Обычное время спуска здесь — 4–6 минут — приблизительно столько же составляет сумма результатов на всех соревнованиях, организованных PZN для т. н. «любителей» в течение всего сезона
Разогрев Зима 2008 — как обычно на каникулах мы выбрались на семейный лыжный отдых. В этот раз выбор пал на долину Val Gardena в Южном Тироле, «мекке» итальянских лыжников. Там проходит известная Sellaronda. Именно здесь по традиции в декабре встречаются лучшие горнолыжники мира, чтобы выяснить, кто станет самым быстрым на культовой трассе спуска Saslong. И наконец, сюда съезжаются лыжники со всей Европы, чтобы воспользоваться тем, что предлагают поселки: Sankt Ulrich, Santa Christina и Selva Gardena, а также чтобы прокатиться вокруг массивов Sella, Sassolungo или Secedy. Приближаясь к цели, в Santa Christina мы проезжаем большой баннер: «Gardenissima — самый длинный слалом-гигант в мире». Признаюсь, что я уже много различных «фокусов» показал на лыжах, стартовал в самых разных слаломах и не только в них, но слово «самый длинный» в этом контексте произвело на меня впечатление. Быстрое прочтение в сети информации о Gardenissima приводит к быстрому решению — стартую! Попытка записаться быстро меняет мои планы. Сейчас середина февраля, соревнования проходят в последний уикенд сезона, т.е. в начале апреля. Участвовать может 700 спортсменов и свободных мест… нет. Как это? Почему? Подробное ознакомление с результатами прошлых лет дает ответ. Длина трассы 6 километров, лучшее время около 3,5 минут, среднее время составляет от 4 до 6 минут — это приблизительно столько же, сколько составляет сумма результатов на всех соревнованиях, организованных PZN для т. н. «любителей» за весь сезон! В списке стартов звезды Кубка мира, а также легенды прошлых лет, такие как Annemarie Moser-Pröll или Marc Girardelli. Это с ними и с сотнями других лыжников (которые не закончили соревноваться на лыжах в юниорском возрасте, как это часто случается) можно посостязаться.
Раунд 1 Зима 2009 — в этот раз я рано выслал заявку, достаточно удачный сезон подходит к концу, в Доломитах еще сохраняются отличные условия. За два дня до начала соревнований регистрируюсь в Santa Christina и в обществе старожилов Gardenissima из краковского клуба Yeti объезжаю трассу, на которой пройдут соревнования. В день перед соревнованиями мы получаем номера и традиционные для Южного Тироля подарки. Вопрос, на каких лыжах стартовать, решается в пользу лыж для супер-гиганта — ведь только ¼ трасы — это классический гигант, а остальное — супер-гигант с фрагментами скоростного спуска.
День старта. Подъем в 5:30, завтрак, автомобиль, гондола, кресельный подъемник и мы на горе Secedy. Уже все подготовлено, от верхней станции кресельного подъемника установлены две параллельные трассы гиганта, перед нижней станцией они соединяются в один супер-гигант, который дальше ведет к финишу. Спортсмены стартуют парами и тот, кто быстрее справится с гигантом начального отрезка, первым въезжает в общую часть. Дальше они едут друг за другом, что иногда приводит к забавным ситуациям на трассе. К сожалению не слишком холодно, трасса ночью не замерзла, поэтому вся надежда на то, что благодаря опыту организаторов и «химии» трасса не будет слишком мягкой. Осмотр трассы вызывает у меня легкую панику. Сверху установлен нормальный гигант — такой, что лыжи для супер-гиганта, на которых я решил стартовать, будут слишком сложными! Быстро принятое решение, поход к авто, в котором находятся лыжи для гиганта 191 см, подготовленные на всякий случай. На них и поеду. Старт в 8:30. Каждые 30 секунд на трассу выезжают 2 спортсменов (одновременно на трассе может быть 16 лыжников!). Вначале стартуют группы самых старших лыжников — не то чтобы я интересовался чьим-то возрастом, но тут участвуют люди, явно рожденные еще до 2 мировой войны. Браво! Огромное уважение за отличную форму и желание соревноваться в этом не самом легком виде спорта. Атмосфера на старте приподнятая. После спортсменов старшего возраста едут журналисты, потом спортсмены из высшей лиги Кубка мира, такие как Werner Heel, Stefan Thanei, Daniela Merighetti или чемпионка мира Daniela Ceccarelli. Приближается и моя очередь. Номера в группах назначаются в соответствии с оценками FIS. Для меня это был неплохой сезон, у меня хорошие «FIS-очки», поэтому я стартую во второй паре в группе. Это также означает, что мой партнер, с которым буду соревноваться в параллельной части гиганта, хороший лыжник (в результате занял 2 место в моей группе и 25 в основном зачете). Организация прекрасная, никаких задержек, вещи всех лыжников в больших сумках с обозначениями спускаются на подъемниках вниз и ждут хозяев на финише. Отправляю свои вещи, остаюсь только в «резине» и становлюсь на старте. Моя тактика: так быстро, как только возможно проехать параллельную чать гиганта, чтобы раньше соперника попасть в отрезок супер-гиганта. Поехали. Еду быстро, может слишком быстро, но вроде хорошо, краем глаза вижу, что немного опережаю соперника. Проскакивает мысль, что правильно заменил лыжи, на лыжах для супергиганта у меня были бы большие проблемы. Смотрю на соперника, у меня почти целая длина вешки преимущества — хорошо, но слишком быстро (для меня, разумеется). Мы приближаемся к концу параллельного участка, и, к сожалению, к концу моего участия в Gardenissimа-2009. Опаздываю с поворотом, меня разворачивает задом к направлению движения и чувствую, как вылетаю в воздух, делая эффектное сальто назад, потом жесткое приземление, и уже понятно, что все плохо.
