Первые приспособления для хождения по снегу появились на Севере еще в каменном веке, известно, что они были прямыми, с загнутыми вверх носками. В те времена были и широкие модели класса Powder, и те, и другие лыжи использовались вооруженными людьми, отправляющимися отнюдь не в горы, а в заснеженные леса, с целью добычи мяса насущного. В торфяных болотах Скандинавии найдены хорошо сохранившиеся короткие и широкие лыжи-снегоступы, которые хранятся в лыжном музее в Осло: их длина 110 см, ширина 20 см. Их возраст – более двух тысяч лет. Такими снегоступами и сейчас пользуются охотники и звероловы северных территорий земли. До середины девятнадцатого века лыжи были прямыми. Длина и ширина их менялась в зависимости от назначения: широкие и более короткие лыжи – для охоты, длинные и более узкие – для быстрого передвижения по равнине и спусков с гор. Пионерами именно горных лыж были скандинавские крестьяне: они спускались по склонам, используя для управления лыжами подобие весла – длинную палку с расширением на конце. Ведь если жить в горах и ежедневно по глубокому снегу спускаться вниз, то волей-неволей придется освоить повороты на лыжах. Историю современных лыж имеет смысл отслеживать, начиная с 1850 года. Именно тогда в Норвежской провинции Телемарк мастера изготовили первые лыжи с весовым прогибом – средняя часть была выгнута вверх. Такие лыжи гораздо равномернее распределяют нагрузку по всей длине. Но сама по себе выгнутая вверх лыжа – это только начало: благодаря выгибу стало возможным сделать лыжи тоньше к носку и пятке, а значит – и намного легче. Лыжникам стало существенно проще передвигаться по мягкому снегу: выгнутые вверх гибкие лыжи намного меньше проваливаются посередине, их стало легче вынимать из снега, да и управлять такими лыжами при поворотах тоже стало легче. Вырез стал широко использоваться чуть позже, в 1858 году, когда норвежец Сондре Норхейм сделал первые лыжи с зауженной талией. Так же, как и весовой прогиб, боковой вырез обеспечил большую гибкость лыж, а следовательно – облегчил управление лыжами во время спусков. Геометрия типичных для эры Норхейма лыж – 81-67-70 мм (здесь и далее – ширина лыж в носке-талии-пятке). Используя современную терминологию, радиус бокового выреза этих лыж был равен 83 метрам. Но лыжи без бокового выреза не канули в лету, они популярны и в наши дни – и лыжи для прыжков с трамплина, и некоторые модели беговых лыж, ориентированные на отдых, полностью лишены талии. Такая геометрия отлично работала и для беговых лыж, и для лыж, на которых в те годы прыгали с трамплина. Лыжи с такой геометрией просуществовали, практически без изменений, до 30-х годов 20-го века, когда, наконец, геометрия начала претерпевать некоторые изменения. Лыжи для прыжков с трамплина стали ровно на 1 см шире по всей длине (при ростовке 230 см), а радиус бокового выреза сохранился неизменным. Именно тогда в производстве лыж произошло разделение на три направления: на горные, беговые и для прыжков с трамплина. Еще одно знаковое событие в США произошло чуть позже – в 1938 году, когда бывший спортсмен-фигурист и фанат-горнолыжник Джимми Мадден повредил ногу. Ему очень хотелось кататься, и чтобы не слишком нагружать ногу он взял маленькие лыжи своего сына и попытался выполнять на склоне те фигуры, которые он обычно показывал на катке. Все шло замечательно, однако попытка проехать спиной вперед завершилась падением. И тогда появились первые твин-типы. А заодно – и фигурное катание (балет) на лыжах, получивший распространение лишь много лет спустя. Лыжи, сделанные из дерева, были благодатным полем для экспериментов с геометрией бокового выреза. В 1939 году лыжи Dick Durrance, сделанные на фабрике