ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ

Текст: Кшиштоф Слупиньски Фото: Ciruela&Kris

Когда прошлым летом, во время одной из вечерних встреч, ко мне подошел Бартек Шлива и предложил изготовить мне лыжи, я решил, что пора отправляться домой — кто-то из нас уже выпил пива больше чем надо. И как я был удивлен, когда оказалось, что это вовсе не пьяные разговоры, а вполне здравая и реальная идея…

self

Во время летних каникул мы решили: попробуем! И посмотрим, что из этого получится. Анализ информации с соответствующих Интернет-форумов, а также опыт Сливы (он уже довольно успешно конструировал крылья для моделей самолетов) помогли создать список того, что нам необходимо: 1. Стержень – доска из определенного вида дерева диной около 2 м 2. Скользящие поверхности 3. Канты 4. Смола 5. Фрезерный станок 6. Насос (читай: комплект трубок и агрегат (компрессор) от старого холодильника) 7. Ленточный шлифовальный станок 8. Симпатичное помещение 9. И масса других аксессуаров (тиски, гвозди и т. д).

Как оказалось, чтобы все это собрать,  понадобилось достаточно много времени. У каждого из нас были определенные задачи: я должен был достать дерево, детали для пресса и кое-какие деревянные части. А Бартек занялся заказом по Интернету из Голландии: скользящих поверхностей и кантов, а также он отвечал за химические вещества и необходимые инструменты. Потом были визиты к людям, делающим паркет, звонки к знакомым: «привет, у тебя нет холодильника на выброс?», обследование каждого квадратного сантиметра местного строительного магазина «Касторама», проблемы с Интернет-магазинами, которым почему-то сложно выслать заказ в страну третьего мира. Результаты были только к концу ноября. И мы, наконец, смогли начать работу. Бартек – студент архитектуры, настоящий инженер, вникал в каждый процесс. Пригодились знания, почерпнутые им из американских сайтов, посвященных конструированию лыж и наши совместные идеи.

Первый этап – моделирование стержня. В ход пошли фрезерный и шлифовальный станки. После месяца работы по вечерам и выходным нам удалось получить желаемую форму. Не удалось совсем избежать ошибок, но в конце концов, мы достигли намеченной цели. Следующий месяц был посвящен формированию скользящих поверхностей и прикреплению кантов. Это задание кажется весьма простым, но в свете начинающегося лыжного сезона, быстрыми шагами приближающегося Рождества и тысячи других дел нам пришлось отложить на потом езду по Кракову и поиск подходящего места для лазерной резки.

И в этой точке мы на время разошлись. Я был поглощен сдачей сессии, участием в соревнованиях и работой, а Бартек очередными проектами. Все инструменты находились у Бартека дома, поэтому ему первому удалось сделать часть работы. Взяв у своего приятеля старый холодильник, я смог сделать насос, необходимый, чтобы сделать предпоследний шаг в нашем мероприятии. К концу декабря наш первый продукт был готов к окончательной обработке, чтобы осталось только наточить канты и смазать скользящие поверхности. Первый выезд лыж состоялся на Татранской Ломнице. С этого момента лыжи трижды путешествовали за границу: в Австрию, Грузию и Италию. Не смотря на мелкие недоработки лыжи ведут себя профессионально – мы гордимся своим «ребенком».

self1

В ближайшие дни мы будем устанавливать крепления на мои лыжи – модель kris.oryginals. Работа над ними заняла много времени, но мы надеемся, что наученные первым опытом, мы смогли избежать технологических ошибок, и лыжи не будут отличаться от стандартов Rossignol, Atomic или K2. Итак, мы доказали, что производить лыжи могут не только ведущие производители из Франции или Австрии. Конструирование требует серьезной увлеченности, значительного финансового вложения и знаний. И все получится.

Особая благодарность: Петру Вилку – за холодильник. Войтеку Дулиньскому – за помощь в разработке дизайна. Матеушу Брыку – за помощь в печати того, что для печати не создано.

Мнение Бартека о лыжах: Первые катания прошли на Ломнице в конце декабря. Нет сомнений, что лыжи не созданы для трас укатанных ратраком, а вне их снега было еще мало. Первым рейсом фрирайд можно считать поездку в январе на Stubai. Как на зло, чрезмерные осадки привели к закрытию большинства станций и запрету выходить в горы. Но настоящий лыжник справится и не с такими проблемами. И у меня появилась возможность познать новые лыжи в действии. Первые впечатления? Отлично! Лыжи просто плывут по поверхности пуха. Главное найти подходящий снег. Еще лыжи планировалось испробовать в Кашмире в Индии, но план потерпел неудачу и дальнейшие тесты прошли в Польше, используя практически каждый выходной. Но этого мало. Чтобы полностью использовать возможности таких лыж нужны стены побольше и снег поглубже. Конец сезона ознаменовался поездкой в Грузию, где есть отличные длинные спуски и снег по пояс. И лыжи показали себя на отлично!