Жесткие лыжи или мифы о лыжном спорте

Польша и Украина несколько отличаются от других стран. Всё, вроде бы, так же, как и в Европе, тем не менее, несколько иначе.

И наше отношение к спорту, к горнолыжному в частности, тоже несколько иное. В странах, где согласно различным статистическим данным, от 2,5 до 4 миллионов человек занимаются горнолыжным спортом, а каждый пятый заявляет об умении кататься на лыжах, уровень знаний на эту тему достаточно низкий. Частично в этом виновата изоляция страны в период социализма, недостаток знаний о новинках снаряжения и техники, а также современные масс-медиа, которые освещают лыжный спорт только в случае какой-либо сенсации. Но с тех времён прошло уже более двадцати лет, а многие мифы, возникшие вокруг горнолыжного спорта, всё ещё живы. И к ним добавилось множество новых. Доступ к информации в интернете, книгах и журналах может дать необходимый уровень информации. Стоит только немного поискать, почитать, посмотреть… и можно узнать обо всём. Но такое отношение вовсе не типично. Основные темы на соответствующих форумах — это «какие лыжи дешевле купить, подскажите!». Я выбрал несколько тем, которые, по моему мнению, достаточно точно описывают проблему. Мне кажется, что часть мифов существует благодаря нашим комплексам. Ведь в отношении к горнолыжному спорту мы далеко позади даже таких стран как Чехия, Словения или Словакия.

mif1

Миф о «настоящем лыжнике» Кто же такие «настоящие лыжники», о которых время от времени говорят в горнолыжных кругах? Люди старшего поколения лыжников (к которым и я понемногу приближаюсь) очень часто отрицают революционный процесс, произошедший в технике катания с момента появления лыж с «талией», т. е. карвинговых. Они подчёркивают тот факт, что современные лыжи значительно сокращают процесс обучения, что, по их мнению, очень плохо. Такой лыжник не имеет достаточно опыта и не всегда знает, как поступить в сложных ситуациях, — говорят они. Очень часто я сталкиваюсь с мнением (даже среди инструкторов), что «настоящий лыжник» способен кататься на любой поверхности, на любом снегу и на любых лыжах — лучше всего, на длинных и прямых. Во времена разграничения специализаций мне кажется не возможным, чтобы один и тот же спортсмен был достаточно хорош как в слаломе-гиганте, так и в скоростных спусках, а ведь и первый, и второй заслуживают называться «настоящими лыжниками», не так ли? Скорость обучения, которая значительно возросла с повсеместным использованием карвинговых лыж de facto спасла массовый лыжный спорт. Количество продаваемых лыж до появления на рынке лыж с «талией» и после говорит само за себя. Ну и что, что многие из лыжников, возможно, не справятся в сложных условиях, если они, скорее всего, никогда в них и не попадут. Я знаю лыжников, которые катаются пару недель в году только в центрах с искусственным нанесением снега, только на подготовленных трассах и часто только до обеда, потому что позже трассы уже слишком раскатаны. Нужно ли их исключить из числа «настоящих» лыжников? Мне кажется, не стоит игнорировать массовых, может и не имеющих такой уж хорошей техники лыжников. Ведь именно благодаря им лыжный бизнес работает: создаются центры и инфраструктура, ежегодно появляются новые модели лыж. Массовый лыжный спорт — это источник денег для регионов и для самой лыжной отрасли, поэтому люди, которые это обеспечивают, наверное, все же заслуживают звания «настоящих» лыжников?

Миф о терпении, которое, якобы, облагораживает Этот миф тесно связан с предыдущим. Среди «настоящих» лыжников существует достаточно распространённое убеждение, что только годы мучений на лыжах делают нас лучше. Даже существовала такая поговорка: «самые трудные первые десять лет на лыжах, потом будет легче». С юности я помню подъём со всем снаряжением, утренние спринты или многократные подъёмы к слаломным трассам, когда подъёмник на Каспровы Верх не работал. Я так странно себя вел потому, что другого выхода не было, а поехать в Альпы я не мог. Скучаю ли я за теми временами? Разве что потому, что тогда я был молод. А те подвиги я не имею никакого желания повторять. Моя швейцарская знакомая, прекрасная профессиональная лыжница и инструктор приезжала в Польшу в конце девяностых. Я повёл её на Каспровы Верх. После длинной очереди на подъёмник мы, наконец, съехали вниз, и она сказала: «у вас действительно очень красиво, но с такими условиями я бы занялась другим видом спорта». И я считаю, что современные возможности вовсе не балуют, а просто делают обучение или тренировки более приятными. И это нормально.

Миф о жестких лыжах Многие лыжники считают, что только очень жесткие лыжи дадут им соответствующую динамику и контроль на оледеневших участках. Откуда это идёт? Наверное, от желания быть профессионалом. Ведь общеизвестно, что у профессионалов лыжи значительно жестче, чем те, что продаются в магазине. Это заблуждение тянется ещё с давних времён, когда лыжи делали из цельного куска дерева. Только толстые лыжи (не путать с широкими) сохраняли упругость длительное время и не ломались так часто, как более тонкие. Хотя и в те времена были любители гибких лыж. Среди них был норвежец, который сломал не только много пар лыж, но и множество женских сердец — Stein Eriksen — который за один сезон успевал «израсходовать» до двадцати пар… Теперь же всё иначе. Современная технология позволяет сделать очень гибкие продольно лыжи, при хорошей поперечной (торсионной) жесткости, исключающей завихрение носков в поворотах. И что ещё важно, кроме гибкости, они обладают значительно большей упругостью и динамичностью, чем те, что были раньше. Некоторые фирмы, как например XO Skis, производят лыжи двух различный степеней жесткости, из которых более гибкие предназначены для более продвинутых лыжников.