Тора Гросволда, при ростовке 206 см имели геометрию 74-54-62 мм – удивительно узкая талия сочеталась с боковым вырезом с поистине революционным радиусом в 42 метра. Это была модель для слаломных трасс. Однако после первых проб лыжи были отложены «в дальний угол» – талия в 54 мм была слишком узка для мягкого снега, царившего на трассах тех лет, а сделать лыже шире было сложно: дерево на фабрику поставлялось определенной ширины, и для того, чтобы сделать носок и пятку шире стандартных миллиметров, был необходим качественный клей и много работы. Первые спуски показали, что эти лыжи совершенно не хотят ехать по прямой, что не понравилось испытателям. Прародителям карвинговых лыж показалось, что игра не стоит свеч. Геометрия, найденная в 1868 году, просуществовала практически без изменений восемь десятилетий – в 1949 году Говард Хэд делал свои лыжи Standards длиной 203 см, с геометрией 81-68-77 мм и радиусом 62 метра. Standards явились еще одной из наиболее заметных вех в истории лыжестроения. В них была впервые применены многослойная конструкция – между двумя слоями алюминия находился наборный деревянный сердечник, с боков защищенный слоями пластика, а скользящая поверхность была снабжена цельными стальными кантами. Главным секретом успеха лыж Хэда был эластичный клей. Трассы соревнований готовились все лучше, снег становился все плотнее, скорости возрастали. Радиус выреза медленно снижался, и в 1950 модель Barney McLean, сделанная для гигантского слалома, имела геометрию 90-73-81, а радиус выреза составлял 48 метров. Именно такой боковой вырез стал фактическим стандартом на следующие 40 лет, хотя ширина талии была немного уменьшена и колебалась в диапазоне от 64 до 69 мм. Kastle Slalom 1964 года, Rossignol Strato и легендарные Dynamic VR17 1968 года… Спустя 15 лет модель для гиганта Rossignol SM все еще повторяла успешную форму модели Strato. В тот период слаломные лыжи Rossignol FP, кстати, были чуть уже и прямее. Пожалуй, самой заметной инновацией в геометрии лыж стало то, что Dynamic перенес наиболее узкую зону – талию – примерно на 15 см ближе к пятке. Это нововведение стало очень заметным благодаря тому, что на новых лыжах французские спортсмены стали ускоряться в завершающей фазе поворота. Модели с аналогичной геометрией выпускались всеми ведущими лыжными фабриками: известная благодаря изумительным спортсменам братьям Филу и Стиву Маре модель K2 VO, Fischer Vacuum, Atomic, Kastle, Blizzard… Успешная геометрия практически без изменений просуществовала вплоть до 1980 года, когда Elan на 20% уменьшил радиус бокового выреза, снизив его величину до 41 метра. Интересно, что компания Head в 1979 году разработала концепцию Natural Turning Radius, согласно которой лыжи для любителей отдыха в горах должны быть короче (около 180 см против привычных 200-205 см), а главное – боковой вырез должен быть глубже, то есть радиус выреза – меньше, у появившейся на рынке в 1981 году модели Head Yahoo (Интернета и в помине не было) этот параметр составлял величину 35 метров. Однако тогда Head не развил эту плодотворную идею, хотя и был организован выпуск ограниченной партии коротких и гибких лыж с очень глубоким боковым вырезом для менеджеров по продажам – причем именно для того, чтобы те могли демонстрировать резаное ведение лыж в дуге. Новинок было много. Взять хотя бы ту, что в начале 80-х выпустила компания Fischer: эта была модель лыж с… двумя талиями! От носка лыжи сужались, затем – к месту установки креплений – снова расширялись, затем снова сужались, а к пятке опять расширялись. То есть у каждой лыжи было как бы две талии. Но популярности подобная геометрия не получила. Демонстрационные лыжи Head просто