Завоевав три медали в последнем чемпионате мира по горнолыжному спорту, Christof Innerhofer за несколько дней стал одним из самых титулованных лыжников нашего столетия. Итальянские и австрийские масс-медиа сравнивали его с Gustav Thoeni, Jean Claude Killy и Marc Girardelli. Вот что поведал нам Christof в своем интервью
NTN: Самые сердечные поздравления за завоевание трех медалей в Ga-Pa. Это было действительно неожиданно и здорово. Было ли это неожиданностью и для тебя?
Cristof Innerhofer И да, и нет. Перед соревнованиями я был в хорошей форме и уверен в себе. Также в течение всего сезона у меня были хорошие результаты. Во всех соревнованиях я был в числе первых. Особенно хорошо я показал себя в официальных тренировках перед заездами, за что мне дали титул «чемпион мира в тренировках». И хотя во многих соревнованиях я делал какие-то небольшие ошибки, которые отдаляла меня от победы, моя форма была стабильно хорошей. Когда я ехал на чемпионат, то сказал себе: ок, если ты не сделаешь ошибки, все может быть хорошо. И даже очень… Именно отличные результаты в тренировках и соревнованиях перед чемпионатом дали мне уверенность и легкость в катании, что так важно в серьезных мероприятиях.
NTN: Трассы в Ga-Pa были действительно сложные, где легко просчитаться. После тех ошибок, о которых ты упоминал, не было ли чувства неуверенности?
Cristof Innerhofer Я люблю сложные трассы. Я люблю заранее продумывать тактику, а не делать поворот за поворотом на ровной как стол трассе. После тренировок я уже знал, что траса в Ga-Pa просто создана для меня. Меня также не пугала ее «жесткость», ведь я хорошо езжу даже по льду. Моей целью в GaPa была медаль. Но что будет так здорово, я даже не предполагал.
NTN: Завоевание какой из трех медалей было для тебя самым неожиданным?
Cristof Innerhofer Последней, в суперкомбинации. Вопервых, я уже был измучен соревнованиями и шумихой, которую подняли вокруг меня. Я все время давал интервью. Все время кто-то что-то хотел от меня. Не буду скрывать, что после получения золота в супергиганте и бронзы в скоростном спуске мы с коллегами это немного отметили. Во-вторых, я не специалист в слаломе, но мне удалось сделать лучший спуск в этом сезоне, а может даже и в жизни. Для большинства, однако, наибольшим шоком была моя медаль в скоростном спуске, ведь условия были сильно изменены. На первой тренировке, когда снег еще был очень жестким я ехал во главе. Во второй — мой результат уступал самому лучшему более 3 секунд. Но в полную силу я ехал только первую половину трассы, чтобы сэкономить силы. Позже мы с тренером анализировали видеозаписи, и я понял, что место на подиуме было всего на расстоянии вытянутой руки. Особенно меня порадовало то, что я ехал быстро как по льду, так и по более мягкому покрытию.
NTN: Когда ты полностью осознал, что стал чемпионом мира, а кроме этого, завоевал еще серебро и бронзу?
Cristof Innerhofer До меня до сих пор еще не дошло… Серьезно! Все время мне кажется, что это происходит не на самом деле. Немного жаль, что на чемпионате такой сжатый график и все проходит очень быстро. После допинг-контроля, интервью и т. д., когда пришло время вручения наград, я был уже таким уставшим, что вместо того, чтобы радоваться, мечтал только об отдыхе. И сейчас другие люди напоминают мне, что же произошло. Самый лучший подарок я получил от своего тренера, который тренировал меня тогда, когда я еще был юниором. Это видеофильм «Три медали, одна история», который рассказывает о моих тренировках и стартах, начиная с 1992 года и до сегодняшнего дня. Я был очень тронут, когда его смотрел.
NTN: В течение последних пяти лет мы описывали в нашем журнале известные трассы мира. Расскажи нам, где тебе лучше всего катается, и какие трассы или их участки вызывают у тебя особое уважение?
Cristof Innerhofer Для меня самым сложным является спуск в Beaver Creek. Это происходит в ноябре, когда мы еще не успели натренировать ноги в других спусках. Кроме того, самые сложные участки находятся в конце трассы, поэтому спортсмены уже уставшие, когда их проезжают. Там произошло много несчастных случаев, самый известный с Axel Lund Svindal. Перед классическими трассами я не испытываю особого трепета, скорее можно сказать, что езжу по ним с большим удовольствием, за исключением Val d’Isere. Эта новая, подготовленная к чемпионату мира трасса на Face de Bellevarde слишком медленная и извилистая. На ней я не чувствую скорости. Это скорее супергигант. В Kitzbühel проблемы создает Mausefalle. Лично мне жаль, что после случая с Albrecht отказались от прыжка перед финишем. Спортсмены знают, что рискуют, а для болельщиков этот прыжок был таким зрелищным. Представьте себе, на соревнование приходит 40 000 людей и они ничего не получают взамен. Если я чего-то и боюсь на трассах, то именно длинных прыжков, но без них спуски такие скучные. Не люблю технически простых и быстрых спусков, как в Lake Louise и Kvittfiel.