Миф о больших ботинках У тебя мёрзнут ноги? Купи ботинки на размер больше и надень толстые носки из овечьей шерсти. К сожалению, многие лыжники до сих пор верят в такой способ борьбы с холодом, который возник ещё в те годы, когда ботинки были из кожи и на шнурках. Современные лыжные ботинки имеют вкладыши из прекрасных изоляционных материалов. А также можно, по желанию, установить нагреваемые вкладыши. Кроме того, для хорошего контроля над лыжами ботинки бóльшего размера необходимо очень плотно застёгивать. А это может вызвать точечный зажим стоп, а в результате — нарушение кровообращения, например в пальцах. Вроде бы все об этом слышали, а всё равно ещё многие лыжники катаются в слишком больших ботинках.

Миф о фанкарвинге У нас считается что фанкарвинг — это катание на очень, очень коротких лыжах со значительной «талией», без палок, зато с выполнением разных трюков, как например, прикосновение к снегу ладонью или локтем. И многие лыжники стремились к подобному совершенству. А чтобы сократить время обучения использовали очень короткие, даже 140 сантиметровые лыжи для взрослых мужчин. Часто главной целью таких лыжников было просто прикоснуться к снегу, и на склоне можно было увидеть множество странных силуэтов. «Настоящие» лыжники смотрят на фанкарвинг свысока, но «западный» фанкарвинг сильно отличался от нашего варианта. Во-первых, он происходил от спортивного катания — фанкарвинга, как спортивной дисциплины. Во-вторых, возможное касание локтем снега было результатом сильного наклона в повороте, а не целью катания. Кроме того, лыжи для фанкарвинга «там» были значительно длиннее чем «тут». У всех моих любимых приверженцев фанкарвинга длина лыж была 170 см, а радиус поворота от 14 до 16 м. До сих пор я считаю, что «западный» фанкарвинг стал революцией в технике катания. Он научил тысячи лыжников «выпускать» ноги в поворотах и использовать канты для езды, а не только для торможения. Современные лыжи allround имеют подобную геометрию, но, к сожалению, не такую же динамику и конструкцию, хотя бывают и приятные исключения. Жаль, что у нас в большинстве случаев можно было увидеть повороты на внутренней лыже, а не настоящий красивый фанкарвинг. Фанкарвинг вовсе не был так уж плох!

Миф о безнадежных лыжах Очень часто я с удивлением слышу мнения типа: «Я не стану покупать лыжи фирмы ХХХ, т. к. они расслаиваются». Что абсолютно все? В истории любой фирмы случались какие-то конструктивные или технологические неудачи. В случае расслоения, отделения наружного слоя или растрескивания кантов производители признавали свою ответственность и заменяли брак. В других областях производства такое тоже случается. Довольно часто мы слышим о проблемах в производстве автомобилей, но никто не делает из этого трагедии. Это не правда, что лыжи определенной фирмы на протяжении многих лет во всех моделях имеют какой-то определенный брак. Также не правда, что к нам попадают лыжи второго сорта. Этого не происходит, потому что просто нет таких лыж. И я не понимаю, кто и зачем выдумывает такие вещи.

Миф SL и GS Только спортивные лыжи подходят для катания, но какие же лучше, для слалома или для слалома-гиганта? Самое удивительное в том, что участники подобных дискуссий не принимают во внимание другие модели представленные на рынке. И эта ситуация тоже имеет исторические корни. Когда-то у хороших лыжников практически не было альтернативы, так как остальные модели (а фирмы делали всего несколько разновидностей) годились только для начинающих. Сейчас же лыжники могут выбрать технологически продвинутые allround или allmountain и будут ими довольны больше, чем специализированными спортивными лыжами. Если же кто-то готов кататься на профессиональных лыжах, то стоит обратить внимание на две пары: SL и GS.

mif2

Миф о снаряжении для женщин Закрепилось мнение, что снаряжение для женщин, пусть часто и приятное для глаза, технологически сделано на не очень высоком уровне. Считаю, что это глупость. Во многих фирмах в исследовательских центрах работают команды женщин, которые проектируют, создают прототипы и тестируют женские лыжи. И в таких коллективах часто работают бывшие спортсменки мирового класса. И в результате их усилий появляются полноценные коллекции лыж для женщин, содержащие специализированные спортивные лыжи, лыжи freeride или freestyle.

Миф о травматизме на склонах Это мой самый любимый миф. Я постоянно слышу и читаю в массмедиа, что современный лыжный спорт очень травматичный. Однако статистика свидетельствует об обратном. Начиная с сезона 1992/93, число всех травм у лыжников во всем мире уменьшается. Постепенно, но непрерывно. И это притом, что мощности подъемников за это время выросли десятикратно (в выбранных центрах). Тех, кто мне не верит, отсылаю к статистике: Ettlinger CF, Johnson RJ, Shealy JE, The Prevention O Knee and Lower Leg Injuries Among Elite Alpine Skiers and Competitors; Ettlinger CF, Johnson RJ, Shealy JE, A method to help reduce the risk of serious knee sprains incurred in alpine skiing; Johnson RJ, Ettlinger CF, Shealy JE, Meader C, Impact of Super Sidecut Skis on the Epidemology of Skiing Injuries; Aschauer E, Ritter E, Resch H, Thoeni H, Spatzenegger H, Injuries and injury risk in skiing and snowboarding. Конечно, это еще не все существующие мифы о горных лыжах, но я буду их собирать и дальше.

mif3