

max13

max14

max16

Начнем с инструмента. Я условно разделяю инструменты для заточки канта на 4 группы, каждая из которых имеет право за существование. Миниатюрные «карманные» канторезы с двумя разными углами заточки (обычно 88° и 89°) незаменимы как средство подвести «на коленях» канты на выезде. «Семейные» канторезы с переменным углом от 90° до 85° удобны, т. к. можно сэкономить и вывести себе 87°, жене 89°, а ребенку подточить 90° и не ходить в сервис с тремя парами. «Полупрофессиональные» канторезы порой не заменимы в небольших прокатах и отличаются от «семейных» большим ресурсом использования за счет металлических направляемых колес, которые, контактируя с лыжей, не стираются. И собственно уголки. Уголки с одним четко заданным углом, дорогие, но точные и незаменимые для качественной подготовки спортивных лыж. Есть еще уголки World Cup, но они оче-е-ень дорогие, хотя и очень точные. Напильники, которые вставляются в канторез, либо зажимаются прищепкой к уголку также условно можно разделить на мелкие, средние, грубые и рашпиля («чешуя» или «пила»). Если вам из канта 90° нужно сделать 87°, то мелким напильником можно пилить один кант час, стереть недешевый напильник, а 87° так и не добиться. Для этого используют страшный инструмент рашпиль. Рекомендую его использовать в жизни ваших лыж всего один раз (для выведения рабочего угла), если, конечно, вы не хотите существенно укоротить эту самую лыжную жизнь. Он снимает беспощадно много метала с ваших кантов. После рашпиля идет грубый напильник, потом мелкий. И тут доходит дело до алмазов. Ими полируется кант и делается идеально гладким и острым. По своей дискретности они бывают 100, 200, 400, … 1000. Нет предела совершенству. Советую побольше смотреть на кант во время заточки.

max5 Заточка бокового канта профессиональным уголком

max6 max7 max8 max9

Шаг 5. Выравнивание кромки канта со стороны скользящей поверхности после грубых напильников. Можно вставить грубый алмаз (100 либо 200) в канторез –0,5° и сделать два прохода, можно аккуратно «от руки» пройти алмазом по канту со стороны скользяка. Шаг 6. Затупить по 10 см канта от носка и от пятки. Резиновым камнем, либо очень нежно самым мелким напильником, либо мелкой наждачной бумагой поступательными движениями притупливаем кромку канта не изменяя заданного угла заточки. Обратите также внимание на пятки лыж. Очень часто они имеют металлические капы, которые имеют свойство корежится и подгибаться при ударах лыж об асфальт. Нужно напильником сгладить все заострения со стороны скользящей поверхности.

max11 max10Специальный абразив для затупления кантов

Собственно все. Теперь нужно проверить на снегу. С возрастанием экспансии украинцев на заграничные курорты, многие лыжники стали пользоваться комплексной подготовкой лыж на станках. Станок станку рознь. Но это уже тема для совсем другой статьи в следующем номере «NTN snow&more», скажу только одно, что свои лыжи перед стартами даже в Европе я точу сам и свято верю, что станок не сделает так, как можно сделать руками, особенно, если при этом в работу вкладывать душу.` Думаю, если вы дочитали до этого места, у вас возникнет вопрос: ну нет у меня времени, да и большого желания возиться со своим снаряжением, плюс я ведь могу его испортить. Что делать, куда идти? Хоть и не этично так писать, но очень много сервисов в Украине работает по принципу «шоб блистело». Хотя те сервисы, которые понимают, как трудно зарабатывается «имя» и как быстро его можно опорочить, делают свою работу качественно. Обычно клиент идет туда, куда посоветуют коллеги горнолыжники, либо туда, где вам уже делали качественно. А если при сдаче снаряжения в сервис вы еще щегольнете фразой: «-0,5, 88 и носочки не забудьте притупить», то сервисмен вряд ли сделает так «шоб блистело»… А как же быть тем, кто еще не имеет своего снаряжения и идет за ним в прокат? Да также: «дайте мне, пожалуйста, подготовленное снаряжение, желательно –0,5°, 88° и носочки притупленные». Вам, конечно, ответят, что все снаряжение в прокате качественное и подготовленное, но все же со стойки наверняка возьмут лучшую пару… Нормальные горнолыжные комплексы следят за качеством прокатного снаряжения. Более того, мониторят число травм, особенно у новичков, и сопоставляют с состоянием снаряжения. Так, например, у части травмированных клиентов прокатов горнолыжного комплекса «Буковель» в конце прошлого сезона возникали нарекания по качеству подготовки прокатного снаряжения. Пригласили нас, инструкторов школы «Activ-Sport», как независимых экспертов оценить качество подготовки снаряжения. Обойдя 7 прокатов, мы непредвзято сделали выводы, что нарекания скорей всего были связаны не со снаряжения, а с оттепелью, ведь «каша» сама по себе травмоопасна. Во всех семи прокатах за единичными исключениями снаряжение было в порядке: и –0,5°, и притупленные носочки и пятки, и даже уверенность персонала в правильности того, что делают. Молодцы «Буковель», высоко подняли планку, и не только по километражу трасс на одном курорте. Подводя итог, искренне желаю вам ТОЧИТЬ КАНТЫ, ЛЮБИТЬ И ЦЕНИТЬ СВОЕ СНАРЯЖЕНИЕ, НЕ ЖАЛЕЯ ТРАТИТЬ 1/30 СТОИМОСТИ ПОЕЗКИ НА СЕРВИС И СМЕЛО ДОВЕРЯТЬ КАНТАМ, ПОЛУЧАЯ ПРИ ЭТОМ НЕОПИСУЕМОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ РАДОСТИ КАТАНИЯ НА ЛЫЖАХ!

Супер! Вы дочитали до конца! Поздравляю и спасибо! Значит, не зря я все это писал! А теперь быстренько посмотрите на свои лыжи и канты! С уважением, Booldozer Max