Не пешком, а на самолете, не с рюкзачком, а с тюками, а о ночевке у хорошего хозяина надеяться не приходится. Опыт паломников тоже не пригодится, хотя место культа среди приверженцев очень известное. Только облачение ортодоксальных «соратников по вере» (по простоте и удобству кроя) напоминает цветной дорожный мешок…
Ну почти напоминает, потому что качество «джута» и окраска далеки от аскетического прототипа. К этому путешествию необходимо готовиться заранее. Душевные порывы имеют свои права, но и логистике есть место. Надо выбрать — лететь прямо в святилище, или по дороге заехать еще и в другие места сборов братьев по вере. Мы выбрали второй вариант. Любим навестить знакомые места, а самое интересное оставим на конец. Начинаем с приземленных вещей — ищем в Интернете самые выгодные (т. е. дешевые) авиаперевозки за океан. Все отлично — можем лететь без пересадок в Salt Lake City. Проверяем условия перевоза багажа (максимальный вес и… размер!). По прилету мы по счастливой случайности сразу получаем вещи и направляемся к прокату автомобилей в поисках следующего вида транспорта. Тщательно осматриваем паркинги с рядами автомобилей. Машина должна быть большая (столько багажа), и, самое главное, с приводом на все четыре колеса (без этого нас не пустят в заснеженные долины). Загрузившись, мы отправляемся на краткое свидание в Utah с Brighton и Altа. Потом Wyoming и прямиком в… JACKSON HOLE!
Если бы мы прилетели прямо сюда, гостиничный автобус забрал бы нас из аэропорта и ежедневно возил бы к подъемникам и назад. Так или иначе, но мы у цели — в мекке freeride. Для лыж и скутеров (сноумобилей)! О которых не все знают. «Дома для паломников» по цене делятся на категории также, как и в европейских центрах. На цену влияет не только качество жилья, но и его отдаленность от главного подъемника. Отель, расположенный в 10 минутах от гондолы, с внешним бассейном с термальными водами на шесть дней плюс пятидневный скипас стоит около 700 $.
У нас собственный транспорт, поэтому рано утром мы отправляемся в Teton Village (1924 м над у. м.) к нижней станции подъемника. Проезжаем несколько площадок, где паркуются очень странные машины, стараясь подъехать как можно ближе к знаменитому табло с ковбоем на белом мустанге. Есть стоянка, есть места с красивыми машинами, которые так здорово смотрятся на белом снегу. И нас нечего не насторожило! Прозрение пришло, когда мы выезжали со стоянки со счетом по оплате… А предыдущие площадки были бесплатные!
С абонементами в руке (которые проверяют при каждом подъеме, нет речи о том, чтобы их забыть или потерять — тогда необходимость заплатить 90 $ испортит самое прекрасное утро) стоим в достаточно большой очереди, ожидая первую встречу с пресловутым подъемником Jackson. Какое необычное ожидание! Атмосфера мистическая, хотя и в версии light. Ожидание чуда нового дня на лыжах. Вокруг доброжелательные лица, никто не толкается, не топчется по лыжам соседа. Все общаются, звук чужого языка призывает завсегдатаев спросить, откуда они приехали и какие у новоприехавших планы. Опытный взгляд сразу замечает новую модель или марку лыж freeride. А такой интерес не может остаться неудовлетворенным. Хорошо, что мы знали достаточно много о наших национальных лыжах. Венцом этого короткого введения в очереди стала неожиданная для нас встреча с представителями «ордена» обслуживания. Молодые улыбчивые люди проверяют абонементы ручным считывающим устройством, подходя к каждому из стоящих в очереди (автоматические рамки здесь редкость). Дальше мы поражены еще больше — милые девушки берут наши лыжи и устанавливают в специальные приспособления в корпусе вагончика, а кому нужно, они предлагают гигиенические салфетки. Симпатичные (как утверждает женская часть команды) и всегда готовые помочь, представители патрульной службы всегда появляются там, где они нужны. А трассы патрулируются еще долго после того, как отключат подъемники. Если внимательно присмотреться, то есть что-то, кроме молодости, по чем можно безошибочно узнать обслуживающий персонал (как работников подъемника, так и ski patrol). У них у всех загар типа «панда». Отличный отличительный знак — сразу понятно, кто прекрасно знает топографию местности, кто подскажет лучшую трассу и расскажет о состоянии снега. Как оказалось, большинство из них работают тут для того, чтобы иметь возможность пользоваться достопримечательностями этой святыни freeride.
