У подножия лыжного трамплина «Летальница» от масштабности сооружения просто захватывает дух. Чувствуешь себя крошечной букашкой в огромной и необычайно высокой Вселенной. С финиша видно лишь уходящую в небо гору приземления, а стартовую площадку скрывают заснеженная вершина и облака… И это понятно, ведь «Летальница», расположенная в известной всему лыжному миру словенской долине Планица, – самый большой трамплин в мире. Его мощность составляет 215 метров – именно таковой должна быть проектируемая длина прыжка с этого трамплина. Впрочем, прыжка – мало сказано. По международной классификации трамплинов, такие величины уже величаются «полетами», а трамплины, соответственно, полетными. Полеты на лыжах занимают особое место, как в лыжном спорте, так и прыжках с трамплинов – дисциплине-«родителе». Для них даже выделен отдельный чемпионат мира, который – в отличие от стандартных мировых первенств FIS – проводится по четным годам. Что, однако, объясняется весьма прозаически – сертифицированных полетных трамплинов в мире всего пять: австрийский «Кульм» в Тауплиц-Миттендорфе (HS200), чешский «Черток» в Горахове (HS205), безымянный норвежец в Викерсунде (HS207), немецкий «Хайни Клопфер» в Оберстдорфе (HS213) и словенская «Летальница» (HS215). Естественно, «Летальница» не работает постоянно. Трамплин подготавливают раз в год во второй половине марта, специально для проведения Кубка мира. К вопросу подходят очень серьезно и основательно, ведь безопасность на такой конструкции должна быть на высочайшем уровне. В полетах, как и горнолыжном скоростном спуске, роль любого действия усиливается во много раз. Позиция в разгоне, момент отрыва от площадки, положение тела в воздухе – все это влияет на результат намного больше, чем на трамплинах нормальных. Поэтому на стартовую площадку полетного трамплина выходят спортсмены уже достигшие определенной квалификации. Говорят, практически каждый лыжник, достигший уровня Континентального кубка, решает попробовать свои силы в полетах. Очевидно, не только с исследовательско-экспериментальной целью. Проводя аналогию со скоростным спуском в горнолыжном спорте, тренировки на полетных трамплинах способствуют преодолению скоростного (и, наверное, высотного?) барьера у спортсменов. А некоторым лыжникам нравятся даже больше традиционно-стандартных прыгательных сооружений, как, например, Яне Ахонену. Наверное, таких и величают «камикадзе». Но вернемся к Планице и ее трамплинам. Сама Планица – обширная долина в северо-западной части Юлианских Альп Словении, которую также символично называют «долиной прыгунов». Первый трамплин здесь был построен на склоне горы Понце в 1930 году. Естественно, огромным и мощным он не был. Но уже спустя четыре года в Планице, по инициативе тогдашнего директора зимних видов спорта Югославии Станко Блоудека и проекту Ивана Розмана, был сооружен ещё больший трамплин. В первый же год работы трамплина норвежец Биргер Рууд совершил прыжок на 93 метра, ставший мировым рекордом того времени. Планица стала всемирно известной долиной. Вскоре, на «Великанке», а именно так окрестили новый трамплин, было опробовано интересное нововведение: мягкий, легко рассыпающийся снег попробовали «скреплять» специальными химическими веществами. Получавшийся в результате снежный «цемент» намного увеличил скорость разгона. И вскоре, на соревнованиях в марте 1936 года молодой австриец Зепп Брадл первым в мире преодолел 100-метровый рубеж, показав сенсационный результат в 101 метр. Трамплин Станко Блоудека нарекли «матерью всех трамплинов». После Второй Мировой Войны прыжковое хозяйство в Планице пришло в упадок и требовало восстановления. Лишь только в 1947 году FIS дало согласие на проведение первых международных послевоенных соревнований в виде матчевой встречи между словенскими и швейцарскими прыгунами. Через год к ним