Венген-самый длинный скоростной спуск в мире

В серии материалов, где мы представляем самые захватывающие и сложные трассы скоростного спуска в мире, вторым идет швейцарский Венген. Живописный городок лежит в регионе Бернский Оберланд (Berner Oberland) у подножия красивейшего массива трех мощных гор: Менх (Mönch), Эйгер (Eiger) и Юнгфрауйох (Jungfraujoch). Пейзажи, воистину захватывающие дух! С высоты 2970 метров над уровнем моря из ресторана на вершине Пикс Хориа (Pix Horia), где в свое время разворачивалось действие одной из эпопей Джеймса Бонда, массив Юнгфрау (Jungfrau) с громадной вертикальной стеной Эйгера так близок, что, кажется, его можно достать рукой. Одна из вершин впечатляющего массива особенно хорошо известна во всем мире. Ведь именно на склонах горы Лауберхорн (Lauberhorn) уже более 75 лет ежегодно проходит самый длинный скоростной спуск Кубка мира по горнолыжному спорту – 4455 метров дистанции от старта до финиша. Приютившиеся в долине городки Венген, Мюррен, Лаутербрюннен по праву считаются колыбелью зимних видов спорта на территории кантона Берн. Именно здесь разворачивал свою деятельность английский джентльмен Арнольд Лунн, признанный отец слалома. В 1924 году Лунн основал в Мюррене лыжный клуб, целью которого был, между прочим, переход местных инструкторов с техники телемарк на альпийскую. Да, да, уважаемые господа, англичане учили швейцарцев ездить на лыжах, и это было еще совсем недавно. Мало того! И во Франции было так же: первые французские соревнования были проведены англичанами. В 1927 году на трассе Лауберхорна, очень похожей на нынешнюю, газета Sunday Times провела «No Fall Cup» – «Кубок спуска без падений». Из сорока семи участников без проблем до финиша добралось лишь тринадцать. Наконец, 1 февраля 1930 года состоялся первый заезд скоростного спуска на Лауберхорн. Победитель состязания Эрнст Ертч (Ernst Yertsch), получивший высокую награду в 500 франков, так полюбил эту трассу, что на протяжении следующих 40 лет – вплоть до 1970 года, возглавлял оргкомитет очередных соревнований. Как и любой из «классических» спусков», трасса Лауберхорна имеет свои ключевые и особые места. Проедем? Подъем на гору довольно необычен, поскольку сам подъем, а точнее 40-минутное путешествие вагончиком железной дороги Юнгфраубанн, для многих спортсменов уже психологический стресс. По традиции, стартующие в спуске на Лауберхорне не имеют никаких специальных привилегий. Участники поднимаются в закрытых пассажирских вагонах, а их снаряжение – на специальных платформах. Нет ничего мучительнее злости, охватывающей спортсменов, когда едущие рядом туристы швыряют свое снаряжение на их идеально подготовленные лыжи. Целых 40 минут лучшие спортсмены мира вынуждены терпеть открытое любопытство пассажиров, либо делать вид, что спят – в случае, если повезло занять сидячее место. Старт Расположенный на высоте 2315 метров над уровнем моря старт спуска Лауберхорна не похож ни на какой другой. Панорама настолько завораживает, что у не слишком опытных спортсменов возникают проблемы с концентрацией. Суровые вертикальные стены лежащего по другую сторону долины массива Юнгфрау порождают почтение и будто предостерегают о предстоящих трудностях трассы. Необыкновенное место! Russisprung – полет Русси Первое серьезное препятствие на трассе – в долине. Искусственно насыпанный порог появился недавно, когда некогда лучший швейцарский спортсмен Бернар Русси выполнял эффектные прыжки для репортажа, впоследствии опубликованного в журнале Sport Aktiv. Идея искусственной рампы, оживляющей малоинтересное начало трассы, так понравилась организаторам, что они решили включить ее в постоянную программу. Техническая проблема прыжка – небольшое пространство для приземления. Поэтому «обработать» порог надо идеально: чтобы не пролететь слишком далеко и не приземлиться на плоский участок. Traversenschuss Вроде ничего особенного. Отрезок трассы с двумя следующими друг за другом перепадами склона (так называемая волна) и довольно крутым поворотом налево. Однако уклон настолько велик, что в течении 5 секунд с момента въезда на траверс скорость возрастает cо 100 до 130 км в час. При такой скорости надо правильно обработать ногами неровности рельефа и плавно пройти поворот. Hundschopf Самый известный и невероятно узкий участок трассы спуска. Спортсмены должны выбирать между оптимальной по времени, но более опасной траекторией, проходящей в пугающей близости от сеток безопасности справа, и более безопасной – под скалами слева. Стоит отметить, что пространство для выбора составляет всего 5 метров, а перед следующим далее полетом есть еще два тесных поворота, где легко потерять правильную траекторию. Перепад совершенно невидим и его нужно прочувствовать на тренировках. Несмотря на то, что полет не велик, кажется, что в случае какой-либо ошибки можно пробить сетки и