Fech fech – это очень мелкий, похожий на пыль песок, возникший в результате эрозии известковых скал и глины. Он очень распространен на всей территории Сахары, что делает обширные ее регионы недоступными для большинства транспортных средств. Вот какую информацию дает энциклопедия. Этот песок, упоминающийся во всех описаниях путешествий по Африке распалял мое воображение около двадцати дней, и наконец пришло время, чтобы испробовать его (в полном смысле этого слова) в реальности… Но до того, как африканский песок захрустел на наших зубах и под колесами наших мотоциклов, нам пришлось изрядно потрудиться, чтобы как следует подготовиться. Трасса уточнялась несколько раз, в основном, на основе данных немецких публикаций для профессионалов. Неоценимую помощь в планировании также оказали книги Chrissa Scotta «Marocco Overland» и «Sahara Overland», в которых автор очень подробно описывает конкретные трассы, и дает советы по выбору снаряжения. Кажется, у Криса Скотта мать полька и он очень хорошо говорит на нашем языке, короче – почти земляк. Также необходимо было подобрать снаряжение. Большинство сервисных услуг были предоставлены Варшавским Мото Центром (салон Хонды). Владелец и механики очень помогли нам в подготовке, а также выборе резины, подбору запасных частей, жидкостей и инструментов. О качестве их работы говорит тот факт, что, проехав около 3000 км по экстремальной, в основном offroad трассе у нас не случилось поломок (кроме проколотых шин). И, наконец, за несколько дней до отъезда мы отправились на встречу с большим знатоком этой темы, многократно посещавшим места, бывшие целью нашего путешествия. Разговор выглядел приблизительно так: – У вас есть спутниковый телефон ? – Нет… – Но старик… а Personal Tracker? – Нет… – Ноо старик… а копии русских военных (штабных?) карт 50-х годов? – Нет… – Нооо старик… а суперсовременную систему коммуникации между транспортными средствами? – Нет… – Ноооо старик… а пуленепробиваемый ноутбук американской армии? – Нет – Нооооо старик… Надо сказать, что нас стали одолевать некоторые сомнения. Присутствие духа мне вернул Крис Скотт, который написал в своей книге, что мы едем только в Марокко – страну, где почти везде есть мобильная связь, а расстояния между заправочными станциями редко превышают 200 км. И на месте оказалось, что прав был Крис, а не наш «специалист». Европа в Африке Когда проехав 42 часа на автомобилях с прицепами, в которых находились мотоциклы, мы наконец заехали на паром – мы вздохнули с облегчением. Теперь мы точно попадем в Африку. Нашей целью была Melilla – испанский анклав на африканском континенте. Этот город очаровывает своим положением на высоких, спускающихся к морю склонах и красотой колониальных построек. Выглядит он богато. И не удивительно – испанское правительство, чтобы мотивировать своих граждан оставаться в Африке, отменило налог на доход. Также здесь нет НДС, так что можно жить припеваючи. Прямо с парома, поздним вечером, мы отправляемся на расположенный недалеко от города кемпинг и… целуем замок, ведь еще только апрель. Доброжелательный охранник (кемпинг находится на территории воинской части) пытается как-то нам помочь и звонит в полицию. Появляется автомобиль, в сопровождении которого мы едем в ближайший парк, где очень милые полицейские разрешают нам переночевать. Такое, редкое в наши дни, отношение вселяет в нас веру в людей. Вот бы так было и дальше. Дикая Африка При немилосердной жаре мы стоим на границе и пытаемся взять соответствующие бланки абсолютно необходимые для того, чтобы пересечь границу. К счастью, с нами Марек, который говорит по-арабски. Наконец, после двухчасовой борьбы с бюрократией и вмешательства тысячи самозваных «помощников» мы въезжаем в Марокко через Nador. И зачем они все так усложняют? А, понятно! Из-за денег. Прекрасная асфальтированная дорога ведет нас прямо на юг, и мы радуемся тому, что уже сегодня наши колеса прикоснуться к piste (дороге, пути каравана) и