Последние годы я советовал лыжникам, которые катаются только время от времени, брать лыжи напрокат, а не тратить деньги на их покупку. Всё казалось просто. Лыжи в пунктах проката (особенно заграницей), как правило, самой новой генерации, хорошо подточены и смазаны. Но действительно ли это так?
Два сезона назад в марте я был приглашен на пресс-тур в один из самых известных лыжных центров в австрийских Альпах. Летели мы самолетом, поэтому брать свои лыжи было неудобно. Организатор обещал возможность бесплатно пользоваться самым большим и самым богатым пунктом проката в регионе. В нём представлены очень хорошие модели как минимум семи производителей, а в категории VIP даже спортивные лыжи и так называемые high performance. Каждый из участвовавших в поездке журналистов получил цветной буклет с предлагаемыми моделями и все стали выбирать. Отмечу, что поездка проходила не в пик сезона. Но к моему великому удивлению большинство лыж, о которых я спрашивал, были недоступны или не было необходимой мне длины. Во втором случае обслуживающий персонал предлагал мне более короткие лыжи, утверждая, что это не так уж важно. Наконец, я выбрал подходящую пару, и тут меня ждала очередная неожиданность, а скорее, разочарование. Лыжи были очень плохо подготовлены. Нет, не было дыр на скользящих поверхностях, но tuning оставлял желать лучшего. Из-за большого «товарооборота» в прокате невозможно подготовить лыжи действительно хорошо. И в результате вы получаете лыжи без определенной структуры на скользящей поверхности, канты подточены кое-как, и естественно, слишком агрессивно. Работник снимает грубый слой, как на кантах, так и на скользящей поверхности, чтобы облегчить себе работу. Смазывание с помощью машинки со щётками также не способствует глубокому проникновению смазки. Вот мы и получаем на руки лыжи, которые не хотят скользить, а значит, и поворачивать при ведении их плоско, на кантах ведут себя агрессивно и трудно инициировать следующий поворот. Я считаю себя неплохим лыжником с большим опытом, но от катания на таких лыжах мне не удалось получить удовольствия. В следующие два дня я каждый день брал новые лыжи (в пакете VIP) и каждый раз результат был один и тот же. И только в последний день мне удалось уговорить работника проката дать мне совершенно новые лыжи (модель следующего сезона), просто из упаковки. И хотя эта пара имела только фабричную подготовку, ездила вполне прилично. Итого: из четырёх дней катания только один я провёл на склоне с настоящим удовольствием. Как-то маловато.
После этого случая я весь прошлый сезон внимательно изучал снаряжение, которое брали в прокатах мои знакомые. Выводы следующие: • начало сезона (ноябрь, декабрь) — это лучшее время, чтобы брать лыжи напрокат. Лыжи ещё новые и подготовлены фабрично, что гарантирует хорошее (не путать с идеальным) поведение на склонах; • на пике сезона трудно получить именно те лыжи, которые нам нужны. Конечно, можно резервировать заранее, но если потом захотите их сменить, опять будут сложности. Короче, желание покататься на разных новых моделях реализовать на практике сложно; • в разгар сезона сервис оставляет желать лучшего. Большим пунктам проката просто не хватает времени тщательно заниматься своим снаряжением; • в конце сезона лыжи из проката уже изрядно «уставшие». Собственные лыжи редко подвергаются такой жестокой эксплуатации даже за всё время своего существования, как лыжи в прокате за один сезон; • маленькие пункты проката при отелях обычно предлагают лыжи в лучшем состоянии, чем большие, расположенные непосредственно в лыжных центрах. Но чаще всего, в небольших пунктах выбор марок и моделей не очень велик; • лыжи из проката приходится принимать такими, какими они предлагаются. Не стоит надеяться, что кто-то специально для нас сделает fine tuning, подправляя канты по вашему желанию и смазывая лыжи с помощью специального утюга; • у персонала пункта проката обычно не хватает времени на длительное общение с каждым клиентом. Если сейчас у него нет в наличии выбранной вами модели, то он будет уверять вас, что какие-нибудь другие лыжи ничуть не хуже. В свете вышеизложенных фактов считаю — для тех, кто только начинает заниматься горными лыжами, и не уверен, будет ли продолжать дальше, использование прокатного снаряжения вполне приемлемо. Всем остальным лучше купить собственные лыжи. Разумеется, невозможно найти одну пару, которая подойдет на все случаи. Но большинство лыжников катаются на подготовленных трассах, что значительно суживает область поисков. Почти в каждом большом центре организуются тесты определённых марок, где можно покататься на иных лыжах, чем собственные. Также после двух-трех сезонов лыжи можно продать и немного добавив, купить новую пару по желанию. Вторичный рынок лыж функционирует вполне сносно. Правда, собственные лыжи нуждаются в сервисном обслуживании. На это понадобятся дополнительные средства, зато хороший специалист подготовит лыжи именно так, как вам нужно. Зимние каникулы слишком короткие, а лыжных дней никогда не бывает слишком много, чтобы мы могли напрасно потратить их из-за неподходящего или плохо подготовленного снаряжения.