опередили свое время. Но радиус (и глубина выреза) начали уменьшаться даже в секторе спортивных лыж. Но очень медленно. Так продолжалось до середины 80-х. В 1984 году один из руководителей компании Olin, у которого никак не получалось освоить горные лыжи, поставил задачу инженеру Франку Меатто придумать такие лыжи, на которых было-бы легко учиться кататься. И родилась модель Albert, которая является прототипом первой современной карвинговой лыжи. Впечатляющая геометрия 128-40-79 обеспечивала боковой вырез с радиусом в безумные 8 м. Однако не все было так просто: носок шириной 128 мм просто не поместился в имеющиеся на фабрике прессы. Лыжу для того, чтобы сохранить глубокий вырез хотя-бы с одной стороны, пришлось укоротить до 150 см (носок при этом стал уже и поместился в пресс) и… сделать ее асимметричной. В результате получилась модель, у которой с одной стороны вырез был привычным, с большим радиусом, а с другой, внутренней стороны – 10 м. Узкая талия лыжи, естественно, не вмещала ни ботинок, ни крепление, поэтому Меатто установил платформу Delrin, чтобы обеспечить возможность монтажа креплений. Идея глубокого бового выреза и платформы была запатентована. Olin произвел 150 пар лыж новой асимметричной формы и представил их на выставке в 1986 году. Однако магазины не были готовы к такой действительно революционной идее и отказались продавать короткие асимметричные лыжи. Прошло еще два года, и в 1988 году инженер компании Atomic Руперт Хубер разработал первые по-настоящему широкие лыжи для катания по целине, использовав идею большой площади сноуборда. Коммерческая версия получила название Atomic Powder Plus, геометрию 133-115-122 мм и характеризовалась общепринятым радиусом бокового выреза. Спустя год Volkl стартовал серию Explosiv – оригинальная модель в ростовке 190 см имела геометрию 118-94-110 мм и впечатляющий радиус в 28 метров. Настоящим прорывом в 1988 году стал проект Elan Sidecut Extreme – SCX. Инженер Франко в ходе экспериментов разрезал обычные лыжи вдоль и со стороны пятки, и с носка, а сверху устанавливал подобие тисков, чтобы лыжник мог регулировать ширину пятки и носка прототипов – очень странная конструкция. Это был не слишком точный эксперимент, но полученные данные помогли найти точку отсчета в новой карвинговой, форме революционных моделей. В 1991 году появилась модель-прототип лыж для гиганта с радиусом бокового выреза 15 метров и геометрией 110-63-105 мм. Выступающие на этих лыжах в местных стартах спортсмены показывали впечатляющие результаты. А сейчас имеет смысл вернуться на 100 лет назад, в конец 19 века. Именно тогда знаменитый альпинист, горнолыжник, инструктор и… изобретатель новых видов снаряжения для гор Матиас Здарский, заказал для себя и своих учеников короткие лыжи длиной 150 см. Лыжи имели успех, но как только Здарский прекратил проводить свои уроки, были забыты. Возродились «коротышки» в 1930-х годах, когда растущее число горнолыжников расползалось по плотному фирну в поисках новых путей спуска. Появился целый класс лыж, которые назывались firngleiter, «скользящие по фирну». Длина таких лыж колебалась от 60 до 90 см, а ширина была около 150 мм. Короткие снегоступы и укороченные (130-150 см) лыжи производились небольшими партиями и в 30-х, и в 40-х, и в 50-х годах несколькими австрийскими мастерскими. Очередное возрождение лыж длиной около 150 см началось в 1951 году, благодаря методу обучения с постепенным переходом на все более длинные лыжи, названному GLM – Graduated Length Method, короткие лыжи попробовали многие тысячи начинающих горнолыжников. Потом метод GLM был забыт, но в 1966 году он снова был принят на вооружение в США, и 80…150 см лыжи, которые позволяли, минуя