бездорожью. Наша цель – Plateau de Rekkam. Но судьба не всегда благосклонна. Еще на асфальте, перед самым подъездом к плато, в небольшом поселке Debdou второй Марек, прекрасный фотограф и водитель Patrola, сигнализирует об аварии тормозной системы в нашем «автомобиле сервиса». Быстрый осмотр, и уже понятно: лопнул провод прямо перед распределителем на отдельные колеса. На помощь приходят марокканские лесники, которые ухаживают за прекрасными кедровыми лесами. Но они не только помогают нам отремонтировать машину, но и дают приют в расположенном на краю живописного обрыва домике. Старший по званию, Рашид многократно подчеркивает, что именно так выглядит гостеприимство людей ислама, а эмигранты в Европе и экстремисты только портят им репутацию. Мы верим ему, и во время этого путешествия многократно сталкиваемся с доброжелательностью местных жителей. Африканский холод И, наконец, мы выезжаем на каменистые, пересеченные многочисленными oued (руслами высохших рек и ручьев) дороги на Plateau de Rekkam. Бескрайнее и практически безлюдное пространство только кое-где покрыто верблюжьей колючкой. Стараемся держаться старой трассы ралли Дакар. Мы все смелее пользуемся педалями газа при преодолении очередных трудностей. Мне все больше нравится в Марокко. Но после обеда темные тучи затягивают горизонт, и приближается буря, настоящая, с громом и молниями. Мгновенно налетает сильный ветер и становится темно. Мы съезжаем буквально на 20 м с piste и при первых тяжелых каплях дождя разбиваем лагерь. Спрятавшись от дождя и холода, мы пытаемся приготовить еду из лиофилизатов. А когда мы, наконец, залазим в спальники снаружи бушует сильная буря с градом, и она практически над нами, так как вслед за молнией тут же раздается гром. И вдруг я понимаю, что наши палатки, машины и мотоциклы являются самой высокой точкой в радиусе нескольких километров. Я кричу всем остальным, чтобы хотя бы выключили мобильные телефоны. Но постепенно усталость берет верх над эмоциями. Только очень холодно. Я редко где-то так мерз, как в Африке. Оазис Дальнейшее путешествие по Plateau de Rekkam совсем не монотонное. Появляются ущелья, овраги и все более многочисленные oued. Также мы проезжаем два сонных селения. Здесь можно пополнить запасы воды, топлива и хлеба. В конце плато нас ждет первый в этом путешествии перевал Col de Belkassen. Согласно описанию в «Marocco Overland» только съезд в южном направлении может представлять какие-то трудности. Ничего страшного – кроме приблизительно 50 метров спуска по крупным камням Col de Belkassen не составляет проблемы для внедорожников и мотоциклов. Только „Ząbek” пробил шину на заднем колесе, поэтому мы решаем сделать остановку, тем более что в сотне метров от дороги видна роща с пальмами. Идеальное место, тень, травка, родник и никого вокруг. Недалеко от рощи виднеется разрушенное временем каменное строение. Это так называемое marabut – захоронение важной персоны. Известный арабист Марек читает затертую надпись и… пожалуйста, оказывается что мы будем ночевать рядом с самим Sidi Belkassenom. Ergi I Hamadi Идиллия закончилась. Наши автомобили двигаются по шоссе до Merzoug, а мы мотоциклисты, едем по уже едва заметным следам, оставленным на песке участниками ралли Дакар, направляясь с Boudnib прямо на юг, на «сагу», как говорит Гжесь. Перед нами ровная, как стол hamada, т.е. каменистая пустыня. Мы быстро с ней справимся, держа курс на ближайший piste. Спустя четыре часа, проехав по прямой линии около 12 километров, обогнув множество ущелий и оврагов, и преодолев нескольких oued, мы достигаем дороги. Теперь еще «только» чуть более 150 км по piste и мы будем в отеле в Merzoug. С момента выезда на дорогу нас обуял «гоночный дух» и скорость возросла до 100 км/ч по камням и песку. Вполне неплохо для любителей, да и какое удовольствие! На одном из редких разветвлений стоит маленькая каменная будка, а в ней чернокожий мужчина, как будто перенесенный сюда из повести Сенкевича. В