вылететь в пропасть за ними. Безусловно, прыжок в этом месте связан с самой большой психологической нагрузкой на спортсменов во время соревнований Кубка. Не удивляйтесь, что некоторые выглядят там довольно беспомощно. Münschkante Гениальная комбинация: прыжок, поворот направо и оптимальный выбор траектории. Жоос Мюнш (Joos Münsch) не был единственным, кто вылетел на этом месте. Но в 1965 году он сделал это настолько эффектно, что порог до сих пор носит его имя. В зависимости от скорости, снежных условий и собственной подготовки спортсмены могут выбрать здесь как широкую, так и более узкую траекторию поворота. Alpenweg/Brüggli – S Пожалуй, самое фантастическое место на склонах горнолыжного Кубка мира. На скорости свыше 100 км/час спортсмены проваливаются в узкую, не более 3-х метров шириной, горную дорогу и вылетают на мостик! Связка виражей влево и вправо притормаживает лыжников до скорости 70 км/час. А в следующие 20 секунд они снова должны сильно разгоняться. Тем, кто испугался близости сеток и задержал лыжи поперек чуть дольше, чем нужно, кажется, что они просто стоят на месте. Wassertation Это не шутка: после прыжка в пропасть (Hundschopf) и мостика (Brüggli – S) спортсмены должны проехать сквозь туннель под уже знакомой железной дорогой Юнгфраубанн. На скорости около 100 км/час низкая и довольно темная «дыра» шириной в 9 метров кажется совсем крошечной. Обратите внимание, как спортсмены инстинктивно съеживаются над лыжами. Langentrejen Наименее зрелищный отрезок трассы, его даже не показывают в телетрансляциях. Но именно здесь решаются судьбы победы или поражения, хотя спортсмены этого и не ощущают. Это плоский участок с очень широким поворотом, где важно удерживать идеальную аэродинамическую стойку и плоско вести лыжи. Ключевое значение здесь приобретают хорошие смазки. А у спортсменов появляются первые признаки усталости. Hanneggschuss Очень длинная и крутая часть трассы. К тому же, она почти всегда в тени и поэтому здесь постоянно лежит лед. В этом месте спортсмены разгоняются до неслыханных на других спусках скоростей. Рекорд принадлежит Михаэлю Вальхофферу (Michael Walchhoffer). На спуске австрийца датчик измерения скорости показал 154 км/час. Лыжи касаются полотна на какие-то мгновения, основную часть этого отрезка спортсмены проводят в воздухе, а в конце этого участка их поджидают нешуточные перегрузки. Seilesboden Короткий отрезок относительного покоя после безумия на Hanneggschuss. Здесь надо максимально удержать скорость и траекторию в отлогом левом вираже, ибо через минуту лыжника ждет Silberhornsprung Самый зрелищный (в правом повороте) прыжок на трассе Лауберхорн. Его тоже соорудили искусственно в 2003 году по просьбе производителей телевизионных программ. За спиной парящих в воздухе спортсменов виден белый правильный силуэт пленительной горы Зильберхорн (Silberhorn). И пусть немного позавидует Церматт (Zermatt) со своим Маттерхорном (Matterhorn)! Österreicherloch Дословно это название означает «дыра (в смысле – ловушка) для австрийцев». Неудивительно! В 1954 году фавориты соревнований Тони Зайлер (Toni Sailer), Андреа Мольтерер (Andrea Molterer) и Вальтер Шустер (Walter Schuster) в этом месте вылетели с трассы, буквально катапультированные тремя следующими один за другим горбами. В дальнейшем в целях безопасности рельеф выровняли, ловушки уже нет, и теперь австрийцы побеждают без помех. Но история осталась жить в названии. Ziel-S Сочетание двух тесных виражей. В целом не проблема, если бы не то, что спортсмены уже слышат комментатора и болельщиков на финише. Ежегодно на Ziel-S разыгрываются спортивные драмы, а результаты еще раз проверяются трудностями трассы. К тому же, при недостатке снега (что характерно для последних сезонов) спортсмены вынуждены ехать по неровному и обледенелому полотну. Ужасное место.

Zielschuss Последний прыжок и оставшаяся стометровка до финиша. Именно здесь произошла самая большая трагедия в истории соревнований под Лауберхорном. В 1991 году молодой (21 год) австрийский спортсмен Ерно Рейнштаглер (Jernot Reinstagler), измученный двухминутной ездой, прыгнул несколько неровно и носком правой лыжи зацепил сетку. Мощные силы буквально разорвали лыжника. Несмотря на немедленную помощь (врач был рядом через тридцать секунд, а вертолет через две минуты) и шестичасовую операцию, где было использовано 35 литров крови, спасти его не удалось. С того момента на многих виражах сетки заменены полотнищами из ПВХ. Финиш На высоте 1290 метров над уровнем моря, преодолев 4455 метров трассы с перепадом высот в 925 метров, победителями чувствуют себя все. Серьезно! С 1930 года в зоне финиша спонсоры угощают участников и болельщиков чудесным горячим овомальтином. В одной только Швейцарии спуск под Лауберхорном собирает у экранов телевизоров более миллиона зрителей. А многие ли слышали о нем у нас?