NTN: Если мы уже начали говорить на тему безопасности, то как тебе нравятся изменения в правилах FIS на 2012/13 год?
Cristof Innerhofer Статистика безжалостна и показывает, что больше всего несчастных случаев происходит во время сезона, сразу после введения существенных изменений в правилах. Просто спортсменам нужно время, чтобы привыкнуть к новому снаряжению. Вместо того, чтобы перекладывать ответственность на фирмы, которые производят лыжи, FIS сам должен заняться, например, проблемой лыжных комбинезонов. Мы ездим практически голые, а стоит сделать «резину» толщиной 1 см и пропускной способностью около 200 литров вместо 30, и время каждого спуска удлинится на 3–4 сек. Мой поставщик оборудования Rossignol был выбран для тестирования нового снаряжения. Эксперименты проводились на 40-секундной легкой трассе в Åre и различие между «опасными» и «безопасными» лыжами составило едва ли 0,3 секунды. Каково? Начинать войну из-за 0,3–0,4 секунды — это просто глупость. Я считаю, что в руководстве FIS находятся некомпетентные и безответственные люди, и их давно пора заменить. А еще больше меня злит то, что никто не спрашивает нас, спортсменов, что мы об этом думаем. Сейчас на основе двухдневных тестов внесены серьезные изменения в правила. Когда фирма Rossignol собирается представить на рынок новые лыжи, тесты на снегу длятся несколько десятков дней. А в случае с профессиональными лыжами людям из FIS видно хватает очень короткого времени для принятия решений. Остальное за них сделают производители, у которых и без того достаточно финансовых проблем. Не думаю, что зрители хотят смотреть соревнования и технику времен Alberto Tomby. Это уже прошлое. Эээх! Даже не хочется говорить! Скоро туристы и любители будут иметь снаряжение лучше, чем профессионалы. Пусть бы кто-то попытался сделать что-то подобное, например, в Формуле 1!
NTN: Что тебе известно о планах ликвидации суперкомбинации?
Cristof Innerhofer Я узнал несколько дней назад о том, что суперкомбинация будет разыгрываться еще только один раз в следующем сезоне. А позже только на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Для меня это не слишком хорошая новость, так как именно в суперкомбинации мне удавалось набрать много очков. Но с другой стороны эта дисциплина не соответствует требованиям нашего времени. На соревнования приходится брать такое количество снаряжения, что становится плохо. Лыжи, палки, каски, ботинки, «защиту» — и это все для двух совершенно разных дисциплин. Да и для зрителей это не слишком понятно, так что может и лучше, что ее ликвидируют.
NTN: Как ты считаешь, City Events в виде параллельного слалома имеет шанс на существование в FIS?
Cristof Innerhofer City Events — это прекрасный способ для рекламы горнолыжного спорта. Есть только одна небольшая проблема: если FIS хочет, чтобы в городских параллельных слаломах раздавались очки к горнолыжному Кубку мира, они должны очень четко определить принципы отбора. Допустим, в параллельном слаломе могут стартовать только лыжники технических дисциплин. И тут же раздастся крик возмущения — и мой в том числе — спортсменов скоростных дисциплин. Если же за показатель взять общий зачет на Кубок, то в соревнованиях мы не увидим таких специалистов по слалому как: Pranger или Herbst. И так плохо, и так нехорошо. City Events — прекрасное мероприятие. Но сначала нужно разработать четкие правила состязаний. А пока, по крайней мере для меня, City Events — это скорее шоу, чем серьезные соревнования. Но надеюсь, что в ближайшее время это изменится.
NTN: А теперь поговорим немного о другом. В твоих дисциплинах важную роль играет снаряжение. Как ты выбираешь для себя «быстрые» лыжи?
Cristof Innerhofer Обычно я выбираю определенную модель лыж. Потом мой специалист по сервису заказывает около 20 пар этой модели и тестирует их. Но в прошлом сезоне из-за травмы и операции на пальцах произошла неразбериха. Я не мог решиться на какую-то конкретную модель, и мой сервис-специалист заказал по две пары каждой модели. На каждой тренировке и на каждом соревновании я ездил на новых лыжах и почти всегда был впереди. Удивительно, но это правда. Большинство лыж, которые я получил, были «быстрые». А весь этот процесс придал мне уверенности в себе: я могу быстро ездить на любых лыжах.
NTN: Как получается, что лыжи одной и той же конструкции и сделанные из идентичных материалов скользят по-разному?