экранизации повести «В пустыне и пуще» он мог бы сыграть одного из похитителей Стаса и Нел, и то без всякого грима. Увидев нас, он расплывается в широкой улыбке и вытаскивает из тени ящерицу на веревке длиной сантиметров 40 и предлагает приготовить ее на открытом огне. Оставьте ваши шутки, товарищ араб – сегодня мы будем обедать в отеле. Послеполуденное солнце ласкает вершины песчаных дюн высотой более 200 м, окрашивая их в рыжий. Это erg Chebbi, одна из немногочисленных на территории Марокко песчаных пустынь. Эту завораживающую игру света мы наблюдаем с крыши отеля Kasbah le Touareg в Merzoud. Принявшие душ, пахнущие парфюмом, и с пивом в руке. После нескольких дней, проведенных в пустыне, нам необходимо немного комфорта.Весь следующий день мы проводим возле бассейна, стираем одежду, осматриваем мотоциклы, а после полудня пробуем свои силы на дюнах. Великолепное развлечение, только вскоре мне приходится опять заняться тормозами в Патроле. К счастью мне ассистирует абсолютно неоценимый арабист Марек, а точнее это я ему помогаю, мило улыбаясь и рассчитываясь за услугу. Мы остаемся в Merzoug еще на один день, летая на мотоциклах по дюнам и бездорожью. Настоящим профи в езде по песку оказывается Ася, самая легкая из нас и на самом маленьком мотоцикле. Но при этом у нее лучшая для этих условий техника езды. Так мы развлекаемся несколько часов. О боже, кажется, что все вокруг слишком прекрасно, чтобы быть правдой. Вечером в отель приезжает группа уставших, что вовсе не означает что тихих, польских мотоциклистов с Побережья. Все на больших, обвешанных как верблюды (они везли из Польши даже пиво) машинах, больше подходящих для езды по шоссе, чем по бездорожью. Некоторые с девушками на заднем сиденье. Кто-то из местных необдуманно посоветовал им съехать с асфальта и сократить путь через Col de Belkassen. И хотя они проехали по бездорожью всего каких-то 50 км, уверен, что этот переезд они никогда не забудут. Один из участников рассказывал нам, что его машина с топливом и багажом весит более 300 кг. Вот только я так и не понял, говорил он это с гордостью или сожалением… Также в отеле остановились участники бельгийского rally-raid, коммерческого мероприятия, в котором могут принять участие все, кто хочет испытать себя в гонках. Тут все организовано профессионально, видно знание темы. Легкие мотоциклы для бездорожья, рефлекторы освещают место сервиса, звучит рок-музыка. За то время пока «настоящие мужчины» состязались, их жен, детей и любовниц, а также багаж к месту доставили организаторы. Здорово, когда люди умеют так развлекаться. Фальшивый «проводник» Мы с грустью покидаем гостеприимную Kasbah le Touareg и отправляемся дальше на юг, в местность Taouz, чтобы снова выехать на трассу «настоящего» ралли Дакар. В селении нас ждет неожиданность. Поперек улицы уложены огромные камни, а любезный мужчина информирует нас о необходимости объезда из-за проходящих здесь военных маневров. Без особого удовольствия мы соглашаемся объехать селение. Проехав около километра, мы начинаем увязать во все более глубоком fech-feche. Теперь нам становится понятно, что мы стали жертвой «фальшивого» проводника. Но с нами такие номера не пройдут! Гжешек и Куба делают быстрый обзор местности, и вся наша колонна направляется через hamady и череду небольших возвышенностей к настоящему пути вдоль алжирской границы. «Проводник» сопровождает нас на мотопеде, предрекая смерть от нехватки воды или в алжирском плену, а в конце проклинает нас и наших верблюдов до третьего колена, призывая вернуться в селение. Теперь я уверен, что каменная баррикада – это просто местный бизнес. Оказывается «фальшивые « проводники в Марокко встречаются нередко и надо держать ухо востро. Для местных нет лучшего зрелища, чем два автомобиля, ушедших по дверцы в песок, ждущих помощи местного трактора, за скажем так 100 эвро. Каменный кошмар и Фата-Моргана Piste вдоль алжирской границы достаточно разнообразен. Маленькие