Пришла очередь садится в большую гондолу. В ней поместится 100 человек. Все специфически экипированы: с лавинными датчиками, зондами, лопатками и ABS (Avalanche Airbag System). И снова шум как на Вавилонской башне. Мы уже знаем, что наши соотечественники тут редкость.
Удивляет нас количество скандинавов, естественно много тут американцев и канадцев, остальные нации представлены в равных пропорциях. В космополитических дебатах мы за 9 минут преодолеваем 1300 м перепада высот между нижней и верхней станциями на Randezvous Mountain. Из динамиков несется музыка, как вступление к финальному акту шоу одного актера. Водитель гондолы гипнотизирует пассажиров радостной болтовней. Такого гимна восхваляющего скольжение по снегу нам слышать еще не приходилось!
Вверху нас встречает большое информационное табло и карта всего центра. Можно выбирать подъемник с гондолами или кресельный. Трассы обозначены цветами почти также, как и у нас (легкие — зеленые кружки, средней сложности — голубой квадрат, сложные — один или два черных ромба в зависимости от степени сложности). Но перед стартом в Jackson надо потратить вечер на подготовку — каждая из 116 трасс имеет свое название.
Парящая над Jackson вершина Grand Teton поражает своим величием. Туда можно подняться и спуститься, но только с проводником. Замеченная из гондолы расселина с трамплином под линией подъемника оказалась закрытой. А так заманчиво выглядела… Главный поток лыжников направляется влево. Там расположены подготовленные трассы. Но при местных осадках подготовленные трассы — это не то, что в Европе. Если в течение нескольких дней нет снега, спуски, наиболее часто используемые, напоминают лунный пейзаж — ямы глубокие как колодцы. Мы же ищем трассы вне трасс. Т.е. такие места на склоне, которые обозначены номером и знаком, указывающим сложность. Это сущность этих мест. Они все соединены друг с другом, и в течение минут сорока в любом случае выведут лыжника к главной станции канатки. Мы находим плавные склоны, широкие снежные поля, невысокие обрывы — именно то, что нужно для первого раза при прыжке в три метра свежего пуха. И кучи эмоций для «Experts only». Немного только охлаждает наш пыл «Are you beeping?» над лавиноопасными участками спуска. В нашем распоряжении имеется: 50% експертов, 40% середняков, 10% начинающих. Самое главное — мы забываем о стадном инстинкте и избегаем тех мест, где много людей. Ведь сюда приезжают специально, чтобы самому проложить лыжню на девственном поле свежего снега. Поэтому за дело! Слева нас ждет неожиданность — ворота «Experts only» не пропускают. Траверс закрыт. По опыту, приобретенному в Brighton и Alty, мы уже знаем, что в США закрытая зона означает именно то, что на ней написано. Необходимо преломить европейское убеждение, что надпись permanently closed (закрыто) — это приманка для любителей острых ощущений и освобождение руководства центра от необходимости обслуживать эту часть склона. Обычно это места пересечения расщелин, карнизы или лавиноопасные участки.
Однажды мы «случайно зашли» в такой регион в поисках интересных видов для съемок. Ski patrol возник как из-под земли. Чудом и благодаря силе убеждения мы избежали штрафа (каких-то $ 1500). Но брошенная мимоходом фраза о том, что наши тела снесли бы вниз только поздней весной запала нам в душу. Направляемся в противоположную сторону. За «автострадой» для иноверцев видно характерное ограждение из ленточек и рамки pieps kontrol. Среди елок ни одного следа лыж — урааа — это то, что нам нужно! Отличный пух и сотни метров эйфории. Но снежное поле неожиданно обрывается и мы видим высокий обрыв. Но что под ним? Расщелина, склон? Вдруг мимо нас пролетел парень лет пятнадцати и… без задержки оторвался от края обрыва. Аж дух захватило! Теперь мы знаем, что прыжок вниз — это метров 15. После этого часть нашей группы принимает экстремальное решение — по пояс в снегу они дают задний ход в поисках более плавного склона еще левее. Мы с Лукашем ищем расщелину. Есть. Сначала срезаем снежные карнизы — сдвигаясь они очищают спуск. Поехали. После нескольких движений мы чувствуем, что под нами больше скалы чем снега. Так мы открываем сущность этого места — вызов и fun — два в одном. Внизу мы обнаруживаем, что наши лыжи почти совсем скрыты снегом. Оставим это на вечер. Такие практические