классические этапы плуга и упора сразу начинать обучение катанию на параллельных лыжах, довольно широко применялись в лыжных школах до середины 70-х. Потом и этот метод уступил место новым разработкам. Однако короткие лыжи не исчезли с горизонта. В 80-х лыжи короче метра выпускались то одной, то другой фирмой под различными названиями, в том числе и Big Foot – большая нога. Но особого успеха в то время не получили. Тем временем и Kneissl шел к созданию лыж с глубоким боковым вырезом. Компания работала с 1986 по 1989 год в сотрудничестве с Olin, и инженеры Kneissl знали об экстравагантной и не получившей признания модели Olin Albert. К 1990 году Kneissl возродила короткие лыжи и выпустила необычную конструкцию – Bigfoot. Коротышки для новичков, длиной всего 80 см, с радикальным вырезом, могли пристегиваться и к горнолыжным ботинкам, и к обычной зимней обуви. В самом начале 1992 года дизайнер Вольфганг Вагнер решил, что глубокий вырез успешных игрушек может послужить идеей конструкции новых лыж для отдыхающих, и сделал модель Ergo с вырезом радиусом 14 метров и симметричной геометрией 100-62-100 мм. Но у Elan и Kneissl был и третий соперник, который двигался в том же направлении. Бывший спортсмен-горнолыжник из Болгарии, Иван Петков, придумал, а летом 1992 года и заказал на новой фабрике Atomic в Пампорово несколько пар лыж длиной 187 см, с геометрией 113-61-91 мм. Новые лыжи были названы S-Ski. После успешных испытаний были выпущены и лыжи длиной 183 и 193 см, с геометрией 115-61-85 мм и радиусом выреза 15 метров, которые имели большой успех на американской выставке SIA весной 1993 года. Однако длинные и широкие лыжи были и весьма тяжелыми. Для снижения веса было принято решение снизить длину. В результате к 1994 году появились модели длиной 163 см, продажи росли. Именно в этот период Юрий Франко, пытаясь объяснить непонятливым журналистам форму дуги поворота, использовал слово parabolic – параболическая форма. Слово понравилось пиарщикам, и новый термин, вызывающий до сих пор массу разногласий относительно формы выреза лыж, получил путевку в жизнь. Французы и сейчас называют все современные лыжи параболиками, и хотя форма бокового выреза может быть совершенно различной, к параболе чаще всего отношение имеет весьма условное. К трем пионерам новой геометрии уже в следующем сезоне присоединились Atomic, Fischer, Head, а также бренды, которые сотрудничали с Atomic – Dynamic, Hart, Rohrmoser и Colt. Геометрия модели Fischer Rervolution Ice – 92-62-92 мм (опять симметрия, как и у Kneissl Ergo), Head Cyber 24 – 94-61-90 мм. В течение последующих трех лет – до 1997 года, происходило бурное развитие формы и ширины лыж. Появились широкие «карвы» для целины – например, Atomic Powder Cruise с шириной в талии 104 мм, модели для фрирайда и универсальные лыжи mid-fat или low-fat – к ним относились Volkl Snow Ranger с шириной в талии 79 мм и Atomic Beta Cruise 9.22 (72 мм), лыжи с экстремально малым радиусом выреза для фан-карвинга, экспертные модели, карвы для начинающих. Особняком в пестром ряду стоит модель Elan Stealth с талией шириной 45 мм и экстремально высокой платформой. Появились и вскоре исчезли «полукарвы», модели с широким носком и узкой пяткой. Благодаря такой геометрии облегчался переход на новые лыжи тем, кто учился кататься в классической технике: узкая пятка позволяла легко вводить лыжи в проскальзывание, в то время как широкий носок облегчал вход в резаный поворот. Ограниченное развитие получила идея асимметрии, заложенная в Olin Albert. Асимметричные Fisher Radarc и Atomic Beta Carve X 9.11 – наиболее известные из моделей, разработанных для учета особенностей фанкарвинга. Эти модели представляют