перевалы, ouedy, оазисы и «участки для гонок» создают прекрасную мозаику. Чувствуется дыхание Сахары. Воздух горячий и сухой. В высохшем русле самой большой марокканской реки Ziz, около четырех километров шириной, нас сопровождает очень сильный ветер. Видимость падает практически «до нуля», и мы чувствуем приближение песчаной бури. Из-за fech fech я, вместе с мотоциклом, падаю на скрытые в песке камни и на собственной шкуре проверяю эффективность снаряжения offroad фирмы Forcefield. На время путешествия мне его предоставил производитель, и я должен признать, что оно выдержало испытание. У меня даже не осталось синяков! Дальше наша траса то поднимается, то опускается, когда мы проезжаем через очередной перевал или песчаный бархан, который ветер нанес на трассу. Pistе, как и предупреждал путеводитель Криса Скотта, становится все более каменистым. Многочисленные камни имеют величину футбольного мяча. У меня такое впечатление, что при каждом подскоке наши мотоциклы в воздухе раскручиваются, а потом как после прикосновения волшебной палочки, падают вниз опять единым целым. И это на протяжении 100 мучительных километров. Единственной отдушиной стал проезд по дну высохшего озера Iriki, с той только поправкой, что температура воздуха здесь 47 градусов. На каждой остановке мне кажется, что я слышу, как испаряется бензин из карбюратора моей Хонды. В какой-то момент в плавящемся горячем воздухе я ясно вижу блестящую поверхность озера и пальмы. Гжешек подтверждает: если бы я шел пешком, то направился бы туда. Уже перед Foum Zguid (справедливо называемом воротами Сахары) я нахожусь в таком состоянии, что превышаю предел своих возможностей, совершенно не заботясь о целости шин. Хочу только, чтобы эта каменистая мука наконец закончилась. К счастью, обошлось без аварии. На рынке маленького поселения, ожидая машины сопровождения, мы выпиваем по несколько литров жидкости, а ведь в течение путешествия каждый из нас и так выпил от четырех до шести литров воды. А местные уверяют нас, что сейчас, весной, очень приятно – действительно жарко станет летом. Об этом мне даже не хочется думать. Время ожидания мы коротаем в разговоре с бельгийцами, которые занимаются обслуживанием упоминавшегося ранее rally-raid. По дороге, среди дюн Сахары мы встретили поляка из уже знакомой нам группы с Побережья. Его огромный мотоцикл лежал на песке, и он не мог его поднять. Разумеется, он ехал один. Если бы не бельгийцы, он мог бы так лежать еще несколько дней. Может, наступит когда-нибудь время, когда мне не придется стыдиться глупости некоторых моих соотечественников, но боюсь, это случится не скоро. Достопримечательности и другие чудеса природы В Foum Zguid мы оставляем трассу Дакар, и направляемся на север в горы Высокого Атласа. По дороге осматриваем город Quarzazate. Возможно, он и красив, но после блеска Сахары городская жизнь кажется нам скучной. Прекрасным piste мы едем в необыкновенный город Ait Benhaddou. Именно здесь, среди вылепленных из глины домов и крепостей (первые из них возникли в ХI веке) снимали сцены фильмов Бен Гур и Гладиатор. Великолепно, только настроение и пейзажи несколько портят толпы туристов. Дальше мы едем на север через Долину Роз, аж до известных ущелий Dades и Todra. К сожалению, несколько лет назад дороги в обоих ущельях были покрыты асфальтом и нам приходится перемещаться по твердой поверхности. Dades производит сильное впечатление своей глубиной (600 м) и шириной. Ущелье реки Todra не столь глубокое, и более узкое, но на мой взгляд более живописное. Настоящим испытанием для нас стала высокогорная pist, соединяющая оба эти чуда природы. По ней могут проехать только мотоциклы, мулы и небольшие вездеходы. Она вьется среди гор Высокого Атласа, поднимаясь до высоты 3000 м нал уровнем моря. Климат и пейзаж на такой высоте достаточно суров – даже в Африке. Кроме того, идет дождь, поэтому дорога скользкая, а пропасти по ее сторонам очень глубокие. Наши автомобили, разумеется, поехали