В июне 2010 я имел удовольствие участвовать в конгрессе ESSKA, организации, которая занимается спортивной медициной. Встреча проходила в Норвегии в Осло и была очень поучительной. Две сессии этого значительного мероприятия были посвящены травмам в альпийском лыжном спорте. Сейчас я хочу поделиться самой интересной информацией, которую там услышал. Выводы, которые каждый из читателей может сделать самостоятельно, достаточно невыгодны для представителей ФИС и всех тех, кто слепо верит в теории, которые они провозглашают. Частота возникновения травм Данные о количестве травм в альпийском лыжном спорте, предоставляемые ранее, говорили о 1-4 травмах на 1000 выполненных спусков. И хотя многие годы все исследователи подчеркивали, что риск травм при занятии лыжным спортом значительно больше, чем считалось, и он возрастает вместе с ростом скоростей, но только сейчас мы обладаем реальными данными. В 2006-2008 годах норвежские исследователи проанализировали современный травматизм в альпийском лыжном спорте у спортсменов Кубка Мира. Анализ касался 521 спортсмена. В исследуемой группе обнаружена 191 травма, прерывающая активную деятельность лыжника как минимум на один день, что означает 36, 7 травм на 100 спортсменов. Травмы происходили, прежде всего, во время соревнований. Также был определен риск травматизма в определенных дисциплинах. Итак: спуск 20 травм на 1000 съездов, супер-гигант 3/1000, гигант 10/1000, слалом 4/1000. Из этого сравнения однозначно вытекает, что главная причина возникновения травм – это скорость. И несмотря на то, что каждому человеку с нормальным IQ, это ясно и без проведения дорогостоящих исследований, продолжают организовываться все более быстрые съезды во всех дисциплинах. Также имеет значение степень подготовки трасс и все более быструю смазку. Уже несколько лет назад Marc Girardelli обращался к организаторам соревнований КМ о необходимости сделать менее скоростными все дисциплины с помощью изменения правил установки трасс: … на экране телевизоров зрители не в состоянии оценить, движется ли лыжник со скоростью 90 км/ч или 120. Для спортсменов же это огромная разница во времени реакции на исправление ошибки. Болельщики же видят и могут оценить разницу в технике преодоления дуг. Тогда зачем нужны все более открытые трассы и все большая скорость?… – задает риторический вопрос старый мастер. Для примера: известную всем трассу спуска в Kitzbuhel Jean Claude Killy преодолел в 1966 году за 2 минуты 16 секунд, а Didier Cuche в 2008 получил результат 1,52, что значит на 18% быстрее. Средняя кинетическая энергия, с которой двигался Cuche следовательно была выше на 40%. И именно это объясняет увеличение риска. Но нельзя требовать от спортсменов, чтобы они сами по себе стали ездить медленнее… Также было проанализировано влияние изменения регламента определяющего технические параметры лыж с 2011 года (длина, радиус поворота, высота плиты). Оказалось, что эти изменения никоим образом не улучшили безопасность спортсменов, а кроме того число травм постоянно увеличивается! Похоже на то, что руководители ФИС зашли в тупик, из которого им будет сложно выйти. Потому что возник эффект замкнутого круга: более длинные и менее талированные лыжи делают необходимым меньшее подкручивание установку трасс. А это в свою очередь увеличивает скорость спуска. Скорость увеличивает риск. Пытаясь уменьшить риск, ФИС увеличивает длину лыж и радиус поворота и так далее и так далее… Лыжи, сноуборд или фристайл? Также был проанализирован уровень риска в различных дисциплинах «снежных» видов спорта, сравнивая травматичность во фристайл, сноуборде и альпийском лыжном спорте (разумеется, на профессиональном уровне). Оказалось, что самый опасный фристайл, чуть менее сноуборд, зато альпийский лыжный спорт представляет меньшую опасность, чем две предыдущие дисциплины. Но это вовсе не обозначает, что он безопасен. Поэтому перед Федерацией стоит сложный вопрос: как сделать соревнования более привлекательными для зрителей, и одновременно более безопасными для спортсменов. Способен ли нынешний состав руководителей разрешить эту проблему?