собой финальную фазу – ведь до этого были Fischer RC4 Supercarve-asymmetric с радиусами выреза около 22/20 метров и ростовкой до 195 см… Не были забыты и короткие лыжи – сначала появились Salomon Snowblade – снежные лезвия, а затем и всевозможные fun-ski, fun-boards, ski-boards, shorties. Общий путь, по которому шли практически все линии горных лыж и в течении последних 10 лет – постепенное уменьшение радиуса выреза и снижение ростовки. Сегодня лыжи для тех, кто катается по подготовленным склонам, характеризуются достаточно узкой талией – менее 70 мм, ширина носка и пятки изменяется в довольно широких пределах, но с таким расчетом, чтобы радиус бокового выреза находился в диапазоне от 10 до 20 метров. Асимметричные модели постепенно погружаются в сумрак времени. Крайне незначительный, по современным меркам, боковой вырез (согласно требованиям FIS > 45 м), оставшийся практически неизменным со времен горных лыж «классической» геометрии, ростовки до 215 см – лыжи для скоростного спуска. Более заметный боковой вырез характерен для лыж, предназначенных для соревнований по супер-G, он не превышает 33 м. Гигант – 21 м. Слалом – 13 м… Нужно отметить одну особенность геометрии носка практически всех современных моделей, нацеленных на чистое резаное ведение: дуга бокового выреза продолжается за носковой загиб. Сделано это для того, чтобы сильно закантованная лыжа в повороте не «скребла носом», а резала чистую дугу с самого носка. Универсальные модели более разнообразны. Ширина талии находится в диапазоне от 70 до 85-90 мм. В этом классе лыж существует несколько направлений развития геометрии. Первое – универсальные модели более или менее традиционной геометрии: умеренный боковой вырез обеспечивает радиус поворота в диапазоне 15-20 метров. Форма выреза производителями держится в секрете, но можно с уверенностью сказать, что она близка к общепринятой – двухрадиусной, и обеспечивает и возможность проскальзывания, и достаточно уверенную цепкость кантов на жестком снегу. Два слова о форме выреза. Строго говоря, термин «радиус бокового выреза» неточен. Правильнее говорить о глубине бокового выреза или об «обусловленном конструкцией и формой бокового выреза радиусе собственного поворота» лыжи. Ведь форма выреза у всех производителей своя. Как правило, в основе сложной кривой лежат два радиуса – в передней части лыж радиус выреза меньше, что позволяет легче нырнуть в поворот, а со стороны пятки вырез менее глубокий, чтобы на выходе из поворота можно было не закручивать дугу вверх по склону, а плавно перейти в следующий поворот. Многоцелевые лыжи нового поколения – широкие, со слаломным боковым вырезом, представила компания Atomic, выпустив четыре года назад на рынок свою новую линию мощных лыж Metron. Инженеры учли, что при равной ширине талии лыжи с более широким носком будут легче «заныривать» в поворот, да и на мягком и более или менее глубоком снегу всплывать будут на меньшей скорости, чем их остроносые коллеги. Ширина носка лыжи до 133 мм в сочетании с весьма радикальным вырезом в 13 метров дала ожидаемые результаты: на жестком склоне модели лыж Metron ведут себя как экспертные карвинговые лыжи с сильным демпфированием, а большая площадь обеспечивает им очень пристойное поведение в свежем снегу. Однако не только ширина талии, радиус выреза и ширина носка определяет поведение лыж в глубоком снегу, и от формы и от мягкости носка и пятки зависит очень многое. Мягкая лыжа в мягком снегу гнуться начинает на гораздо более низкой скорости, а значит – обеспечивает уверенное управление. Конечно, дело не только в мягкости, но и в высоте носка, играет роль и то, насколько далеко от места носкового загиба к креплениям