Одна лыжа отстрелила, подбегает кто-то из организаторов и спрашивает как я (потому что выглядело это, видимо, шокирующе), одновременно пытаясь убрать меня с трассы, т. к. через мгновенье подъедет спортсмен, который стартовал через 30 секунд после меня, а я лежу за возвышением и меня не видно. Знакомая боль безошибочно говорит мне, что у меня перелом голени. Да, да, я в третий раз сломал одну и ту же ногу. Быстро подъезжают служащие и отвозят меня на ровное место, где может сесть вертолет. И тут я понимаю, что у меня с собой нет совершенно ничего! Мои вещи — а в них телефон, документы, ключи от машины и т. д. ждут меня на финише. Но, оказывается, что и в несчастье может быть немного счастья. Когда я лежу в санях возле одного из многих ресторанов на склоне, где должен приземлиться вертолет, из открытых дверей прямо на меня выходят знакомые из клуба Yeti. Это Беата и Кшишек Палихлеб, Оксана и Томек Лубовец. Они спасают меня в этой сложной ситуации: занимаются моими вещами и машиной, а потом поддерживают в больнице.
Раунд 2 Сезоны 2010 и 2011 — это реабилитация и медленное возвращение в форму и к тому лыжному спорту, который я люблю больше всего — к соревнованиям. В моем мозгу все время крутится мысль о «самом длинном гиганте мира», и в 2012 я решаю повторно стартовать. Где-то на заднем фоне также существует желание расколдовать эту трассу, переломить негативные воспоминания. В этот раз начало соревнований назначено на 1 апреля, длина трассы традиционно 6 км, перепад высот 1033 м, а в списке стартующих среди семисот участников много известных имен — среди них Hannes Reichelt, Pepi Strobl, Ilka Štuchec, Isolde Kostner, Marc Girardelli, Annemarie Moser-Pröll. Наша группа в том же составе, что и в 2009, только присоединился Marcin Szafrański. Условия не самые лучшие: снега немного, но минусовая температура ночью и усилия организаторов приводят к тому, что трасса прекрасно подготовлена, и несмотря на яркое солнце остается в хорошем состоянии до конца соревнований. Об уровне организации свидетельствует тот факт, что соревнования, в которых участвует семьсот спортсменов заканчиваются в 11:30, а через полчаса уже не остается и следа от больших соревнований и трасса доступна для всех лыжников.
В этот раз у меня уже нет проблемы с выбором лыж — поеду на лыжах для гиганта, 191 см. Я понимаю, что не смогу ехать быстрее, чем получается только потому, что рядом едет мой соперник. Спокойно проезжаю параллельную часть спуска, легкое колебание в том месте, где я закончил свое предыдущее «выступление» говорит мне «осторожно, до финиша еще далеко…». Бросаю взгляд вбок и вижу, что в этот раз мой соперник «делает кульбит». Уже понятно, что к финишу я буду ехать один, как это обычно бывает на соревнованиях. Остается бороться со временем, трассой и все более коротким дыханием. Сложные решения: как распределить силы, ехать ли в низком положении и т. д. Более четырех минут спуска — это много — различные мысли приходят в голову. Когда я пересекаю линию финиша, то не ищу как обычно глазами табло, где появилось мое время и место. Знаю, что победил себя, трассу, собственную слабость.
Я выиграл у Gardenissimа!
Раунд 3 Наступит 6 апреля 2013 и мы снова встретимся на трассе Gardenissimа, ведь, как сказал Марчин Шафраньски: стоит проехать 1000 км, чтобы стартовать в этом гиганте, а ведь известно сколько гигантов в мире он уже проехал. Вместе с «журналом NTN» мы решили стартовать в этом издании в групповой классификации.