по шоссе, здесь проехать им было бы очень сложно. Новый член группы Следующий день мы проводим в слабо посещаемой туристами (к счастью) горной цепи Jebel Sarhro. Каждый поворот приводит нас к еще одному чудесному уголку природы. После преодоления перевала Tizi Tazazaret на высоте 2600 м над уровнем моря климат и пейзажи сильно меняются. Снова чувствуется горячее дыхание Сахары, видны удивительные фигуры, благодаря эрозии получившиеся из скал. Вдоль водных потоков цветет миндаль. Для меня Jebel Sarhro – это лучшее место в Марокко (на данный момент). Но наш энтузиазм не разделяют водители автомобилей. 40 километровый съезд с перевала по каменной pist потребовал от них чрезмерного напряжения. В таких условиях у мотоцикла значительное преимущество. Еще до переезда перевала Tazazaret Куба и Гжешек нашли на дороге совсем маленького щенка. Он был в жалком состоянии – очень худой и со сломанной задней лапкой. Он был такой маленький, что помещался на ладони. Попытки оставить его местным закончились неудачей – трудна собачья жизнь в мусульманской стране. Напоенный и накормленный высоэнергетическими продуктами песик немного пришел в себя и Куба решил забрать его в Польшу. Вечером в лагере песик, который получил имя Дакар, умял паштет и пол банки свиного деликатеса, тем самым окончательно порывая с исламом. Дакар полностью покорил наши сердца и мы рискнули переправить его через границу в Melilli под прикрытием куртки Кубы. Только испанский полицейский из бригады по обнаружению наркотиков нашел его при въезде на паром, но и он подпал под очарование песика и махнул рукой на правила. И только в Польше стало понятно, что Дакар женского пола, и он получил новое имя – Сахара. Но ее стремление к свободе привело к тому, что несколько месяцев позже, вылеченная и откормленная, она прогрызла дыру в ограде и пропала без вести. И теперь болтается где-то по миру, бедняга. Возвращение Потеряв день на ремонт Патрола и еще один, проведенный в Merzoud, мы несколько выбились из «графика». После преодоления цепи гор Jebel Sarhro нам пришлось оставить piste и поехать по шоссе чтобы сэкономить время. Этот день, когда мы преодолели более 600 км по асфальту на одноцилиндровых легких мотоциклах и шинах для бездорожья, запомнится нам надолго. В конце у всех нас появились признаки вибрационной болезни. В последний день мы еще проехали по прекрасной, пересеченной многочисленными ouedam piste на Plateau de Rekkam, встретили пасущих великолепных коней номадов, и после четырнадцатидневного путешествия по Марокко снова вернулись в Melilli. Марокко оказался дружелюбной, безопасной и достаточно цивилизованной страной Путешествие по дорогам Марокко – это, безусловно, прекрасный тренинг перед более серьезными путешествиями вглубь Черного Континента. Пейзажи очень разнообразны и захватывают дух, а люди, за небольшими исключениями, добросердечны и готовы помочь. Надеюсь, что мы еще вернемся сюда. В Марокко мы проехали 3000 км, из них более 2000 по piste и бездорожью. Каждый из участников получил для путешествия несколько пар прекрасного термоактивного белья и носков фирмы IQ, которые прекрасно показали себя в этих экстремальных условиях. Еще раз спасибо. Во время похода мы пользовались навигационными устройствами Garmin с картами, доступными бесплатно на сайте www.island-olaf.de и у нас не было никаких проблем. Русские военные карты без нанесенной сети дорог подойдут только для глобтротеров занимающихся survival(-ем). Кроме Кубы все остальные мотоциклисты использовали покрышки Mefo Stone и Enduromaster, которые прекрасно себя показали. *** В походе принимали участие: Иоанна „Desert Queen” Морджевска – Yamaha WR 250 R Гжешек Стемпень – KTM 450 EXC Анджей „Ząbek” Пшевенда – Honda XR 400 Томек „Kuba” Качиньски – KTM 640 C4 Марчин Моравски – KTM 450 EXC ТОмек Курджель – Honda XR 650 R Януш Бялковски, Марек Лирски– Ford Ranger Марек Арчимович – Nissan Patrol Собака Sahara – Nissan Patrol и куртка Кубы