лыжа продолжает оставаться широкой. Ведь, как известно, сила сопротивления движению зависит от площади поверхности, а значит, у лыжи, у которой носок выше и шире, шансов прогнуться на низкой скорости (при прочих равных условиях) больше, чем у той, у которой носочек маленький. Ну а если лыжа еще и мягкая – то «прогнутость» еще сильнее возрастает, радиус поворота уменьшается. Схожие форму, мягкость и конструкцию имеют носки множества широких лыж, ориентированных на катание по целине, которые выпускают небольшие молодые компании типа ZAG или Ridea, «основанные райдерами для того, чтобы делать лыжи для райдеров». Несмотря на то, что особенности форм вырезов разработчиками не раскрываются, похоже, что пионерами удачной геометрии были дизайнеры Salomon – в популярной на протяжении нескольких лет модели Pocket Rocket от мягкого носка сначала идет прямая линия, и только потом она переходит в радиус. Сейчас мягкий и почти прямой носок большой площади – отличительная особенность, например, моделей Santiago и Aztec компании Scott. Так что третье направление развития универсальных лыж – модели, сочетающие малый и средний радиус бокового выреза и форму, очень подходящую для карвинга, с прямыми или расширяющимися по прямой, а не по дуге, носком и пяткой. Такое сочетание дает большую площадь опоры и большую рабочую длину лыжи – а значит, и стабильность – при катании по мягкому снегу, и прекрасные карвинговые свойства и высокую маневренность при закантовке, когда контактная длина канта резко уменьшается, а носок и пятка длинной лыжи повисают в воздухе, не касаясь жесткого и ровного склона. Но не забыта и симметрия, хотя лыжи с одинаковой шириной носка и пятки распространены не так широко. Выпускается симметричная модель Zag FS BC, геометрия которой в ростовке 184 см – 119-86-119 мм, а радиус выреза 16 м. Выпускалась и модель парковых твин-типов Head Mad Trix с креплениями, которые можно было развернуть, не снимая с лыжи, при этом носок и пятка менялись местами. Самый широкий диапазон форм, ростовок и ширины лыж сейчас, пожалуй, все же в группе внетрассовых моделей. Мягкие Zag Gold 93, с геометрией 140-93-119 мм и характерным для слаломных лыж радиусом 12,5 м – на таких можно и «покарвить» по жесткому, и поплавать в целине. Более жесткие с мягкими носками Scott Santiago Pure с вырезом в 23,5 м, мощные, с асимметричным распределением торсионной жесткости пятки Stockli Sptormrider DP длиной свыше двух метров – 201 см и вырезом в 34 м, покрытая кожей Volkl Sumo или Atomic Big Daddy с боковым вырезом более 40 метров. Асимметричные Scotty Bob – лыжи, положенные на снег вплотную друг к другу, образуют между собой вырез «ласточкин хвост» – с одной стороны окантованная часть каждой лыжи намного короче. И малоизвестная модель Virus Conqueror вообще без выреза, с геометрией 109-109-109 мм. Венчают гамму форм выпускавшиеся в течение нескольких сезонов лыжи Шейна МакКонки – известного фрирайдера – Volant Spatula, у которых талия шире носка и пятки, и лыжи Armada с геометрией 125-135-133-134-120 мм. Это не опечатка – такая вот уникальная геометрия. Снег – это всего лишь замерзшая вода, а значит, и поведение лыж в глубоком снегу на высокой скорости аналогично поведению водных лыж, геометрия которых и легла в основу идеи этих моделей. А своеобразными «чемпионами» по ширине сейчас являются модели Duret Monstre Fat 186 с параметрами 203-177-93 мм. А может быть, есть где-то и еще шире… Конечно, характеристики лыж не исчерпываются одной лишь геометрией. Но именно геометрия всегда будет интересовать тех, кто увлечен горными лыжами и относится к ним немножко серьезнее, чем просто к способу неплохо провести время на заснеженном склоне.