занятия значительно расширяют знания о конструкции лыж. Tunning довольно несложный — выравниваем низ, отделяем выступающие куски скользящий поверхности, проверяем, не нарушен ли кант. Уффф — все на месте. В худшей ситуации после конфронтации с силами природы оказываются клиенты местных бюро проката. Удобство удобством, а величина ущерба рассчитывается без дискуссий и снимается автоматически с кредиткой карты, которой мы пользовались при заказе снаряжения. Рекламации — пожалуйста, за свой счет официальным путем. А так как наши лыжи в нормальном состоянии, не теряем времени. Продолжаем исследовать открытую вчера территорию. И не забываем о правиле — если уже несколько дней не шел снег, а следов на склоне нет — это значит что… возможности спуститься тоже нет! В гондоле мы рассматриваем группу туземцев — из рюкзаков у них торчат ручки парашютов для BASE jump. Мы начинаем прислушиваться, и это не отсутствие хорошего воспитания, а знание местных обычаев,— они разговаривают о месте, где много свежего снега. Без сомнения, стоит следовать за ними. Они направляются в лес, мы следом. Уже видно, что трасса обрывается, а они двигаются быстрее. Но мы не спешим. Они вылетают с обрыва и через минуту слышны звуки открывшихся парашютов. Перед нами овраг, едем в том направлении. И это стоило затраченных усилий! Внизу просто цирковая арена. Приземляются BASE jump и парагляйдинги, на стене видны веревки для скалолазов, а с карниза подростки снимают back- и frontflip. Здесь собрались американские и канадские экстремалы всех типов. Аж завидно! Искупим грех зависти возвращением на хребет справа от гондолы. Вдалеке мы заметили великолепные снежные поля и огромную котловину. Надо туда подняться. Всего пол часа пешком. Мы разделяемся. Аня, Анджей и Шрек (Гжегож) идут дальше. А мы с Лукашем выбираем спуск с карниза. Круто, южное направление, поэтому снег оледеневший. В таких условиях необходимо в одной руке держать ледоруб. Проходящие мимо американцы говорят, что здесь редко кто спускается. Наше эго взлетело к небу. А еще нас ждут прыжки со скальных обрывов и проезды через узкие, почти метровые снежные ворота. Хорошо, что мы разделились — теперь можем наблюдать друг за другом с противоположных склонов. Радиосвязь позволяет подсказывать дорогу. Просто супер. И никаких помех, ведь мы используем другую частоту чем местные.
В таких вылазках нельзя забывать о радио связи. Случается, что она нужна не только для удобства пользователя. И никаких одиночных походов. Мы всегда отправляемся компанией. Иногда это приводит к конфликтам, ведь горы — это испытание характера. Но в случае чего есть кому искать, есть кому показать где копать. Измученные и довольные мы можем позволить себе что-то еще кроме снежного царства. Развлечения имеются. Возле подъемника расположены спортивные магазины, где не только много разнообразного товара, но и разумные цены. Рекламы везде — от шапок до комбинезонов. Поражают замечательные магазины для велосипедистов. Множество уютных баров и ресторанчиков. На склоне по старинному обычаю мы перекусили легендарными гамбургерами с… чипсами. Но в поселке можно съесть что-нибудь поизысканнее. Тут снова поможет наблюдение за аборигенами. Идем туда, где едят местные. И это того стоит! Старая пивоварня. Кроме отличной еды — дегустация местных сортов пива. Не забываем и о tips. т. е. о чаевых. Было что-то для телесного удовольствия, теперь время порадовать душу. Чем увлекаются лыжники? Конечно, хоккеем!!! Вечерами в Jackson слышны звуки трансляций с матчей. А сколько эмоций. Больше чем на склонах! Странно, да? Свободный от лыж день можем провести только в Yellowstone. Путешествие на скутерах длиной в несколько часов между горячими гейзерами и стадами бизонов позволяет получить еще одну порцию адреналина. И нам удалось сохранить это состояние еще долго после того, как мы покинули аэропорт в Salt Lake City… Мы достойно попрощались с этой святыней. Переполненные мистическими впечатлениями мы вернулись к обыденной жизни. Проверка ручной клади перед посадкой внесла разлад в мою душу. Мой полный ABS баллон с газом стал центром внимания всех охранников аэропорта. Потом разбирали багаж Гжеся-Шрека в поисках такой же емкости. В эти минуты мы были без сомнения знамениты. Могущество воспоминаний. Вскоре мы отправимся за новыми…