Cristof Innerhofer Понятия не имею, но так происходит. Мой сервис-специалист тоже не может это объяснить и поэтому все пары тестирует в зале, где нет ветра и постоянная влажность.
NTN: Наш следующий вопрос о Южном Тироле. Прекрасная страна, но с некоторыми проблемами в политической и культурной жизни. Ты говоришь по-немецки, являешься жителем Тироля, но когда выигрываешь, играет итальянский гимн. Как ты к этому относишься?
Cristof Innerhofer Да, Южный Тироль одно из самых замечательных мест в мире. Чистый воздух и прекрасные пейзажи, много солнца, но не слишком жарко, отличная еда и вина. Для меня это также идеальное место для тренировок: подготовительных и на снегу. На велосипед я сажусь прямо у дома. Для катания на лыжах надо подъехать чуть более десяти минут. Летом к леднику я доезжаю где-то за час. Единственное, чтобы добраться к морю понадобиться более двух часов. Я бы не хотел углубляться в эту тематику, но с детства — благодаря спорту — я привык выступать в цветах итальянского флага. Сколько я себя помню, мои тренера и специалисты по обслуживанию снаряжения были итальянцами. Я хорошо говорю по-итальянски. И для меня здесь нет никаких проблем, я здесь родился. Вот только австрийцем я точно себя не чувствую!
NTN: Чем ты любишь заниматься в перерывах между тренировками?
Cristof Innerhofer После чемпионата у меня было так мало времени, меня все время куда-то приглашали. Также я выполнял задания моих спонсоров, поэтому личного времени оставалось совсем мало. Я люблю встречаться с друзьями. Поваляться на диване перед телевизором. Пойти со своей собакой на прогулку. Люблю ловить рыбу и собирать грибы.
NTN: Это невероятно, чемпион мира в скоростных дисциплинах, где скорость доходит до 150 км/час, любит ходить за грибами!
Cristof Innerhofer Но это правда. Люблю бродить по лесу в одиночестве. У меня даже есть специальный маршрут по холмам, недалеко от дома, который я преодолеваю за четыре часа интенсивной ходьбы. И во время этого «круга почета» я собираю достаточно много грибов. Мой рекорд — 28 килограмм белых грибов.
NTN: Можно сказать, что для тебя сбор грибов — это экстремальный спорт! Используешь ли ты в своих тренировках какие-то дополнительные элементы, типа прыжков на банджи, или катания на мотоцикле? Например, австрийцы часто применяют подобные методы для повышения уровня адреналина.
Cristof Innerhofer Нет, я никогда не пользуюсь такими методами, чтобы преодолеть неуверенность или страх. Мне кажется, что я получаю достаточно адреналина при катании на лыжах. Мои тренировки уже много лет выглядят одинаково: с начала весны много хожу на лыжах ski-tour, в мае добавляю велосипед, потом велосипед и занятия в тренажерном зале, но с небольшими нагрузками. Потом в июле немного больше силовых упражнений и мы уже едем в Аргентину тренироваться на снегу. После возвращения — неделя отдыха и снова три недели на снегу, но уже тут, на ледниках, а потом начинается сезон. Я считаю, что тренеры, которые ищут особые решения для своих спортсменов, просто не могут их нормально мотивировать. Не думаю, что эти дополнительные занятия помогают быстрее ездить на лыжах. Но у каждого свой путь. Например, Werner Heel очень много ездит на велосипеде, a Davide Simoncelli ненавидит это, и никогда не садится на велосипед. Несколько сезонов тому у меня была такая сильная мотивация, что я даже не поехал летом с друзьями на море. Тренировался по 60 часов в неделю. Результатом стала тотальная усталость и потеря мотивации кататься на лыжах. Но с другой стороны нельзя позволить себе только лежать у моря. Каждый находит свой индивидуальный метод.
NTN: Были ли у тебя когда-либо идолы в лыжном спорте?
Cristof Innerhofer Разумеется. Когда я был маленьким, моим идолом был Alberto Tomba. Все о нем говорили, и вообще он был cool. Потом мне очень нравились Kjus и Aamodt, которые могли показать себя на серьезных мероприятиях. Да и сейчас я их считаю лучшими спортсменами, хотя сам стал чемпионом мира.
NTN: Думаешь ли ты иногда о завоевании Кубка мира?
Cristof Innerhofer Нет. Серьезно. Что будет, то будет. Мне так повезло, что я смог столько достигнуть, и никто уже у меня этого не отберет. Многие говорят, что это будет сложный сезон, ведь я должен подтвердить свой уровень. А я чувствую, что уже ничего не должен, а мои тренеры говорят, что я никогда не ездил так свободно, как сейчас. Увидим!
И когда мы так мило беседовали, в комнату вошла мама Кристофа с салатами, вином и домашними кнедликами. Кристоф признался, что во время своих отъездов он больше всего скучает именно за мамиными кнедликами. И мы его понимаем.