присоединились спортсмены Чехии, Польши и Франции. Главным героем соревнований стал швейцарец Чаннен, установивший новый мировой рекорд – 120 метров. После соревнований, прошедших в Планице в 1950 году, наступила четырехлетняя пауза. За время этой паузы на более мощных трамплинах в Оберстдорфе и Кульме были показаны значительно более далекие прыжки и планицкий рекорд Чаннена многократно превышен. Технические характеристики «Великанки» уже не позволяли прыгунам показывать такие результаты. Тогда и появилась идея сооружения трамплина мощнейшего. Инженерным и конструкторским наследием Блоудека воспользовались братья Горисеки. Они разработали генеральный план нового полетного трамплина с символично-скромным именем «Летальница». Почти 15 лет прошло от разработки планов трамплина и до первых соревнований на новом сооружении. Исторические соревнования на самом мощном в мире трамплине состоялись в 1969 году. В течении 3 дней их посетило более 90 тысяч человек и было установлено сразу пять мировых рекордов. Мечты планицких пионеров стали реальностью: полеты с трамплинов стали равноправной и самостоятельной лыжной дисциплиной. Братья Горешки рассчитывали, что их проект позволит прыгунам улетать за 200 метров. Но прежде чем задуманное на бумаге воплотилось в реальность прошло очень много времени. В 1974 году Штайнер совершил прыжок на 169 метров. Через пять лет немец Оствальд «улетел» на 179 м. В 1986 году во время восьмого чемпионата мира финн Мати Никанен поставил сразу две знаковых отметки в 187 и 191 метр. С этого года все мировые рекорды по полетам на лыжах устанавливались только в Планице. И вот, в 1994 году на тринадцатом чемпионате мира произошло судьбоносное событие. Финн Тони Ниеминен преодолел 200-метровый рубеж, показав результат 203 метра. Впрочем, в статусе мирового рекордсмена Ниеминен продержался недолго – на тех же соревнованиях норвежец Еспен Бредесен улетел уже на 209 метров. Сегодня стараниями лучших полетчиков мировой рекорд доведен до 239 м. Этот феноменальный результат покорился норвежцу Бйорну Ейнару Роморену в 2005 году. Тогда же уже упомянутый «летающий» финн Яне Ахонен совершил свой знаменитый прыжок на 240 м. Правда, с падением, почему и не был засчитан в мировые рекорды. Надо сказать, что тот год выдался небывало урожайным на всевозможные рекорды и сверхдалекие полеты. Летунам явно покровительствовало небо: соревнования проходили в великолепных погодных условиях, и в течение двух дней было совершено сразу одиннадцать прыжков за отметку 230 метров. Для сравнения, без учета этих одиннадцати результатов, на сегодняшний день таких прыжков сделано всего шесть. С 18 по 21 марта в Планице проходил финальный этап Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина. Соревнования на лётном трамплине лучших спортсменов сезона уже давно стали традиционным мероприятием в международном календаре FIS. Именно сюда (пожалуй, за исключением «Турне четырех трамплинов») приезжает наибольшее количество зрителей, именно здесь приковано повышенное внимание прессы и телевидения. Вмещающие порядка 35 тысяч зрителей трибуны сооружения неизменно заполнены в течение всех дней соревнований. Тысячи приезжих стекаются в крошечное словенское местечко насладиться зрелищем экстремально далеких прыжков и принять участие в обширной развлекательной программе с участием известных музыкантов и ди-джеев, которую столь заботливо готовят для них организаторы. Знаменателен этот праздник и для спортсменов: именно здесь, в Планице, вручают главный для лыжников приз сезона – Хрустальный глобус, который символизирует победу в общем зачете Кубка мира. В этом году на стартовую площадку «Летальницы» впервые вышли и два украинских спортсмена – Владимир Бощук и Виталий Шумбарец. Капризная погода добавила в соревнования напряжения. Теплое весеннее солнышко не могло усмирить резкий ветер, порывы которого доходили до 7 м/с, что для прыжков на таком огромном трамплине смертельно опасно. Жюри соревнований во главе с директором FIS по прыжкам с трамплина и лыжному двоеборью Вальтером Хофером то и дело переносили начало старта, делали остановки, пережидая неблагоприятные моменты. И все же, соревнования получились красивыми и зрелищными. В первом же квалификационном старте Виталий Шумбарец, впервые выступая на гигантском трамплине в Планице, занял 28 место и прошел в финальную часть соревнований. А также, установил рекорд Украины в полетах на лыжах, показав результат 189,5 метра. Владимир Бощук с прыжком на 179,5 метров занял 42 место. Пожалуй, неплохо для дебютантов! На следующий день уже в основных соревнованиях Виталий поднялся еще выше и занял 25 место – лучшее среди украинских спортсменов в сезоне – хотя и приземлился на 15 метров ближе предыдущего. Победителем этапа вполне ожидаемо стал австрийский вундеркинд Грегор Шлиренцауер с результатом 203 метра. Серебряный титул достался любимцу публики Адаму Малышу (202,5 метра), а бронзу получил россиянин Дмитрий Васильев (200,5 метров). Поистине, достойные из достойнейших! В субботу, 21 марта прошли командные соревнования. И снова не без пакостей ветра. Во втором раунде, во время старта четвертых номеров команд (то есть лидеров!), жюри принимает решение вторую попытку отменить, а финальные результаты засчитать по первой. Какой удар для зрителей и… австрийцев! Золото выиграли норвежцы, серебряные и бронзовые места достались Польше и России. Австрийцам осталось утешаться лишь четвертым местом. Кто мог ожидать такой расклад! В заключительный день соревнований на старт допускались лишь тридцать лучших по рейтингу Кубка мира спортсменов. Впрочем, порывистый ветер не пожалел никого и внес свои коррективы в ход состязаний. Несколько раз жюри приходилось останавливать соревнования, опускать стартовые ворота или просто пережидать порывы. После долгого хождения по мукам, финальный этап выиграл молодой финн Харри Олли, вторым снова стал поляк Малыш, бронзой завладел швейцарец Симон Амман. А дальше, как известно, раздача слонов. Заветный Хрустальный глобус в этом сезоне еще досрочно выиграл девятнадцатилетний Шлиренцауер (или просто Шлири). По итогам всех этапов Кубка мира он обошел швейцарца Симона Аммана и соотечественника Вольфганга Лойтцля, которые заняли, соответственно, второе и третье место. Австриец увез с собой и первый в лыжной истории малый Хрустальный глобус по полетам, который начали разыгрывать с этого года. Всего в сезоне 2008-2009 состоялось четыре этапа Кубка мира на полетных трамплинах. Кроме Планицы, соревнования проходили в Оберстдорфе, Кульме и Викерсунде. Украинские спортсмены также принимали в них участие. В Оберстдорфе лучший украинский полетчик Виталий Шумбарец занял 33 место (159,5 м), Владимир Бощук – 46 место, Александр Лазарович – 49 место. В Викерсунде результаты более скромные: Виталий занял 47 место (153,5 м), Владимир – 57 место (149,5 м). Наступающий сезон с предстоящими Олимпийскими играми, без сомнения, принесет немало ярких впечатлений для спортсменов, тренеров и зрителей. А после, когда улягутся страсти и почтят чемпионов, в словенской Планице начнется чемпионат мира по полетам на лыжах. Многие спортсмены планируют показать на этих важных соревнованиях свои лучшие свои результаты. После годичного перерыва возвращается в большой спорт многократный обладатель Кубка и чемпион мира, серебряный Олимпийский призер и превосходный полетчик Яне Ахонен. Стремится к повторению триумфа сезона 2006-2007 и возвращению чемпионского титула Адам Малыш, тренируясь под руководством финского тренера Хане Леписто. И ровно через год, с 18 по 21 марта гостеприимная Планица снова ждет всех желающих воочию увидеть, что такое прыжки в бесконечность…